Получи документы

Осуществление индивидуального подхода в процессе двигательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО(теоретическая часть)

Светлана Кузнецова
Осуществление индивидуального подхода в процессе двигательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО(теоретическая часть)

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА К ВОСПИТАННИКАМ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО.

ПЛАН

1. Теоретические основы индивидуального подхода в воспитании детей.

2. Актуальность темы на современном этапе.

3. Цель и задачи.

4. Педагогический мониторинг. Выводы.

5. Условия реализации принципа индивидуального подхода.

6. Практическая часть : а) организация занятий

б) составление индивидуального образовательного маршрута

в) сотрудничество с семьей

г) создание предметно-пространственной среды.

Публикация «Осуществление индивидуального подхода в процессе двигательной деятельности в соответствии с ФГОС до (теоретическая часть)» размещена в разделах

7. Выводы по работе.

8. Литература.

Проблеме индивидуального подхода в воспитании детей уделяли внимание многие представители прогрессивной педагогики, как русской, так и зарубежной. Уже в педагогической системе Я. А. Коменского – великого чешского педагога – четко обозначены положения о том, что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и выявлять эти особенности путем систематических наблюдений.

Замечательный русский педагог К. Д. Ушинский разработал обширную методику приемов индивидуального подхода к детям, основы профилактической работы по воспитанию полезных привычек. В то же время он высказал мнение, что в сложном процессе индивидуального подхода к ребенку нельзя давать какие-то определенные рецепты, тем самым, подчеркнув творческий характер решения проблемы.

Педагоги и общественные деятели дореволюционной России уделяли внимание разработки теоретических положений индивидуального подхода к детям дошкольного возраста, внедрению их в практику. Так, Е. Н. Водовозова указывала на необходимость знания воспитателями и родителями научных основ психологии и физиологии ребенка, для того чтобы уметь всесторонне анализировать его поступки. Вместе с тем она также предупреждала, что невозможно выработать единые правила подхода ко всем детям, без исключения, так как дети по своим индивидуальным особенностям очень разные.

- 2 -

Н. К. Крупская отмечала особое значение индивидуального подхода в развитии интересов и способностей детей. Прежде всего говорила она, необходимо развивать такие способности, которые будут играть большую роль в подготовке детей к жизни, к практической деятельности, которые необходимы для любой профессии. Отмечала, что начинать развивать эти способности надо не в школьном, а главным образом, в дошкольном возрасте. В работах Н. К. Крупской раскрывается значение индивидуального подхода для всестороннего развития личности ребенка в условиях воспитания в коллективе.

А. С. Макаренко считал принцип индивидуального подхода к детям очень важным при разрешении ряда педагогических проблем, например при организации и воспитании детского коллектива, трудовом воспитании детей, в игре. Он считал, что в процессе воспитания и обучения необходимо ориентироваться на положительные качества ребенка- это главная точка опоры в общей системе воспитания и в индивидуальном подходе к детям. Поэтому у каждого ребенка, прежде всего, нужно выявить положительные стороны характера и поступков и на этой основе укреплять в нем веру в собственные силы и возможности. С самого раннего возраста воспитание должно быть таким, чтобы оно развивало творческую деятельность, активность, инициативу.

Предавая большое значение индивидуальному подходу, А. С. Макаренко не рекомендовал какие-то специальные методы. Один и тот же метод или прием можно использовать по-разному, в зависимости от определенных условий и индивидуальных особенностей воспитанника. Педагог всегда должен выбирать соответствующие средства, исходя из сложившейся ситуации, причем каждое средство будет иметь значение лишь тогда, когда оно применяется не изолировано от общей системы воспитания.

Огромная заслуга А. С. Макаренко состоит в том, что он не только обосновал, но и фактически осуществил в своей практической деятельности основные положения индивидуального подхода к детям.

Проблема индивидуального подхода к детям получила всестороннее развитие в практическом опыте и в педагогическом учении В. А. Сухомлинского. Он подчеркивал важность развития индивидуального своеобразия личности ребенка и считал, что путь изучения индивидуальных особенностей ребенка нужно начинать с его семьи, одновременно просвещая родителей: «По моему глубокому убеждению, педагогика должна стать наукой для всех…»При этом он отмечал, что общие формы работы с родителями необходимо сочетать с индивидуальными, так как в каждой семье свой уклад жизни, традиции и сложные взаимоотношения между ее членами.

Проблема индивидуального подхода к детям не может быть успешно решена без знаний педагогом психологии. Советские психологи А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. А. Люблинская, Д. Б. Эльконин и другие занимались проблемой индивидуального

подхода в связи с решением задач формирования личности. Современная психология выделяет следующие существенные признаки понятия личности : личность – индивидуальность, то есть неповторимое сочетание физических и психологических

- 3 -

особенностей, присущих конкретному человеку и отличающих его от всех людей ; чем богаче его духовный мир, тем прогрессивнее его взгляды, тем большую пользу принесет он обществу своим трудом.

Для формирования личности имеют большое значение особенности высшей нервной деятельности человека : темперамент сказывается на активности, работоспособности, легкости приспособления к изменяющимся условиям, уравновешенности поведения.

* * * * *

Проблема обеспечения индивидуального подхода к воспитанникам стала еще актуальней после вступления в силу Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». В этом документе сказано:

1. 3ВСтандарте учитываются:

1) индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее - особые образовательные потребности, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;

1.4. Основные принципы дошкольного образования:

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

В настоящее время существует проблема: недостаточно практических разработок по проведению групповых физкультурных занятий с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Мы предполагаем, что если будут продуманы новые подходы в организации физкультурно-оздоровительной работы и пересмотрены приемы проведения индивидуальной работы с детьми в двигательной деятельности, то это создаст благоприятные условия для двигательного развития детей в соответствии с их индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка.

* * * * *

Исходя из вышесказанного, мы поставили перед собой цель и задачи:

ЦЕЛЬ: обеспечение полноценного физического развития каждого ребенка с учетом принципа индивидуального подхода.

- 4 -

ЗАДАЧИ:

1. Способствовать удовлетворению индивидуальных двигательных потребностей и детской инициативы через организацию физкультурных занятий разных типов.

2. Создавать условия для развития индивидуальных двигательных способностей через использование современных методов и технологий (разработка индивидуальных образовательных маршрутов, создание детских портфолио, реализация здоровьесберегающих проектов)

Публикации по теме:

Методический совет по введению ФГОС до в деятельность ДОО План проведения 1. Систематизация знаний педагогов основных положений ФГОС ДО (работа с таблицами) 2. Планирование образовательной деятельности.

Образец составления рецензии на обобщенный педагогический опыт. Образец составления: Рецензия на обобщенный педагогический опыт работы по теме: «Индивидуальный подход к детям с ОВЗ в условиях детского.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Осуществление индивидуального подхода в процессе двигательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО(теоретическая часть)
Опубликовано: 7 декабря 2014 в 18:20
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД