Эмма Мазурова
Особенности воспитания и обучения дошкольников с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности воспитания и развития дошкольников
Мазурова Э. В. ,
воспитатель МБДОУ д/с № 6,
г. Белгород
На современном этапе большое значение приобретает совершенствование системы общественного воспитания детей с нарушениями в умственном и физическом развитии, коррекционно-развивающая педагогика.
Публикация «Особенности воспитания и обучения дошкольников с нарушением зрения» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Темочки
Одним из отклонений сенсорных систем детей дошкольного возраста является нарушение зрительной системы. Ребенок воспринимает информацию из окружающей среды посредством различных анализаторов: зрительного, слухового, кожного, двигательного, вкусового и обонятельного. Зрительный анализатор является сложной сенсорной системой, воспринимающей и анализирующей световые раздражители.
Для ведения коррекционно-развивающей работы воспитателям необходимо знать основы психического развития детей с нарушением зрения (восприятий, представлений, развития психических процессов памяти, внимания, воображения, речи, воли).
При нарушении зрения происходит сокращение и ослабление зрительного восприятия у детей, наблюдаются трудности при опознании рисунков: замедленность обзора, неточность, пропуск деталей изображения. Нередко у детей формируются ошибочные версии того, что изображено на рисунке. Имеет место нарушения пространственных ощущений между изображенными на рисунке предметами. Снижение зрения отрицательно сказывается на формировании графических навыков.
Трудности визуального восприятия детьми предметов и геометрических параметров формы осложняют понимание средств наглядности, формирования соответствующего образа о предметах. При восприятии величины предметов у детей с нарушением зрения возникает соскальзывание взора, дети затрудняются в глазомерной оценке пропорций, протяженности, расстояний.
У значительного числа слабовидящих детей нарушено восприятие цвета, наблюдается ослабление восприятия красного, зеленого и синего цветов. Нарушение зрения затрудняет восприятие движения. У детей с нарушением зрения наблюдаются иногда ошибочные, схематичные, неполные представления о форме, размерах, цвете предметов, растений, животных.
У большинства детей, поступающих в специализированные группы, имеются нарушения осанки, ослаблены познавательные процессы (восприятие, воображение, наглядно-образное мышление, ограничено овладение социальным опытом.
Задерживается развитие действий с предметами, например – шнурование ботинок, пользование ножницами и т. д.
В компенсации слабовидения участвуют слуховое, осязательное, обонятельное, тактильно-двигательное восприятия.
Исходя из этого, работа воспитателя в группе детей с нарушением зрения содержит непосредственно-образовательную деятельность с детьми, которая строится дифференцированно, соответственно возрасту детей, составу нарушенных функций, особенностям восприятия учебного материала; образовательную деятельность во время режимных моментов и специальную коррекционную работу, включающую развитие зрительного восприятия, мелкой моторики, ориентировки в пространстве и социально-бытовой ориентировки.
Предлагаю вашему вниманию календарно-тематический план работы в средней группе компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения.
месяц Тема Задачи
сентябрь «Здравствуй, детский сад! Игрушки»
«Осень. Во саду ли, в огороде (Овощи. Фрукты)»
Познакомить детей с помещениями группы, музыкальным залом, медицинским кабинетом, кабинетом тифлопедагога, кухней, участком.
Учить ориентироваться в групповом пространстве, туалете, раздевалке, участке.
Формировать понятия «игрушки». Развивать навыки обследования игрушек с опорой на зрительное и осязательное восприятие.
Познакомить с правилами поведения в детском саду. Вызывать у детей радость от прихода в детский сад. Способствовать формированию дружеских взаимоотношений между детьми.
Развивать художественно-творческие и конструктивные способности детей.
Формировать представления детей о времени года – осени, осенних явлениях природы; об изменениях, происходящих осенью в жизни растений, об овощах и фруктах.
Учить детей наблюдать погоду с опорой на сохранные анализаторные системы: слух, обоняние, осязание.
Знакомить с правилами безопасного поведения на природе.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Развивать художественно-творческие способности детей.
октябрь
«Путешествие в осенний лес. Деревья (Ель, берёза, дуб)», «Лесные подарки осени» (Грибы).
«Одежда. Обувь»
Формировать представления о лесе, деревьях, грибах.
Познакомить с частями деревьев (корни, ствол, ветки, листья, грибов (шляпка, ножка).
Устанавливать различия между рассматриваемыми объектами по величине, форме, цвету.
Формирование понятия «Одежда».
Узнавать, различать, называть предметы одежды (платье, шорты, колготки, кофта, свитер, куртка, брюки).
Учить различать зрительно - осязательным способом различные виды материалов для одежды.
ноябрь «Осень (поздняя). Птицы (ворона, воробей)».
«Домашние животные и их детеныши».
«Дикие животные и их детеныши».
Формировать понятия - птицы.
Узнавать и различать с опорой на зрительно - слуховое восприятие птиц
(ворона, воробей).
Познакомить с отличительными признаками птиц, выделять существенные информативные признаки внешнего вида птиц.
Формировать представления о внешнем виде домашних животных (кошка, собака, корова, свинья, лошадь).
Узнавать и различать с опорой на слух, обследовательские действия игрушек - моделей домашних животных.
Формировать представления о внешнем виде диких животных (лиса, заяц, медведь, ежик).
Узнавать и различать с опорой на слух, обследовательские действия игрушек - моделей диких животных.
декабрь «Зима. Зимние забавы».
«Новый год! Ёлка»
Формировать адекватные представления о явлениях неживой природы с приходом зимы.
Развивать способность наблюдать, устанавливать простейшие причинно - следственные связи, с опорой на полисенсорную систему восприятия окружающего мира.
Формировать представления о существенных признаках хвойных деревьев.
Познакомить с новогодними атрибутами. Учить различным способам восприятия окружающего мира.
январь «Человек и мир вещей. Мебель»
«Посуда»
Узнавать, различать и называть (стол, стул, диван, кровать, шкаф).
Правильно определять различные предметы мебели по существенным признакам.
Различать материалы, из которых сделана мебель, с опорой на различные способы обследования предметов.
Узнавать, различать, называть - тарелка, чашка, ложка, кастрюля, чайник.
Формирование понятия - посуда. Различать и называть части посуды.
Знакомить с разнообразными материалами для изготовления посуды. Развитие умения группировать сходные предметы по форме, величине, цвету.
февраль «Я вырасту здоровым «
«День защитника Отечества»
Формировать знания о возможностях своего тела и организма: о важной функции глаз, о возможности человеческих рук, ног.
Учить называть и показывать слева и справа части своего тела (руки, ноги, уши, глаза). Формировать интерес к дальнейшему познанию себя.
Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, дать представление о туалетных принадлежностях.
Познакомить с правилами безопасного поведения.
Расширять представления детей о здоровье и здоровом образе жизни (ЗОЖ). Воспитывать стремление вести здоровый образ жизни.
Дать представление о защитниках Отечества, об армии, о военных профессиях. Организовать все виды детской деятельности по праздничной тематике «День защитника Отечества».
Развивать творческие и конструктивные способности детей, привлекая к изготовлению подарков для пап и дедушек.
март «В окно повеяло весною. Мамин праздник»
«Семья»
Развивать представления о сезонных изменениях в природе. Наблюдение погоды с опорой на сохранные анализаторные системы (слух, обоняние, осязание).
Формировать представления о традициях празднования Международного женского дня.
Формирование полисенсорного способа восприятия собеседника.
Формировать представление о членах семьи - мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка
Закреплять знания своей фамилии, имен родственников.
Конкретизировать представления о детях и взрослых.
Формировать умение различать эмоциональные состояния окружающих, интонацию голоса, основные жесты.
апрель «Транспорт»
«Профессии на транспорте»
«Правила дорожного движения. Светофор».
Узнавать, различать и называть - автобус, грузовик, автомобиль, корабль, самолёт (с опорой на модели)
Формировать интерес к различным профессиям на транспорте (водитель, шофер, моряк, капитан, лётчик)
Формировать умения правильно заходить в транспорт и выходить из него.
Наблюдать за сигнальными огнями светофора, знать и называть их цвет.
Учить выделять звуки машин на улице, знать правила дорожного движения.
май «Моя страна. Мой город»
«Насекомые»
Формировать представления о родной стране, родном городе (обследование макетов домов различного вида).
Узнавать, различать, называть - бабочка, жук, стрекоза, пчела. Познакомить с отличительными информативными признаками.