Папки-передвижки

От звука к речи

Светлана Пасечник
От звука к речи
▼ Скачать + Заказать документы

Первый крик младенца вызывает у матери тёплую нежность и волнение. Затем он будет причинять ей немало огорчений, но очень редко родители отдают себе отчёт о том, что крик малыша связан с его будущей речью, а поэтому к нему надо относиться с должным вниманием.

А сколько радости доставляет родителям первая улыбка ребёнка! Он смеётся, когда чувствует себя особенно хорошо и бодро. Необходимо всячески поддерживать такое состояние ребёнка, поощряя его лаской, игрой. Но и здесь нужно соблюдать меру: нельзя перевозбуждать малыша, переутомлять его нервную систему.

Публикация «От звука к речи» размещена в разделах

Через 2-3 месяца у родителей новая радость – малыш стал «гулить». Не следует забывать, что ребёнок с 3-4 месяцев начинает прислушиваться к звукам : мелодичные звуки вызывают у него чувство удовлетворения, улыбку, а резкие – плач. Надо всячески поддерживать появившийся лепет как здоровую основу будущей речи. Взрослые должны разговаривать с ребёнком, повторяя его лепетные звуки, вызывая этим у него радостные чувства, стремление подражать им.

Несколько позже, к шести месяцам, можно таким способом вызвать повторение отдельных слов: «папа», «мама» и т. п. Начинается «разговор» с ребёнком. Далее, примерно с семи до девяти-десяти месяцев, для развития понимания речи следует называть громко, чётко всё, что привлекает внимание ребёнка. Ребёнок смотрит на кошку. «Кошка, кошка, мяу, мяу», - говорит мать. К 9-10 месяцам ребёнок сможет уже выполнить некоторые поручения, просьбы: «дай ручку», «садись», «дай ав-ав».

В 9-10 месяцев произносится первое слово. Это чрезвычайное событие в семье! Наступает самый ответственный этап участия матери и окружающих в развитии речи ребёнка.

Обращаясь к ребёнку, необходимо не торопясь, достаточно громко и отчётливо произносить каждый звук с соответствующей смыслу слова интонацией и тембром, чётко выделяя ударный слог (поэтому нельзя растягивать слова по слогам, так как теряется ударение). Каждое слово должно быть понятным ребёнку, т. е. произнося его, одновременно надо обратить внимание ребёнка на соответствующий предмет или действие или, заметив, что ребёнок сам обратил внимание на что-либо, назвать несколько раз то, что он видит. Так закрепляется связь между названием предмета (словом) и самим предметом.

Неправильно сказанное слово надо спокойно и ласково правильно произнести 2-3 раза. Добровольное правильное повторение слова ребёнком следует поощрять. Излишне настойчивое требование от ребёнка правильного произношения, которое ещё не по силам ему, вместо желания говорить может вызвать у него отвращение к речи, а у некоторых – временное нежелание вообще говорить.

Полезны для развития речи детей такие игры. Взрослый вынимает из закрытой коробки, кармана, мешочка разные игрушки, предметы, произнося: «У меня в кармане собачка – ав-ав! Посмотрим собачку. Как собачка лает?» Надо пользоваться случаями, когда малыш видит птицу, животное (также игрушки, и воспроизводить издаваемые ими звуки. Для этого можно использовать и картинки.

В дальнейшем (почти до конца второго года) надо чаще применять речевые игры. («Кто в домике живёт?») – инсценировка сказок с помощью игрушек.

В последующие периоды (до 3 лет, пользуясь указанными приёмами, необходимо разнообразить и усложнить игры, пополняя словарь новыми словами. Следует отучать ребёнка пользоваться «детскими» словами – «мяу», «му», заменяя их обычными – кошка, корова и т. п., однословные предложения заменять более сложными, помогать малышу вместо жестов пользоваться словами. Если он, желая получить конфетку, указывает на неё рукой или говорит только «дай», надо сказать: «Ты хочешь конфетку, да? Скажи: дай мне конфету».

В этом возрасте уже можно учить детей правильному, чёткому произношению звуков, слогов и слов.

Как пособие для развития речи особенно широко используются картинки из детских книг, рассказ по ним.

Очень полезно привлекать к таким играм нескольких детей примерно одного возраста. Ту или иную роль в игре выполняют поочерёдно.

Уже в этот период следует развивать у ребё нка гибкость голоса: одни слоги или слова произносятся громче, другие – тише; одни медленнее, другие – скорее. Повышение и понижение голоса надо связывать с содержанием произносимого слова; например: «крикнул», «тихо сказал», «прошептал», «убежал», «медленно пошёл» и т. п.

Учитывая, что в возрасте 2 – 5 лет речь ребёнка развивается наиболее интенсивно, надо поощрять его стремление говорить, предоставляя ему в этом отношении известную свободу. Не следует, как это делают некоторые родители, раздражаться его «болтовнёй». Дети, по мнению этих родителей, «должны вести себя так, чтобы их было видно, но не было слышно». Вредность такого мнения очевидна: задерживается развитие речи и мышления ребёнка. Но здесь рекомендуется соблюдать определённую меру и приучать его к речевой дисциплине, объясняя, что, когда говорят другие, надо помолчать, не мешать им: не кричать, когда дома кто-нибудь спит или болен, что от крика может заболеть горло, что крикливая речь непонятна.

Говорить с маленьким ребёнком, не подлаживаясь к его произношению, не означает, однако, что в разговоре с ним нельзя употреблять звукоподражательные слова : «ау-ау», «му», «мяу». Но звуки этих слов следует произносить отчётливо. С двух с половиной- трёх лет детей приучают к общепринятому названию предметов и действий. Если, указывая на корову, ребёнок говорит «му», мать должна сказать: «Да, это-корова».

Нельзя говорить с ребёнком (да и при нём) в обычном для взрослых темпе. Вследствие неразработанности органов речи и слуха он не в состоянии успеть расслышать и повторить услышанное, кое-что пропускает, переставляет. Постоянный же хороший речевой пример, терпеливый и ласковый показ ребёнку правильного произношения, поощрение его речевых попыток и успехов, широкое использование речи в связи с потребностями и деятельностью ребёнка (игра, выполнение поручений и т. п.) сделают своё доброе дело: ребёнок по мере своих сил и в соответствии со своими интересами постепенно будет овладевать языком.

Чем чаще взрослые будут разговаривать с ребёнком, разумеется, не переутомляя его, и доступным, но правильным языком рассказывать ему сказки, разучивать вместе с ним стишки, потешки, играть в игры, тем скорее овладеет он правильной речью.

Не следует приходить в чрезмерный восторг, если ребёнок начал очень рано говорить, притом довольно чисто, тем более принуждать его слишком много рассказывать – часто повторять стишки, сказки, так как ребёнок может «потерять» из-за переутомления речевого аппарата на довольно длительное время некоторые звуки, а то и вообще перестанет говорить или начнёт заикаться.

Дети начинают говорить в разном возрасте, но если ребёнок болезненный и долго не говорит, обязательно надо обратиться к специалисту.

Публикации по теме:

День матери в Воскресной школе.День матери в Воскресной школе. В последнее воскресенье ноября в России отмечается День матери. Среди многочисленных праздников, отмечаемых в нашей стране, День матери.

Стихи. «У озера лесного Стояла деревушка…» У озера лесного Стояла деревушка. У деревушки той жила С сыном вдовушка. * Радостью и горем был Для мамы шалунишка. Но очевидно быть тому.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
От звука к речи
Опубликовано: 15 мая 2013 в 23:37
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «От звука к речи» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Пасечник (УИ 105910) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД