МААМ-картинки

Особенности становления игры как вида деятельности в дошкольном возрасте

Ирина Дроздова
Особенности становления игры как вида деятельности в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы

Не секрет, что игре в развитии ребенка принадлежит особая роль. Исходя из того, что игра - это вид деятельности, в котором происходит воссоздание и усвоение общественного опыта, следует учитывать специфику ее формирования и общие закономерности развития как непосредственного процесса игры у ребенка, так и самого ребенка.

Публикация «Особенности становления игры как вида деятельности в дошкольном возрасте» размещена в разделах

Поскольку способность и возможность перейти непосредственно к игре есть только у ребенка, который желает, умеет общаться с взрослыми (как источником передачи социального, общественного опыта) и активно познающий окружающий мир, то можно говорить о том, что игровая деятельность ребенка постепенно формируется взрослым по мере обогащения детского жизненного опыта.

В раннем и дошкольном возрасте доступны такие виды игр, как:

-дидактические (сюжетно-дидактические)

-развивающие

-подвижные (сюжетно-подвижные)

-игры-драматизации

-игры-забавы музыкальные (сюжетно-музыкальные)

-сюжетно-ролевые (бытовые, общественно-патриотические, режиссерские)

-творческие (творческие сюжетные)

-строительные

-театрализованные

-хороводные

-конструктивные

По решению задач игры делятся на несколько групп:

1. решение задач умственного (интеллектуального) плана

2. решение задач физического плана

3. решение задач художественного (эстетического) плана

4. решение задач нравственного (социального) плана

В развитии большинства видов игры можно выделить этапы ее формирования:

1 этап – действия с предметами

а) направленность: действие с предметом как получается;

б) роли: нет;

в) характер действий: манипулятивный; ознакомительный и отобразительный;

г) взаимодействие: самостоятельные действия, игра с помощью взрослого;

д) стимул: игрушка;

е) возраст : 1г – 1,6г

2 этап – действия с предметами

а) направленность: цепочка действий может носить сюжетный характер

б) роли: не обозначаются;

в) характер действий: однообразные и часто повторяются, постепенно переходят к передаче отдельных; сюжетно-отобразительный;

г) взаимодействие: игра с взрослым;

д) стимул: игрушки, предметы-заместители;

е) возраст : 1,6-3 года.

3 этап - действия с предметами

а) направленность: последовательность действий определяются ролью;

б) роли: обозначаются словами;

в) характер действий: в соответствии с ролью, одна игра повторяется многократно;

г) взаимодействие: кратковременное объединение на основе использования любимой игрушки;

д) стимул: использование любимой игрушки;

е) возраст : 3-5 лет

4 этап – действия с предметами

а) направленность: действия с предметами, нацеленные на установление контактов с партнерами;

б) роли: четко обозначены, распределяются до начала игры;

в) характер действий: атрибуты и действия определяются по ходу игры в соответствии с ролью;

г) взаимодействие: как совместная деятельность, так и в сочетании с индивидуальными действиями партнеров, не отнесенных с ролью;

д) стимул: отражение быта, труда взрослых, общественных явлений;

е) возраст : 5-6 лет

5 этап – действия с предметами

а) направленность: отражение взаимодействия взрослых друг с другом;

б) роли: распределение заранее, отбор игрового оборудования, его изготовление;

в) характер действий: совместный, коллективный;

г) взаимодействие: коллективное, устойчивые объединения;

д) стимул: общий интерес, личные симпатии;

е) возраст : 6-7 лет.

В соответствии с этапами развития игры ребенку определенного возраста нужны определенные игрушки, различные по своей тематике и назначению. Игрушки по классификационной принадлежности можно разделить следующим образом:

- сюжетные (фигурки животных, куклы – образные; посуда, мебель);

- технические (конструкторы, транспорт, игрушки-двигатели (катающиеся);

- «орудия труда» (молоточки, совочки, ведерки, грабли, лопатки и т. п.);

- игрушки-забавы;

- театральные;

- музыкальные;

- спортивные;

- крупногабаритные;

- предметы заместители (заменители).

Для того, чтоб игра ребенка развивалась, необходимо соблюдение следующих условий:

- разнообразие впечатлений, получаемых ребенком от окружающей жизни;

- помощь взрослых (объяснение, рассказ, ответы на вопросы в доступной форме) в понимании событий окружающей жизни;

- чтение художественной и научно-популярной литературы;

- взаимодействие с взрослыми и сверстниками.

И еще одним из условий развития игры выступает роль взрослого. Руководство игрой со стороны взрослого можно то же условно разделить на этапы:

- отбор игрового материала соответственно возрастным, индивидуальным и пр. возможностям ребенка;

- образец действия с игрушкой с обнаружением ее свойств;

- объяснение задачи и игрового действия с показом;

- распределение ролей, игровых заданий, подбор игрового материала;

- разбор игровой задачи, цели, особенностей ролей и игрового материала с помощью наводящих вопросов, т. е. погружение ребенка в игру с дальнейшим предоставлением свободы действий; взрослый – помощник, участник;

- словесное объяснение и указание направления действий, постановка игровой задачи, обозначение результата, «постановка» ребенка в игровые условия; взрослый – «провокатор» игры.

Именно с развитием игры совершаются самые важные изменения в психике ребенка и, как следствие, происходит его подготовка к переходу на новую ступень индивидуального интеллектуального и социального развития.

Публикации по теме:

«Вся наша жизнь игра…» Игра как важнейшая деятельность дошкольника "Вся наша жизнь игра. " Огромная роль в развитии и воспитании ребёнка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. В процессе.

Консультация для родителей на тему: «Игра в жизни детей». Консультация для родителей на тему: «Игра в жизни детей». Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Особенности становления игры как вида деятельности в дошкольном возрасте
Опубликовано: 22 ноября 2014 в 22:26
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности становления игры как вида деятельности в дошкольном возрасте» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Дроздова (УИ 209761) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД