Елена Шабарова
«Освобождение бусинок из ледового плена». Занятие по развитию речи (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Систематизировать знания детей о зиме. Активизировать словарь по теме с помощью игр и упражнений. Развивать воображение, память, мышление. Создавать условия для расширения представлений детей о свойствах льда – таянии в тепле. Развивать желание помочь другим. Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми. Воспитывать аккуратность в работе.
Материал: белая бумага, картина о зиме, замороженные во льду бусинки, баночки с теплой водой. Ложки. Тарелочки, тряпочки для каждого ребенка.
Публикация «„Освобождение бусинок из ледового плена“, Занятие по развитию речи (старшая группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
Предварительная работа: Игры со льдом, изготовление цветных льдинок, наблюдения в природе.
Воспитатель. Какое сейчас время года? (ответы детей). Да, наступила зима. Снег покрыл землю белым одеялом. На дворе белым-бело, много снега намело. Проказница –зима решила заглянуть сегодня к нам в группу. И мы поиграем с вами сейчас в зиму.
Какого цвета снег?
Какого цвета бумага на ваших столах?
Представим, что лист бумаги – это снежное покрывало. Разверните листок. Посмотрите, как сразу посветлели наши столы. И в группе сало тоже светлее. А снег все идет и идет. Вот появились первые сугробы. Сомнем бумагу в комки и представим, что это снежные сугробы. Как вы думаете, какой сугроб у меня получился – большой или маленький?
А какие сугробы получились у вас? Расскажите.
Морозно. Идешь по улице, снег под ногами скрипит. Скрип, скрип. Я разорву бумагу на кусочки, а вы послушайте – этот звук похож на скрип снега?
А теперь вы разорвите свои листы. Прислушайтесь к звукам. Как скрипел снег? Расскажите.
А снег все продолжает идти. Снежинки плавно кружатся в воздухе, падают на землю. Представим, что клочки бумаги – это снежинки. Я подброшу их вверх. Посмотрите, как они падают?
Теперь все вместе подбросьте кусочки бумаги вверх и полюбуйтесь нашим снегопадом. Как падал снег?
Вот и наступила настоящая зима. Мы послушаем звуки вьюги в записи. Завьюжила вьюга:»В-в-в». (Дети произносят и одновременно выполняют круговые движения руками.) Послушаем, как звучит Юлина (других ребят) вьюга. Замела пороша дорожки:»Ш-ш-ш». (Дети произносят, одновременно двигают опущенными руками из стороны в сторону.) Послушаем, как звучит Кирюшина (других детей) пороша. Закружит метель:»У-у-у». (Дети произносят и одновременно выполняют взмахи над головой.) Послушаем, как звучит Илюшина (других детей) метель.
Дети встают. Под музыку выполняют физкультминутку.
Стали звездочки кружиться, дети кружатся
Стали на землю ложиться. Дети приседают.
Но не звезды, а пушинки. Взмахи руками вверх-вниз.
Не пушинки, а снежинки. Дети кружатся.
Все снежинки на сугробы ложатся,
Дети тихо на места садятся.
Рассмотрим картину и расскажем, какая зима в нашем краю. Что зимой хорошо? А что плохо?
Шла я сегодня в детский сад. Несла вам бусы. Уронила их. А Дед Мороз их заморозил. И попали бусинки в ледовый плен. Как же нам быть? Что нам делать? (Дети предлагают освободить бусинки из плена.) А как этот можно сделать?
Воспитатель с детьми высказанные гипотезы с позиции «хорошо-плохо»
Дети: Можно погреть в руках – они теплые, лед и растает. Хорошо – лед растает, плохо – руки замерзнут.
Можно отогреть в варежках. Хорошо- бусинки оттают, плохо – варежки намокнут.
Можно положить на батарею. Плохо- долго ждать придется.
Можно чем- то отковырнуть. Плохо – можно пораниться.
Можно положить в теплую воду, там лед растает.
Воспитатель с детьми выбирает три гипотезы и проверяет их совместно:
Поставить на батарею;
Погреть в руках;
Положить в теплую воду.
Пока бусинки освобождаются из плена, мы поиграем в игру. Воспитатель - бусинка, дети – льдинки. Льдинки крепко обнимают бусинку, берут ее в плен. Воспитатель просит мл. воспитателя теплыми руками погладить детей- льдинок, и они тихонько садятся на места, отпуская из плена бусинку-воспитателя.
Проверим результаты опытов и сделаем выводы:
• быстрее всего бусинки освободила теплая вода.
• От тепла рук бусинка оттаяла, но руки замерзли (дети трогают холодные руки)
• На батарее бусинки дольше всего были в плену, а потом освободились.
Воспитатель рассказывает детям о том, что бусы можно использовать как украшения. Их можно носить на шее. Если нитка разорвалась и бусинки рассыпались, их нужно собрать и отдать взрослым Взрослые сделают новые бусы, нанизав бусинки на нитку. Нельзя брать бусинки в рот. Это опасно. Можно нечаянно проглотить их. Дети отдают бусинки воспитателю, который благодарит детей за помощь.
Итог занятия.
Воспитатель. Чем мы сегодня занимались?
Какие пословицы о зиме вы знаете?
• Зимнее солнце плохо греет.
• Мороз не велик, да стоять не велит.
• Вьюги да метели зимой налетели.
• Два друга – мороз да вьюга.
• Прячь нос в большой мороз.
Дети, посмотрите, наши бумажные снежинки тоже согрелись в тепле. Они вот-вот начнут таять. Давайте соберем их. А то у нас будут лужи.
Дети убирают бумагу.