Оксана Суворова(Рекина)
Особенности взаимодействия воспитателя с родителями в период адаптации к детскому саду детей раннего возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
Цель проекта – оказание помощи родителям в период адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Этим определяются основные задачи, решаемые проектом:
- преодолеть стрессовые состояния у родителей детей раннего возраста, в период адаптации к детскому саду;
- формировать активную позицию родителей по отношению к процессу адаптации детей;
Публикация «Особенности взаимодействия воспитателя с родителями в период адаптации к детскому саду детей раннего возраста,» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Младшая группа
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2013
- способствовать созданию условий для возникновения дружного родительского коллектива.
Базовыми средствами работы служат родительские собрания, разнообразные беседы, как групповые, так и индивидуальные, совместные утренники, плановые и внеплановые консультации, наглядные материалы в родительском уголке. Вся эта работа объединяет родителей, задаёт положительный эмоциональный настрой.
Ожидаемый результат:
1. Благоприятный адаптационный период детей 2-3 лет.
2. Повышение психолого-педагогических знаний у родителей.
3. Развитие позитивного и доверительного взаимодействия родителей и сотрудников детского сада.
Сроки реализации – в течение полугода по мере поступления детей.
“Детство — это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш”.
В. А. Сухомлинский
Проблема детского сада — хорошо это или плохо, отдавать или не отдавать ребенка — рано или поздно возникает в каждой семье. Актуальность проблемы почти не зависит от уровня благосостояния семьи и от занятости родителей, каждый из которых имеет свой собственный опыт и свое личное мнение о достоинствах и недостатках детских дошкольных учреждений. Вне всякого сомнения, принятие решения родителями во многом определяется вышеупомянутым личным опытом. Тем не менее, посещение детского сада имеет свои положительные и отрицательные стороны, определенные не с точки зрения конкретных родителей, а с точки зрения науки, точнее, наук — педагогики, медицины, психологии, социологии.
Проблеме адаптации детей к детскому саду уделено много внимания, однако мало кто задумывается над тем, что родителям, а прежде всего мамам, в этот период жизни, тоже необходима помощь. Родители, по сути, отдают своего малыша в чужие руки, сердце разрывается при мысли: «Как там моё солнышко? Плачет? Поел? Спит?». Мама переживает, малыш волнуется. Духовная, эмоциональная связь матери и дитя давно доказана. И чем крепче эта связь, тем острее испуганный малыш чувствует волнение матери. Тревога, одолевающая родителей вполне понятна и объяснима, они отдают в детский сад самое дорогое. Одной из наиважнейших задач воспитателя в период адаптации является помощь родителям, тесное взаимодействие с ними.
За всю историю человечества сформировалось два направления воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждое из этих направлений, представляя собой, социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Однако далеко не все семьи в полной мере реализуют комплекс возможностей воспитательного воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие – не умеют этого делать, третьи – не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.
Каковы основные формы сотрудничества ДОУ с семьей? Охарактеризуем главные, которые мы использовали во работы над проектом. Для успешного взаимодействия с родителями нами предварительно был составлен план, с помощью, которого строили работу в период адаптации.
При формировании новой группы, познакомились со всеми родителями. Каждой семье назначалось удобное для индивидуальной беседы время. План первой беседы с родителями примерно одинаков, но в зависимости от ситуации, корректируется. После знакомства с воспитателями, была организована экскурсия по детскому саду, знакомство с родительским уголком. В заключение первой встречи родители заполнили анкеты.
С момента знакомства и в дальнейшем, одной из основных задач воспитателя является, располагающее отношение к к родителям. Если они с самого начала сотрудничества с детским садом, будут видеть в воспитателе друга, союзника, помощника, то совместная деятельность будет успешна.
Необходимое условие успешной адаптации — согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду. Целесообразно рекомендовать родителям впервые дни приводить ребенка только на прогулку — так ему легче познакомиться с воспитателями и другими детьми. Задача воспитателя — успокоить, прежде всего, взрослых: вместе обсудить, как облегчить период адаптации. В свою очередь, родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Ежедневно во время адаптационного периода, необходимо несколько минут посвящать индивидуальной беседе с каждым родителем. Обладая информацией, как ребенок провел день, родители будут более спокойны, а значит их в уверенность в том, что они сделали верный шаг, приведя, ребенка в детский сад будет расти. Начиная с первого дня, на ребенка оформлялась адаптационная карта, в течение 7-8 недель, карта заполнялась воспитателями. Анализ карт, позволил сделать вывод: у 79% детей наблюдалась легкая степень адаптации, у 15% -средняя и 6% детей с тяжелой степенью адаптации. Наглядно, это можно увидеть на диаграмме.
В конце первого адаптационного месяца состоялось родительское собрание «Давайте познакомимся». Задачами которого, являлось знакомство родителей друг с другом, создание дружного родительского коллектива.
Хотим акцентировать ваше внимание, на том, что традиционно не принято проводить утренники для детей раннего возраста в присутствии родителей. Отойдя от общепринятого мнения нами совместно с музыкальным руководителем, был разработан и проведен утренник «Мамин день!». Предлагая участие в процессе совместного мероприятия, мы хотели установить тесные отношения между родителями и педагогами нашего детского сада, развить понимание взрослым действий ребенка, его эмоционального состояния, приобрести опыт совместных переживаний. Ведь важным фактором личностного развития ребенка является удовлетворение его потребности в положительных эмоциональных контактах с близкими людьми. И такие контакты помогают установить семейные праздники. Применяемые формы работы позволили создать теплую дружественную обстановку. Родители вместе с детьми пели, танцевали, играли в подвижные игры и даже рисовали. Восторженные лица родителей и счастливые малыши лучшее доказательство тому, что решение о совместном утреннике было верным. Такие праздники вносят приятное оживление, создают атмосферу задушевности, заряжают всех хорошим настроением, а в нашем случае существенно облегчает процесс адаптации детей и родителей к детскому саду. Благодаря, опыту первого утренника, мы надеемся, совместные мероприятия станут в нашей группе доброй традицией. Через месяц после «Маминого дня» был проведен праздник «В гости к солнышку» (приложение 8) с участием родителей, успех которого был очевиден. Родители стали участниками процесса. Мы постарались выявить их творческий потенциал.
По результатам двух утренников можно сделать вывод: при надлежащей подготовке и с учетом возрастных особенностей детей (не смотря на сложившиеся стереотипы) совместные мероприятия необходимы для успешной адаптации, как детей, так и родителей.
В июне нами было разработано и проведено родительское собрание «Завершение адаптационного периода». Его задачей являлось подведение итога адаптации. Были заполнены анкеты. Результаты анкетирования, подтверждают, что для большинства родителей и детей адаптация прошла легко.
Положительным является то, что дети раннего возраста, а особенно второго года жизни, привыкают к детскому саду безболезненно. Большую роль в этом играет непосредственное участие родителей в совместных мероприятиях. Создание единого стиля воспитания и общения с ребенком в детском саду и в семье. Работа в группе строилась таким образом, чтобы обеспечить разностороннюю взаимосвязь между всеми участниками образовательного процесса. Налажены доверительные отношения между родителями и воспитателями. Сформирован дружный родительский коллектив. Одним из примеров успешного взаимодействия с родителями (учитывая тот факт, что детский сад находится на капитальном ремонте) можно считать коллективное участие во Всероссийском интернет - конкурсе «Уши, ноги и хвосты».
Эти данные позволяют судить о правильно построенной работе по организации и проведению адаптации детей и родителей к условиям детского сада.
Мы и в дальнейшем, в своей работе планируем тесное взаимодействие с родителями, ведь только используя модель триединства: взаимодействие с педагогическим коллективом, сотрудничество с родителями и разнообразные формы работы с детьми позволяет сформировать гармонично развитого ребенка. Девочки! Если кого-то заинтересовал мой проект и пригодится в работе буду рада предложить приложения к проекту. Там есть разнообразные беседы в период адаптации, родительские собрания, сетка планируемых мероприятий, утренники, диаграмма. Не выложила здесь, потому, что очень большой объем. Обращайтесь, вышлю электронкой!