Приложение МААМ

Особенности взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе

Дарья Прохорова
Особенности взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе
▼ Скачать + Заказать документы

На современном этапе детский сад представляет собой сложную взаимосвязь формирования образования дошкольное учреждение общения, ценностей, деятельности, отношений; технических и материальных условий, нравственных и правовых норм. Так указанные особые качества этого учреждения порождают взаимодействия как целостной системы: нравственную, интеллектуальную культуру и сферу, эмоциональный климат, авторитет среди родителей воспитанников и общественное мнение.

Также динамики их изменений, которые существуют в учреждении является, открытость ДОУ как системы определяется на базе тех пространств развития.

Публикация «Особенности взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе» размещена в разделах

Характеристиками открытости дошкольного образовательного учреждения могут выступать: степень неравновесности его состояния (относительно стабильное, но не абсолютно изменчивое, характер реакции на изменения окружающей среды (сверхадаптивная активность или приспособление) и механизм саморегуляции, степень и тип регламентированности системы управления (инновационное или традиционное, преобладание горизонтальных или вертикальных связей).

Развития пространства ДОУ состоит из трех взаимосвязанных пространств развития его субъектов: детей, родителей, воспитателей. В процессе развития ДОУ основной структурной единицей выступает взаимодействие участников учебно-воспитательного процесса в системе «педагог - ребенок - родитель». Социальный заказ родители формируют на уровне общественной потребности. Непосредственными реализаторами образовательных услуг на уровне государства, оказываемые дошкольным учреждением по воспитанию, развитию, обучению, личности являются воспитатели, потребителями выступают дети.

Взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в основе новой концепции лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные и образовательные институты призваны направить, помочь, дополнить, поддержать их воспитательную деятельность. Официально осуществляемая в нашей стране превращения воспитания политика уходит в прошлое из семейного в общественное.

В рамках закрытого детского сада перейти к новым формам отношений педагогов и родителей невозможно. Дошкольное учреждение должно стать открытой системой. Из чего складывается открытость дошкольного учреждения позволяет охарактеризовать результаты отечественных и зарубежных исследований, включающая «открытость наружу» и «открытость внутрь».

Придать дошкольному учреждению «открытость внутрь» значит сделать педагогический процесс более дифференцированным, гибким, свободным, гуманизировать отношения между педагогами, родителями, детьми. Нужно создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (родители, педагоги, дети) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятия, рассказать о своих успехах, радостях, неудачах и тревогах.

Вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада - это «Открытость детского сада внутрь». Родители, а также члены семьи могут внести свой вклад в образовательную работу, значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении.

Организация нового культурно-образовательного пространства, где главной ценностью является благополучная семья и личность ребенка.

По силе, глубине своего специфического воздействия на ребенка, семья - важнейший фактор, необходимое условие правильного формирования и развития малыша как человека. Для воспитания полноценной личности необходимо и детское сообщество в дошкольном учреждении, где он приобретает умение взаимодействовать с другими взрослыми и детьми, организовывая собственную деятельность, получает образование. Зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками.

По педагогическому сопровождению родителей необходимость этой работы основывается на: праве ребенка на педагогически образованных родителей; потребности родителей в поддержке; стремлении общества предотвратить появление и защитить себя от социальных проблем.

Так, педагогическое сопровождение родителей необходимо, для оптимизации процесса воспитания ребенка с одной стороны, для здоровья самого общества с другой. В конечном итоге речь идет о праве детей на таких родителей, которые способны обеспечить ему возможность всестороннего благополучия и развития. Можно выразить формулой: «Детский сад - семье» сущность связей этого вида

Второй вид характеризует в воспитательно-образовательный процесс детского сада включение взрослых. «Семья - детскому саду» - сущность этих связей. Компенсаторными называются оба вида этих связей.

Координационные - третий вид связей. Они возникают тогда, когда педагоги и родители совместно реализуют свои специфические возможности и становятся партнерами в воспитании детей.

Работа с родителями на первом этапе продумываются формы и содержание. С целью изучения их потребностей проводится экспресс-опрос. для дальнейшего планирования работы это необходимо.

Установление между родителями и воспитателями доброжелательных межличностных отношений это второй этап с установкой на будущее деловое сотрудничество. Предполагается с ними сформировать, проводить у них положительный образ ребенка именно этим необходимо заинтересовать родителей этой работой.

Третий этап правильное восприятия у родителей более полного образа своего ребенка и формирование его посредством сообщения им знаний, которые оказываются интересными и неожиданными для них, которые невозможно получить в семье. Это может быть информация о некоторых особенностях общения ребенка со сверстниками, его достижениях в продуктивных видах деятельности, отношении к труду.

Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка это четвертый этап. Воспитатели вступают в диалог с родителями на этом этапе, которые играют здесь активную роль, рассказывая во время посещения семьи воспитателем не только о положительном, но и о тревогах, трудностях - отрицательном в поведении ребенка.

Пятый этап - формирование и исследование совместное со взрослыми личности ребенка. Выбираются формы сотрудничества и планируется конкретное содержание работы на данном этапе.

Обязательное выполнение на всех этапах работы требует от воспитателей правил сотрудничество с семьей, для завоевания авторитета в общении: улыбка в общении с ними, необходимых для оптимального педагогического общения; проявление доброжелательности; беседы о том, что они ценят выше всего и что интересует родителей; обращение к родителям своих воспитанников только по имени; умение дать почувствовать родителям их значительность; проявление искреннего интереса к ним; умение выслушать, проявление уважения к их мнению.

На наш взгляд способствуют многие факторы, демократизации и гуманизации взаимоотношений воспитателя с родителями, как: комнаты для родителей организованы в дошкольном учреждении, где они могут познакомиться с работами детей, детской литературой, дидактическим материалом, игрушками, который можно на время взять домой; сделанные совместно с детьми индивидуальные именные приглашения, вместо обезличенных объявлений на родительские собрания о предстоящем мероприятии.

От формального общения нужно отказаться, отдавать приоритет таким формам работы и в пользу диалога от монолога с родителями, как вечера ответов и вопросов, «круглый стол», совместные со взрослыми развлечения и праздники, дискуссионные клубы, педсоветы, тренинговые занятия, выставки совместных работ детей и родителей, находить оптимальные решения, помогающие в различных ситуациях родителям ориентироваться, анализировать их. В установлении взаимоотношений с родителями важную роль играют также индивидуальные формы работы с ними. В качестве слово, подкрепленное наглядностью, которой могут записанные на магнитофон выступать беседы с детьми, режимных моментов, включение родителей в ролевые тренинговые упражнения или педагогические игры, видеофрагменты организации различных видов деятельности, микровыступления родителей, выставки их работ, участие их в работе кружков, фотографии детей, проведении экскурсий занятий и игр с детьми - одно из эффективнейших средств воздействия на семью.

С папами и мамами нужно завершать занятие на пике их интереса, предоставив им возможность и «поставив не точку, а запятую в дискуссии» и самим поразмышлять дальше.

Не стоит давать взрослым готовые ответы при обсуждении педагогических проблем, нужно строить обсуждение таким образом, чтобы находить причины своих педагогических ошибок, способствовать развитию их «педагогической рефлексии», критически анализировать собственную воспитательную деятельность, умению ее оценивать.

Требуется четко продумывать методы и формы работы, особенностям предполагаемых партнеров по взаимодействию, обеспечивать их соответствие поставленным задачам, готовясь к сотрудничеству с семьей, чтобы в дошкольном учреждении пробудить их интерес к жизни детей. Это необходимо, чтобы вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, активизировать участие в различных мероприятиях.

Основными направлениями взаимодействия современного ДОУ с семьёй являются : изучение потребности родителей в образовательных услугах; просвещение родителей с целью повышения их педагогической и правовой культуры.

Осуществляется работа по взаимодействию с семьями дошкольников, исходя из этих направлений.

Взаимодействия ДОУ с семьей основная цель всех видов и форм - между педагогами, родителями и детьми установление доверительных отношений, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать, в процессе общения объединение их в одну команду.

Осуществление этого требует интеграции дошкольного образования и семейного воспитания, перехода к качественно новому содержанию образования, изменения форм и стиля взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, что в итоге будет содействовать решению следующих задач: выработке общей стратегии действий по развитию личности дошкольника формированию общего образовательного пространства ребенка дошкольного возраста.

Получая привязанность и любовь со стороны членов семьи, заботу, опеку, воспитываясь только в ней, ребенок, может вырасти не приспособленным к требованиям жизни социума, не вступая в общение (контакт) со сверстниками, окружающей среды, эгоистичным. Ребенок, лишенный ласки и материнской любви, не принимает посильного участия в делах семьи, большую часть времени проводит в дошкольном учреждении, то у него нарушается эмоциональная связь с близкими людьми, не реализуется его основная потребность в общении. Воспитание ребенка в семье важно сочетать с необходимостью воспитания его в коллективе сверстников.

Нравственная атмосфера жизни семьи, ее стиль, уклад - это система ценностей семьи и социальные установки, семейные традиции, с окружающими людьми и взаимоотношения членов семьи друг с другом, культура родителей, педагогическая образованность, их умение соответственно возрасту ребенка организовать деятельность и жизнь детей в семье и целям воспитания его всестороннего развития.

К ведущим компонентам семейного уклада впоследствии добавился еще один - организуя совместную и индивидуальную со старшими членами семьи деятельность детей, умение и желание родителей практически осуществлять задачи воспитания.

Разнообразные формы использовались практическими работниками: стендов для родителей, оформление папок-передвижек, групповые и общие родительские собрания. Родителям хочется получить, прежде всего, конкретные знания именно о своем ребенке, именно этот факт отмечали воспитатели.

С воспитателями обсуждалось в беседах, что их чаще всего беспокоит в работе с родителями. Педагоги говорили о том, что на объем возложенных на них обязанностей, нехватка соответствующей литературы. Формы взаимодействия с семьей считают практические работники, что традиционные снижается интерес к нему со стороны родителей, не дают ощутимых результатов, которые начинают относиться ко всем мероприятиям в детском саду негативно. Когда воспитатели, имели место случаи, чтобы добиться посещаемости собраний, «не отдавали» родителям детей. В результате родители, мысленно были заняты совсем другими проблемами, вынужденные, присутствовать на собраниях.

В последние годы к опросам - анкетированию родителей прибегают часто практические работники. Следует отметить, что неоправданное увлечение анкетами стало заменять живое слово педагогов и родителей. Неграмотно составленная анкета, не продуманные детально вопросы дают неверный результат и делаются неправильные выводы.

По отношению к родителям в специфике педагогической позиции воспитателя сочетаются две функции - неформальная и формальная. Тактичным и официальным лицом, внимательным собеседником воспитатель выступает в двух лицах. Выработать доверительный тон и преодолеть позицию назидательности, разговаривая с членами семьи - его задача.

Воспитатель испытывает трудности в общении с родителями причинами, которых являются низкий уровень непонимание родителями значения дошкольного детства и его самоценность периода; недостаточная информированность воспитателей - об условиях и особенностях семейного воспитания каждого ребенка, а родителей об особенностях деятельности и жизни детей в дошкольном учреждении; социально-психологической культуры участников воспитательного процесса игнорирование ими того факта, что в определении содержания, форм работы детского сада с семьей, несформированности у них «педагогической рефлексии», именно они выступают социальными заказчиками;.

Таким образом, два важных образовательных института социализации ребенка является дошкольное учреждение и семья. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников. убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий семьи и дошкольного учреждения завоевать авторитет и доверие является главным в работе. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен.

Публикации по теме:

«Творческий конкурс-одна из форм взаимодействия детского сада и семьи».«Творческий конкурс-одна из форм взаимодействия детского сада и семьи». «Сила традиций и сила творчества В их сочетании – животворящий источник всякой культуры». П. Н. Савицкий В ДОУ традиционно прошел конкурс.

Внедрение новых форм работы с родителями — фактор успешного взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе Вниманию читателя предложены новые современные формы взаимодействия с семьями воспитанников, апробированные в работе дошкольного учреждения.

Как организовать сотрудничество с родителями, или Марафон мини-консультаций как форма взаимодействия детского сада и семьи Эссе «Как организовать сотрудничество с родителями, или Марафон мини - консультаций как эффективная форма взаимодействия детского сада и.

Консультация для родителей «Сотрудничество детского сада и семьи» Новый тип взаимосвязи детского сада и семьи является решающим условием обновления системы дошкольного воспитания. По всем законодательным.

Мини-музей как форма взаимодействия детского сада и семьиМини-музей как форма взаимодействия детского сада и семьи Организация мини- музея в дошкольном учреждении открывает перед педагогами широкие возможности в использовании интересных продуктивных форм.

Консультация «Нравственное воспитание дошкольников на современном этапе» "Нравственноев воспитание-это особая форма многогранного процесса развития человека: сознательное и систематическое культивирование в нем.

Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО. Основные задачи работы с родителями.

Современные подходы к сотрудничеству детского сада и семьи Одним из важных принципов технологии реализации различных программ дошкольного образования является совместное с родителями воспитание и.

Тезисы выступления о стилях взаимодействия педагога детского сада с родителями Стиль взаимодействия педагога детского сада с родителями Уже давно в педагогических кругах стала расхожей фраза: «Не так сложно работать.

Выставка совместного творчества — эффективная форма взаимодействия детского сада с семьями воспитанниковВыставка совместного творчества — эффективная форма взаимодействия детского сада с семьями воспитанников Выставка семейного творчества – традиционное мероприятие в детских садах. Во-первых, выставки – это не самоцель. В группе используются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе
Опубликовано: 6 октября 2022 в 17:57
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе» (включая файлы) размещена пользователем Дарья Прохорова (УИ 333973) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД