Папки-передвижки

Особенности учебной мотивации у младших школьников

Берковская Наталья Владимировна
Особенности учебной мотивации у младших школьников

Работа по формированию мотивации познавательной деятельности без преувеличения выступает в качестве центральной проблемы для современных школ. Ее актуальность обусловливает обновление содержания обучения постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельной работы и осознанного подхода к учебному процессу. Вопрос формирования мотивации учебно-познавательной деятельности находится на стыке обучения и воспитания, поэтому выступает важнейшим аспектом современного обучения.

Публикация «Особенности учебной мотивации у младших школьников» размещена в разделах

Учащихся без мотивации к обучению просто не существует. Для любой познавательной деятельности учащихся наряду с операционными компонентами (знаниями, умениями и навыками) характерно включение и мотивационных (мотивов, интересов, отношения). Мотивационный компонент обуславливает для учащегося значимость того, что ими познается и усваивается, его отношение к учебному процессу, его содержанию, способам выполнения и результатам. Мотивация выступает в качестве источника активности и направленности личности на предметы и явления действительности, вследствие, чего и проявляется активность. Для того, чтобы достичь поставленную цель помимо желания необходимо присутствие объекта, который, отвечая потребностям, побуждал к деятельности, обуславливал определенную конкретную направленность.

Каждый педагог желает, чтобы его учащиеся получали положительные оценки, проявляли интерес и желание к обучению в школе. В этом проявляется и заинтересованность родителей учащихся. Педагоги знают, что школьников нельзя успешно учить, если они относятся к образовательному процессу и знаниям с равнодушием, без заинтересованности, не осознают потребность в нем. В связи с этим перед современной школой возникает задача, связанная с формированием и развитием у учащихся положительной мотивации к учебному процессу.

В рамках изучения проблемы развития мотивов учебной деятельности у детей младшего школьного возраста целесообразно выделить три этапа. Первые исследования в этой области приходятся на начало пятидесятых годов двадцатого века таким учеными как: Л. И. Божович, Н. Г. Морозовой и Л. С. Славиной. Спустя тридцать лет в восьмидесятые годы мотивацию учения учащихся начальных классов была рассмотрена М. В. Матюхиной. С началом двадцать первого века связывают третий этап в изучении данной проблемы, который требует ее дальнейшего осмысления и развития идей, представленных исследователями в рамках предыдущих двух этапов с учетом современной реальности.

Развитие учебной деятельности младших школьников осуществляется при необходимой системе мотивации. «Проблема мотивов учебной деятельности школьников находится в постоянном поле зрения ученых и учителей. Сложность ее решения обусловлена наличием разных подходов к определению основного понятия в психологии, недостаточной разработанностью условий, способствующих развитию мотивов, которые могли бы реализовать учителя в образовательном процессе. Вместе с тем особого внимания заслуживают изменения особенностей младших школьников в связи с активным внедрением в их жизнь разнообразных гаджетов. Сформированность мотивации к обучению и познанию является важным личностным результатом начального общего образования».

Учение выступает в качестве целенаправленного и мотивированного процесса, в связи с этим задачей педагога является включение каждого ученика в деятельность, которая бы обеспечивала формирование и развитие познавательных потребностей – познавательных мотивов. Организацию данного процесса обуславливает осознание учениками целей предстоящей деятельности. Цепочку, в рамках которой осуществляется данный процесс, можно представить следующим образом: потребность – мотив – цель – действие – рефлексия.

Л. И. Божович в своих исследованиях, посвященных изучению мотивов учебной деятельности школьников, мотив определил как «то, ради чего осуществляется деятельность в отличие от цели, на которую эта деятельность направлена, то есть мотивом называется все то, что побуждает активность ребенка».

Ю. В. Киселева отмечает, что «успешность овладения человеком профессиональными знаниями и умениями во многом обусловлена: в какой мере удалось сформировать у школьников в процессе обучения готовность к любой социально необходимой деятельности; в какой мере учащиеся овладели универсальными знаниями; уровнем сформированности профессионально важных качеств, однако овладение ими осуществляется не только на этапе профессионального обучения».

В учебной деятельности следует выделять познавательную функцию. В процессе учебной деятельности младшие школьники познают дидактически обработанную систему знаний и способов деятельности. По мнению Г. И. Вергелес «. познание в обучении должно осуществляться таким образом, чтобы в дальнейшем обеспечить возможность непосредственного овладения индивидом окружающей действительностью». В сознании младших школьников в ходе учебной деятельности происходят познавательные процессы, то есть процессы отражения объективной действительности. Например, П. И. Пидкасистый считает, что «конечным эффектом деятельности учения является «преобразованная действительность, связанная с удовлетворением познавательных и практических потребностей школьников.».

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что «учебная деятельность, являясь важной составной образовательного процесса, создает необходимые условия для осуществления младшими школьниками познавательных действий».

Публикации по теме:

Картотека стихов о Родине для младших школьников «С чего начинается Родина?» С чего начинается Родина? С картинки в твоём букваре, С хороших и верных товарищей, Живущих в соседнем дворе.

Конспект психологического занятия для младших школьников «Регистрация психического состояния младших школьников»Конспект психологического занятия для младших школьников «Регистрация психического состояния младших школьников» Психологическая диагностика Конспект занятия Цели: Регистрация психического состояния младших школьников. Ход занятия 1. Ритуал приветствия.

Конспект занятия «Перелетные птицы» для младших школьниковКонспект занятия «Перелетные птицы» для младших школьников Цель: Расширять и обогащать представления учащихся о перелетных птицах. Задачи: познакомить с причинами отлета птиц осенью, изготовить.

Конспект занятия по пластилинографии «Снегирь» для младших школьниковКонспект занятия по пластилинографии «Снегирь» для младших школьников Цель: изготовить снегиря в технике пластилинографии Задачи: -учить детей работать в технике пластилинографии; передавать внешний вид снегиря.

Обследование письма младших школьников Аграмматическая дисграфия. 1. Подбери к слову пару: Один - много А) Шар – ___ Глаз -.

Проект «Моя любимая кошка» для младших школьниковПроект «Моя любимая кошка» для младших школьников Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию проект для младших школьников, который мы подготовили с дочерью Валерией. Валерия учиться.

Прописи по английскому языку для младших школьников с дисграфиейПрописи по английскому языку для младших школьников с дисграфией Как известно в России уже несколько лет английский язык изучается со второго класса. Для младших школьников с диагнозом дисграфия - это.

Стенгазета «Цвети, Земля!» для младших школьниковСтенгазета «Цвети, Земля!» для младших школьников Цель: изготовить стенгазету «Цвети Земля!» Задачи: - познакомить учащихся с праздником «День Земли»; расширять представления о связях.

Стимулирование как метод повышения учебной мотивации дошкольниковСтимулирование как метод повышения учебной мотивации дошкольников Стимулирование как метод повышения учебной мотивации дошкольников. Автор: Назарова Татьяна Валентиновна, педагог дополнительного образования.

Технология, повышающая интерес к чтению у младших школьников Технология, повышающая интерес к чтению. Выполнила: учитель начальных классов Яненко Оксана Дмитриевна Цель: повышение уровня читательской.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности учебной мотивации у младших школьников
Опубликовано: 16 мая 2022 в 06:38
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД