Ольга Андреевна Кардынова
Освоение детьми младшего дошкольного возраста приемов работы с пластилином в процессе пластилинографии
▼ Скачать + Заказать документы
Освоение детьми младшего дошкольного возраста приемов работы с пластилином в процессе пластилинографии
Когда человек рождается, он начинает познавать мир, причём делает это самым эффективным и способом - всё нужно увидеть, услышать, пощупать. Ребёнок узнаёт мир с помощью действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является пластилин. Лепка из пластилина – увлекательное занятие для малышей. С помощью пластилина можно заставить пальчики слушаться и укрепить мышцы. Примечательно, что рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастеров, но и в такой нетрадиционной художественной технике, как пластилинография.
Публикация «Освоение детьми младшего дошкольного возраста приемов работы с пластилином в процессе пластилинографии» размещена в разделах
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Пластилинография, пластилин
- Поделки. Мастерим с детьми
- Средняя группа
- Темочки
Пластилинография – творческий процесс и увлекательное занятие для детей любого возраста, в ходе которого создаются объемные картины из пластилина. Эта интересная техника работы не требует особых способностей от ребенка и очень проста в использовании.
Знакомить детей с пластилинографией можно уже в самом раннем возрасте.
Для детей младшего возраста можно использовать многоразовые шаблоны, Веселые картинки вызовут у ребят большой интерес, и они с удовольствием будут заниматься творчеством на таких шаблонах.
При обучении детей пластилинографии решаю следующие задачи:
• Формировать интерес к работе пластилином;
• Развивать мелкую моторику рук.
• Воспитывать аккуратность в работе.
• Научить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска, надавливать указательным пальцем на кусочек пластилина, прикрепляя его к основе.
• Воспитывать аккуратность в работе.
Овладение техникой пластилинографии предполагает применение в процессе работы разнообразных приемов. Это раскатывание кусочка пластилина между ладонями, в ходе которого он удлиняется и получает форму цилиндра.
При скатывании кругообразными движениями ладошек происходит формирование шарика.
Надавливание – сдавливание шарика в форму лепешки.
В начале работы мы знакомим детей с пластическим материалом. Прежде чем приступить к занятиям лепкой, нужно познакомить детей с пластичными материалами, дать возможность ощутить их фактуру, свойства.
Предлагаем малышам выбрать кусочки пластилина. Показываем, как можно разминать пластилин пальцами, сдавливать, изменяя его форму. Даем детям возможность поиграть с пластилином, не ограничивая во времени. Это очень полезно для развития движений и мелкой моторики пальцев рук.
Освоение приемов размазывания и надавливания. На этих занятиях дети учатся создавать пластилиновые картинки с помощью приемов надавливания и размазывания. Такая методика работы с пластилином позволяет очень быстро создавать яркие пластилиновые картинки.
Для того чтобы дети усвоили эти навыки, необходима помощь взрослого.
Техники и приёмы рисования пластилином.
1. Примазывание.
Для того чтобы выполнить работу в этой технике, необходимо взять пластилин нужного цвета и размазывать его по контуру рисунка. Предварительно сделать карандашный набросок. Отрывая маленькие кусочки пластилина заполнить пространство рисунка, при этом поверхность можно разгладить пальцем, предварительно смоченный водой. Сверху основного цвета можно добавлять детали разных цветов и оттенков. Изображение плоских и гладких поверхностей требует заглаживания, выполняемого кончиками пальцев. Для того чтобы поверхность стала глянцевой, пальцы смачивают водой.
2. Скатывание.
Оторвав небольшой кусочек пластилина, из него необходимо сформировать небольшой шарик, путем катания его круговыми движениями между большим и указательным пальцами. Этот метод «раскрашивания» делает рисунок объемным, очень оживляет.
3. Надавливание.
Работа выполняется также, как и при приеме скатывания. Необходимо нажать на скатанный шарик пальцами, для того чтобы получилась лепешка. Надавливать необходимо на плоской основе поделки. Желательно, чтобы шарики были одинакового размера.
4. Размазывание.
Надавливаем на скатанный шарик указательным пальцем и оттягиваем его в нужном направлении.
5. Лепки из «колбасок».
Скатывание «колбасок». Раскатываем пластилиновые колбаски нужной длины и толщины. На заранее подготовленный рисунок по контуру выкладываем слепленные колбаски. Необходимо выбрать пластилин, который будет выгодно смотреться на выбранном фоне.
6. Лепка с использованием природных материалов.
Вылепив картину или контурное изображение, далее это можно оформить природным материалом (косточки, семечки, семена и т. д.)
7. Рельефный рисунок с помощью стеки.
8. Отпечатки.
Один из самых увлекательных уроков для детей – это отпечатки на пластилине. Сделайте лепешку из пластилина, и делайте отпечатки крышкой, игрушкой, ручкой, своим собственным пальцем, ложкой.
Результаты позволяют говорить о том, что использование нетрадиционной техники работы с пластилином - пластилинографии способствуют развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. Дети освоили различные технологические приёмы и способы работы, у ребят повысился интерес к работе с пластилином, они проявляют усидчивость и стремление к успешному завершению своих творческих работ.
Список литературы
1. Голицына Н. С., Скоролупова О. А., Давыдова Г. Н. Детский дизайн. Пластилинография / Н. С. Голицына, О. А. Скоролупова, Г. Н. Давыдова. – М. : Скрипторий, 2006. – 110 с.
2. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Анималистическая живопись / Г. Н. Давыдова. – М. : Скрипторий, 2008. - 94 с.
3. Давыдова Г. Н. Пластилинография для малышей / Г. Н. Давыдова. – М. : Скрипторий, 2008. - 48 с.
4. Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. – М. : ООО издательство «Скрипторий», 2008. 94 стр.
5. Колдина Д. Н. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет. Конспекты занятий / Д. Н. Колдина. – М. : Мозаика – синтез, 2009. – 56 с.
6. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа / И. А. Лыкова. – М. : Карапуз-Дидактика, 2007. – 144 с.
7. Никитина А. В. Нетрадиционная техника рисования. – СПб. : издательство «Каро», 2008. 112 стр.
8. Тюфанова И. В. Мастерская юных художников / И. В. Тюфанова. - СПб. : Детство-Пресс, 2002. – 250 с.
9. Янушко Е. А. Лепка с детьми раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей / Е. А. Янушко. - М. : Мозаика-Синтез, 2009. - 80 с.