МААМ-картинки

Особый мир детства в рассказах А. Платонова «Разноцветная бабочка» и «Цветок на земле»

Елена Блудова
Особый мир детства в рассказах А. Платонова «Разноцветная бабочка» и «Цветок на земле»

В произведении «Разноцветная бабочка» изображена человеческая трагедия: мать теряет своего единственного сына. Количество персонажей в рассказе невелико –их четыре. Каждый из них несё т свою коммуникативную функцию: Анисья – мать, потерявшая сына, дед Ульян, помогающий Анисье, Тимоша – потерянный сын Анисьи и Разноцветная бабочка.

По ходу знакомства с текстом, читатель понимает, что мальчик рос в неполной семье, так как автор не указал на наличие второго родителя. У Платонова мы видим только тоскующую мать.

Публикация «Особый мир детства в рассказах А, Платонова „Разноцветная бабочка“ и „Цветок на земле“» размещена в разделах

Трагедия с Тимошей происходит летом. Автор не допускает гибели мальчика, а лишь удаляет, отстраняет его от матери, переносит его словно в другой мир, откуда ему невозможно выбраться, и, таким образом, мальчик обречён на гибель. Однако из «другого мира» Платонова можно вернуться. Жизнь мальчика в один прекрасный момент возвращается на круги своя. Платонов всё-таки вводит смерть одного персонажа, путём гибели Анисьи - матери, пожертвовавшей сыну свою жизненную силу. Само несчастье изображено глазами мальчика, то есть человека «потерянного», «потерявшегося». Печаль и горе Тимоши автор передаёт при помощи частого употребления количественного числительного «один», как синоним одиночества, и упоминаний о матери и стремления к ней: «Тимоша плакал в ответ на тихий голос матери, слышный только ему одному», «он один» «звал мать», «и сердце его томилось по матери».

Таким образом, Платонов показывает нам, что ребенок может физически уйти от матери, противопоставив разлуке память о ней, которая растворена во всем его существе; душевный же разрыв с матерью обрекает ребенка на вечную боль. Значимость этой особой, внутренней связи матери и ребенка раскрывается в легенде. Тимоша, в стремлении достать и присвоить себе красоту этого мира, воплощенную для него в образе бабочки, забывает о матери, обрекая себя на существование, подобное бабочкам, которых он ловил: «не умирает и не живет». Важнейшим в жизни человека является сохранение этой связи: на протяжении всей жизни Тимоша, возвращаясь к матери сквозь каменную стену, «ни разу … не поймал более ни одной бабочки, и когда бабочка нечаянно садилась на него, он снимал ее и бросал прочь». Уход от матери происходит в состоянии азарта погони, в некоем забвении: «Я только одну бабочку поймаю, самую хорошую, последнюю», - отвечает Тимоша на призыв матери. Тимоша идет по следам «неизвестного человека», который «был бездетный, никого не любил на земле, земля ему была не мила, и все его забыли», которого ничего не держало в этом мире. Забыв о матери, изгнав ее образ из своего сердца, отделив его от своей сущности, Тимоша становится жестоким человеком, способным идти по головам для достижения своей цели: «Он бежал за бабочкой по тропинке в горах, и ночь уже темнела над ним. … Мертвый воробей колотился у Тимоши за пазухой; он вынул и бросил, не жалея его. … он боялся, что бабочка улетит от него».

Но есть то, что держит Тимошу на этой земле, и по осознании им самим разрыва с матерью желаемое, ранее притягивающее и влекущее, навсегда теряет свою заманчивость и прелесть: «… всюду летали такие же светящиеся, разноцветные бабочки … но Тимоша не хотел их ловить, и скучно ему было смотреть на них». Осознание этого внутреннего разрыва горько и больно для Тимоши: «Мама! – позвал он в каменной тишине и заплакал от разлуки с матерью». Однако душевная связь ребенка и матери настолько сильна, что полное ее уничтожение невозможно, а, значит, неизбежно возвращение Тимоши обратно, возвращение, требующее долгих лет и неимоверных усилий: «Тимоша работал целые годы, а выдолбил в кремнистой горе лишь неглубокую пещеру, и ему еще далеко было идти сквозь камень домой».

Возможно, что ребенок сможет внутренне оторваться от матери, забудет о ней, увлекаясь прекрасным, неизведанным; но никогда невозможно наоборот. Старая мать Тимоши, бабушка Анисья, живет на этой земле ожиданием сына : «… у меня тут дело есть, я сына ожидаю». И поистине, с той, поры, как ушел Тимоша, это становится делом ее жизни, тем, что не дает ей умереть. У нее есть это дело, в отличие от старика Ульяна, который, по словам Анисьи, «живет впустую». «А может, и ты напрасно сына ожидаешь … Никто и не помнит его», - возражает Ульян Анисье. Но Анисья помнит и чувствует своего сына, чувствует свою надобность ему: «Мой сын далеко, а сердце мое чувствует его и умереть не может, пока он жив. Он сам вернется ко мне, и я дождусь его», - утверждает мать. И старый «Ульян ушел домой и умер от старости лет», а Анисья «осталась жить и ожидать своего сына». Покой она обретает, лишь дождавшись его, но для нее этот покой оказывается вечным: «Мать прижала его к своей груди … Жизнь ее с любовью перешла к сыну, и он вновь стал ребенком. Старая мать вздохнула последним счастливым дыханием, оставила сына и умерла».

Смысл жизни матери – жить ради ребенка; для женщины смысл жизни – стать матерью. Материнство, взятое на себя женщиной единый раз, взято ею на всю жизнь: мать, забывшая своего ребенка, уже не мать. И как бы далеко ни ушел ребенок, связь с матерью наделяет его душой, а без души человек – животное; то есть человек, утративший душу, умирает, остается жить и ходить по земле лишь его физическая оболочка. Поэтому полная утрата этой внутренней душевной связи ребенка и матери связи возможна лишь в случае потери обеими сторонами своих человеческих обликов, то есть, по Платонову, совершенно невозможна.

Тимоша, оставшись в этом мире без поддержки матери, без образа ее в сердце, остается обреченным ребенком, не имеющим в себе опоры для существования, не имеющим советчика, носителя жизненного опыта («Ты не лови их!» – говорила мать Тимоше в детстве) : «А маленький Тимоша остался жить один на земле, не помня ничего, что было. Разноцветная бабочка пролетела над его головой, и он посмотрел на нее. – Это не та бабочка! – подумал Тимоша. – Это другая, и я ее поймаю. Эта лучше!» Он остается жить без памяти; он остается жить без души, «не помня ничего, что было». Не о ком будет помнить и думать Тимоше, и некому будет его ждать, когда, стремясь поймать бабочку, он окажется в каменной пропасти.

Анисья решает умереть не потому, что потеряла смысл жизни, а потому, что решила подарить «новую» жизнь тому, ради кого жила: «жизнь матери с ее любовью перешла к сыну».

Таким образом, Анисья хотела вернуть сыну «потерянное детство», «потерянную жизнь», и тогда Тимоша стал таким, «каким был тогда, когда убежал за разноцветной бабочкой».

Далее автор говорит о «вздохе последнего счастливого дыхания» Анисьи, то есть, о последнем, но счастливом вздохе Анисьи. Платонов описывает «последний счастливый вздох» - Анисья передала жизнь.

Ключевыми понятиями в данной ситуации являются «жизнь» и «любовь». У Анисьи ничего не осталось кроме любви к сыну, благодаря ей она и жила, и, желая вернуть сыну детство, она отдаёт ему свою любовь, а вместе с ней и жизнь: «чтобы любовь ее стала его силой и жизнью».

Подобные поступки в религиях всегда причисляются к святым, и душа такого человека моментально очищается и отправляется в рай или перерождается. Возможно в «Разноцветной бабочке» душа Анисьи воплотилась в бабочку.

Автор делает Тимошу свидетелем некоего чуда, явления, «таинственного ритуала» передачи своей энергии другому (существу, вследствие которого появляется новая жизнь.

Основываясь на предположениях, изложенных выше, можно утверждать, что Платонов в своем произведении, возможно неосознанно, говорит о явлении «переселения душ», «воплощении».

Тимоша вернулся к жизни, когда любовь его матери «обновила» его тело, «возродила» его детство, а вместе с тем и всю его жизнь. Здесь как раз можно утверждать, что сила материнской любви, переход жизни от матери к сыну есть магическое средство, возрождающее Тимошу.

А. Платонову как старшему ребенку в семье приходилось заботиться о младших братьях и сестрах, работать, чтобы спасти их от голода. Через всю свою жизнь он пронес проникновенное чувство к детям, самым незащищенным существам на свете, понимание особенностей их восприятия мира, сильно отличающееся от восприятия мира взрослыми. Рассказы писателя для детей написаны им «всерьез» - он не подстраивается под маленького человечка, наивно смотрящего на мир, во многом еще не умеющего понять и воспринять его; незамысловатые, даже простенькие на первый взгляд эти рассказы поднимают - с учетом возраста читателей - важные вопросы, волнующие маленького человека, пытающегося осмыслить окружающий его мир.

В своих произведениях Платонов писал о вечных темах: о добре и зле, о смысле жизни, о предназначении человека в нашем мире. В этом отношении интересны его многие рассказы, которые несут важную смысловую нагрузку. Один из них – «Цветок на земле», написанный в 1949 году. Сюжет прост и незатейлив: маленький Афоня мается от скуки, оставшись дома вдвоем с дедушкой, он просит деда рассказать ему про все. Дед Тит отводит его на пастбище, показывает голубой цветок, растущий прямо из песка, и объясняет, что самое главное на свете – из смерти делать жизнь, как этот цветок из праха творит жизнь. Афоня радуется, что понял дедушку, в нем пробуждается желание самому сделать что-нибудь хорошее он.

И сюжет, и композиция рассказа способствуют раскрытию основной идеи произведения. Рассказ построен традиционно. События охватывают небольшой промежуток времени (несколько часов) и изложены в хронологической последовательности.

Ребенок, единожды искушенный познанием, неудержимо и безостановочно будет стремиться к нему и далее. Таков Афоня - герой рассказа «Цветок на земле», которому «скучно жить». В стремлении к познанию Афоня извлекает дедушку, носителя тайного знания, из его отрешенного старческого мира: «Проснись, дедушка, расскажи мне про все В повседневной жизни Афони нет ни матери, ни отца; есть лишь дедушка как носитель некоей истины жизни, которую так стремится познать Афоня, и для познания которой он нарушает ход «долгого и скучного» для него времени, нарушая однообразный ход жизни : «Афоня тогда слез с печи и остановил маятник у часов. В избе стало тихо. Слышно стало, как отбивает косу косарь за рекой и тонко звенит мошка под потолком. Дедушка Тит очнулся». Афоня останавливает время для момента познания истины, ибо истина существует не во временном, а в космическом пространстве, где-то между жизнью и смертью, «среди трав и цветов», растущих «из мертвого праха». Именно находясь в поле этой истины, Афоня постигает ее, желая «тоже делать из смерти жизнь». И для него эта истина – правда о вечной жизни – становится жизненной опорой для дальнейшего существования, и отпадает надобность в предшествующем поколении как носителе этой прежде тайной истины: «Теперь я сам знаю про все! – сказал Афоня. – Иди домой, дедушка, ты опять, должно, спать захотел: у тебя глаза белые. Ты спи, а когда умрешь, ты не бойся, я узнаю у цветов, как они из праха живут, и ты опять будешь жить из своего праха. Ты, дедушка, не бойся!» И «Дед Тит… пошел спать в избу на печку», а «маленький Афоня», нашедший для себя смысл существования, остается «один в поле» среди цветов, делающих «из смерти жизнь»; остается «как цветок, растущий на земле».

Так в рассказах Платонова ребенок, принявший и воплотивший в себя сознательное начало, предстает как философский исследователь; теперь он существует не параллельно с миром, а входит в него, взаимодействует с ним.

Обаятельный своей любознательностью, открытостью миру, мальчик Афоня создает свой микромир, где никто не должен быть обижен. Мальчик хочет узнать «тайну жизни», «все самое главное». И дедушка показывает внуку цветок, который растет из камня, «мертвого праха». «Цветок этот – самый большой труженик, он из смерти работает жизнь. Это и есть самое главное дело на белом свете», - объясняет дед внуку «тайну жизни». Прикоснувшись к тайне превращения мертвого вещества в живое растение, ребенок открывает для себя смысл жизни. «Теперь я сам знаю про все!» - скажет Афоня дедушке Титу. «- Ты спи, а когда умрешь, ты не бойся, я узнаю у цветов, как они из праха живут, и ты опять будешь жить из своего праха».

Отличительной чертой рассказа является и язык, которым он написан. Платонов использует простые по конструкции предложения, поэтому создается впечатление, что все происходящие описывается самим ребенком. Они реалистичны и правдивы. Эту правдивость им предают слова, заимствованные из живой народной речи: нынче, смежать, обожди.

В качестве художественного приема в этом рассказе, как впрочем, и во многих других Платонов использует перенесение свойств одного предмета на другой. В данном случае легко провести параллель между образом цветка и образом человека (в данном случае ребенка) : цветок, превзойдя все невзгоды растет на мертвом песке, тянется к теплу и свету, так и человек должен трудиться всю свою жизнь, чтобы чего-то достичь в этой жизни.

А. Платонов в своем рассказе для детей поднимает вопросы философские о целесообразности всего живого, о необратимости жизни, ее непрерывности. «Жалконький» цветок все время работает, он «свято труженик», он «из смерти работает жизнь»; цветок - символ непрерывности бытия. Но Афоня хочет знать больше; он задумывается над этим чудом: как из неживого происходит живое - вот в чем тайна жизни.

Как и во всех рассказах А. Платонова для детей, в рассказе «Цветок на земле» образ Афони вызывает большие симпатии. Привлекает любознательность и пытливость мальчика, его желание дойти «до самой сути» явлений, докопаться до ответа на интересующие его вопросы. Афоня очень добр - это проявляется в его отношении к деду - он уважает его мудрость, заботится о нем, мечтает о том, что, когда вырастет, вернет жизнь дедушке, сделает его бессмертным. Неслучайно писатель наделяет своего маленького героя таким именем; как пишет O.A. Кузьменко, «. имя героя рассказа «Цветок на земле» не безразлично к теме и идее рассказа. Афоня - эго Афанасий, имя этимологически восходящее к древнегреческому athanatos, что означает «бессмертный», «наделенный исполинской жизненной силой».

Устами дедушки Тита писатель доносит до нас правду жизни, предлагает простой с виду рецепт счастья, который, тем не менее, бывает не легко воплотить в жизнь. Далеко не каждый человек способен достичь гармонии с окружающим миром, но тот, кто сумеет это сделать, обретет истинное счастье. Маленький мальчик Афоня, усвоив дедушкины слова о самом главном на свете, по-своему начинает делать шаги к собственному счастью. Он говорит: «Ты не бойся…не бойся!».

Итак, мы видим, что Платонов затрагивает в рассказах вечные проблемы человеческого счастья, смысла жизни, которые остаются актуальными и по сей день. И я надеюсь, что эти маленькие рассказы писателя, в том числе и «Цветок на земле» будут радовать людей, неся мир в их сердца и покой в души.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Аист на крыше — мир на земле» ВидеоФотоотчет «Аист на крыше — мир на земле» Видео Уважаемые коллеги! В преддверии праздника- Дня Победы в Великой Отечественной войне - мне хочется рассказать о традиции в нашем детском.

«Мир нужен на земле всегда!» Сценарий тематического досуга к Дню Великой Победы«Мир нужен на земле всегда!» Сценарий тематического досуга к Дню Великой Победы Ведущий: 9 Мая в нашей стране отмечают великий праздник - День Победы. Много лет прошло с тех пор, когда немецкие войска напали на русскую.

Театр — особый и прекрасный мир (видеоотчет) Что такое театр? Театр — особый и прекрасный мир. «Волшебный край!» - А. С. Пушкин. Театр — это кафедра, с которой можно много сказать миру.

Фотоотчет о родительском собрании в форме мастер-класса «Подари цветок земле»Фотоотчет о родительском собрании в форме мастер-класса «Подари цветок земле» Фотоотчет Родительского собранияв форме мастер - класса «Подари цветок земле». Аверьянова Е. Н. Вишнякова Е. В. В нашей группе с января.

Информационная карта проектной деятельности к 9 Мая «Спасибо за мир на земле…» .

Конспект занятия «Путешествие в мир насекомых» (по материалам «Детского календаря» программы «Миры детства…») Культурная практика: познавательная и продуктивная деятельность Форма представленности цели: работа по словесному описанию цели-условия.

Мастер-класс «Аист на крыше, счастье под крышей, мир на Земле!»Мастер-класс «Аист на крыше, счастье под крышей, мир на Земле!» Накануне родителям группы были разосланы объявления-приглашения поучаствовать в мастер-классе, посвященному Дню матери. Мастер-класс начался.

Фотоотчет «Мы за мир на всей земле!»Фотоотчет «Мы за мир на всей земле!» В нашем детском саду прошли тематические мероприятия "Мы за мир на всей земле!",которые напомнили детям и родителям о прошедшей войне. Мы.

Перспективное планирование непрерывно-образовательной деятельности в рамках проекта «Мир детства» Вторая младшая группа. Сентябрь 1 неделя Тема: "Путешествие в осень" Цель: знакомство с новым временем года-осенью, с сезонными изменениями.

Сценарий выпускного бала «Радужный мир детства» Выпускной из детского сада 2017г. «Радужный мир детства» Ведущий: Время летит и его не вернуть, стали большие ребята. Мы отправляем сегодня.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особый мир детства в рассказах А. Платонова «Разноцветная бабочка» и «Цветок на земле»
Опубликовано: 16 августа 2017 в 13:10
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД