Анастасия Никитушкина
Особенности внимания у слабовидящих детей младшего школьного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема исследования обусловлена тем, что в России растет число детей с нарушением зрения, увеличилось количество сложных, комплексных зрительных заболеваний. Слабовидящие дети сильно отличаются друг от друга по состоянию зрения, работоспособности, утомляемости и скорости усвоения материала. Существенную роль в этих условиях приобретает развитие внимания младших школьников. Дети с нарушением зрения чаще всего с трудом переключают свое внимание с одного объекта на другой. Низкая устойчивость, трудности при распределении внимания, малый объем внимания - это все говорит об актуальности изучения этой проблемы, с целью коррегирования основных нарушений внимания детей с нарушениями зрения для более полноценного их дальнейшего развития.
Публикация «Особенности внимания у слабовидящих детей младшего школьного возраста,» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Актуальность темы обусловлена тем, что внимание как сквозная психическая функция играет важную роль в развитии слабовидящего ребенка, влияя на развитие других высших психических функций, тем самым повышает обучаемость и социализацию детей.
Изучением психологических особенностей детей с нарушениями зрения занимались Л. С. Волкова, М. И. Земцова, Е. И. Ковалевский, Т. Е. Конникова, Ю. А. Кулагин, А. Г. Литвак, Н. Г. Морозова, Л. И. Плаксина, Л. И. Солнцева, Ф. Цех и др. Этими и другими авторами показано, что нарушение зрения обусловливает весь ход психофизического развития, поэтому развитие познавательной сферы детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения отличается значительным своеобразием, обусловленным трудностями зрительного восприятия.
Целью исследования данной работы является: разработка и реализация коррекционно- развивающей программы по развитию внимания у слабовидящих детей младшего школьного возраста.
Исследование проходило на базе государственного общеобразовательного учреждения Тульской области «Снош». В исследовании приняли участие 10 обучающихся первого класса, в возрасте 7 лет, слабовидящие дети с косоглазием, амблиопией, высокой степенью миопии, из которых 7 мальчиков и 3 девочки.
В ходе проведения констатирующего и контрольного этапов применялась диагностическая программа, включающая следующие методики:
1. Методика определения продуктивности и устойчивости внимания
(кольца Ландольта);
2. Методика «Запомни и расставь точки» (В. Богомолов);
3. Методика «Найди отличия» (О. Н. Земцова);
4. Методика «Проставь значки» (модификация метода Пьерона - Рузера);
5. Методика определения переключения внимания (кольца Ландольта).
Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента показали, что
у детей с нарушением зрения младшего школьного возраста низкий уровень внимания, средне продуктивное и не устойчивое внимание; низкое переключение и распределение; и соответственно низкий объем внимания. Для таких детей трудно удержать цель задания, сосредоточенность их довольно быстро угасает за счёт слабо развитой устойчивости внимания. Эти дети не смогут быстро и правильно выполнять предложенные им задания, рассчитанные на удержание большого количества объектов в поле зрения.
По результатам диагностической программы была разработана коррекционно-развивающая программа «Играем вместе» в основу которой была положена программа Осиповой А. А. «Диагностика и коррекция внимания» с добавлением развивающих заданий и упражнений Гринченко И. С., Семенченко П.
Коррекционно- развивающая программа направлена на развитие ведущих свойств внимания, разработана с учетом ведущего дефекта в развитии детей, возраста, а так же интеллектуального потенциала каждого ребёнка.
Проверка эффективности развивающей программы на контрольном этапе эксперимента показала, что использование разработанной коррекционной программы на основе различных игр и упражнений позволяет повысить уровень развития внимания у слабовидящих детей младшего школьного возраста. Это подтверждается результатами констатирующего и контрольного этапов исследования, отличающимися качественными и количественными показателями. На констатирующем этапе низкий уровень внимания имеют 70% детей, на контрольном их количество снизилось до 40%. Средний уровень на констатирующем этапе составляет 30% детей, на контрольном количество детей увеличилось до 50%. Высокий уровень на констатирующем этапе выявлен не был, на контрольном увеличился до 10% .
В результате, мы определили, что основные свойства внимания повысились с помощью предложенной и проведённой нами программы по их развитию.
Рекомендуется использовать данную диагностическую программу и разработанную коррекционно-развивающую программу в работе со слабовидящими детьми младшего школьного возраста психологов, дефектологов.