Кравченко Ирина Сергеевна
Отчет об использовании игровой технологии в социально-нравственном воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Использование игровой технологии
«Что на свете лучше всего»
в процессе социально-нравственного воспитания дошкольников
Кравченко И. С.
МДОУ «Детский сад
общеразвивающего вида № 97»
г. Саратова
Цель: создание цепочки образов, ориентированных на философское и духовно-нравственное осмысление ребенком моральных ценностей человека в социуме, развитие эмпатии.
Публикация «Отчет об использовании игровой технологии в социально-нравственном воспитании дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Темочки
Работа была организована в МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 97» г. Саратова в ноябре 2021г.
Участниками были 25 воспитанников подготовительной группы.
Предметом проявления субъектности были: рисунки и высказывания детей во время решения художественно-творческой игровой задачи, что позволилопрояснить сферы эмоциональных контактов ребенка. При подготовке занятий, я старалась создавать для детей условия, когда они учатся решать познавательные и социально-нравственные задачи в процессе обсуждения и самостоятельного выбора, поиска решения.
Работа проводилась в 4 этапа.
На первом этапе я прочитала детям сказку М. С. Пляцковского «Что лучше всего?»
Собрались возле сарая поросёнок, щенок и утё нок и стали выяснять: «Что лучше всего?»
— Лучше всего… Гав… Га-астроном! — сказал щенок Тявка. — Там столько вкусного!
— Нет, лучше всего танец кря-кряковяк! — возразил утёнок Крячик. — Мне нравится танцевать.
— Танцы — ерунда! — запротестовал поросёнок Кнопка. — Самое прекрасное на свете — это… хрюсталь. Если дотронуться копытом, он звенит!
— А мне нравится песенный фьюстеваль и… ещё… весёлый фьюмор! — пискнул в сарае цыплёнок Фью.
Наверно, этот спор продолжался бы ещё очень долго. Но спорщиков услыхала корова Муренка.
— А почему-му-му м-м-меня не спрашивают? — вмешалась она. — Лучше всего на свете — сено!
— А по-моему, сметана! — облизнулся на заборе кот Чернобурчик.
В это время сверкнула молния и по небу прокатился гром. Спорщики испугались — и разбежались в разные стороны. А под крыльцом облегчённо вздохнула наседка Соня, которой не давали спать. «Лучше всего… всё-таки… гром!» — подумала она и заснула.
Обсудив сказку, я предложила детям нарисовать то, что лучше всего для них. Все ребята нарисовали материальные ценности (леденец, эскимо, новая машинка, кукла Лол, велосипед и др). Ребята большое внимание уделяли мелким деталям (шоколадной крошке, новые фары на машине, стильной юбке куклы,.).
На втором этапе я подобрала стихи о родных, близких людях и друзьях.
***
Хоть весь мир я обойду
Мамы лучше не найду,
Ласковая, милая,
Ну самая красивая.
Мама песенки поет,
По головке гладит,
Ласково всегда зовет,
Водит меня в садик.
Обнимаешь и целуешь,
И вкусняшками балуешь,
Тебе спасибо говорю,
Ведь сильно я тебя люблю.
***
Как хорошо в кругу Друзей
Вести беседы, веселиться,
Петь караоке, танцевать
И просто рядом находиться!
Друг — он всегда к тебе придёт,
Он тот, кто не оставит,
За руку он тебя ведёт,
Идти тебя заставит.
Цени друзей, не забывай,
Прощай им все ошибки,
Они тебе ответят, знай,
Любовью и улыбкой!
***
У меня теперь есть Друг,
Преданный и верный.
Без него я как без рук,
Если откровенно.
Другу я любой секрет
Расскажу без страха.
Я несу ему котлет,
Спрятав под рубахой.
Ешь, мой маленький Дружок,
Что еще затеешь?
Ты пока еще щенок,
А дружить умеешь.
После прочтения, организовала беседу, в ходе которой ребята рассказали о членах своей семьи, домашних питомцах, лучших друзьях. Чем они увлекаются, как проводят вместе время, почему они им дороги.
В заключении я еще раз попросила детей, нарисовать – что лучше всего на свете… Рисунки кардинально отличались от предыдущих. Многие нарисовали маму, свою семью, друзей, двое ребят нарисовали котенка.
На третьем этапе я прочитала сказку В. Катаева «Цветик семицветик» о доброй девочке Жене, получившей в подарок волшебный цветок с прозрачными лепестками разных цветов. Произнося заклинания и отрывая один лепесток Женечка могла загадывать любое желание и оно тотчас исполнялось. И вот когда у неё остался последний лепесток, она нашла нового друга.
Отвечая на вопрос, почему Жене не понравились в итоге первые желания, и как она подружилась с Витей, дети пришли к выводу, чтобы появился друг надо сделать ему что-то хорошее. Мы стали обсуждать, что хорошее и доброе, мы можем сделать для своих друзей и близких. И в итоге решили отобразить это в рисунках. Рисунки хоть и были похожи на предыдущие, рисовали маму и друзей, но появились рядом и сами ребята, которые, что-то делали (пылесосили, мыли посуду, дарили другу цветок) Нарисовав, ребята эмоционально комментировали нравственные убеждения. (Другу очень понравился мой подарок, мама была счастлива моей помощи, папа мной гордился)
На четвертом этапе мы с ребятами подвели итоги нашей совместной работы. Прочитали рассказ П. Дудочкина «Почему хорошо на свете»
Молодой Скворушка научился летать. Летал, летал по саду, сел на макушку берёзы. Хорошо кругом! И защёлкал, засвистал: - Почему так хорошо на белом свете? Выглянуло Солнышко из-за тучки, улыбнулось по-доброму и сказало: —Хорошо потому, что все мы делаем что-нибудь хорошее —Солнышко, а что ты делаешь хорошее? - спросил Скворушка. —Я даю людям свет и тепло,- ответило Солнышко. - А ты что делаешь? Ничего хорошего Скворушка ещё не умел делать и не знал, что ответить. Стыдно ему стало, он робко встрепенулся и полетел в тень, чтобы спрятаться от Солнышка.
Сидел-сидел в тени под густыми ветками и вновь защелкал, засвистал: - Почему так хорошо на белом свете? И вдруг Дождик брызнул, весело застучал по листьям и зашелестел: —Хорошо потому, что все мы делаем что-нибудь доброе. —Дождик, а что ты делаешь доброе? —Я умываю всех и пою чистой водицей,- ответил Дождик. - А ты что делаешь? Опять стало стыдно Скворушке, и перепорхнул он на другую ветку.
Прилетела большая пёстрая птица в красной шапочке на затылке, села прямо на ствол и принялась долбить кору: «Тук Тук! Тук!» Скворушка поправил клювом перышки и опять защё лкав засвистал свою любимую песенку: - Почему так хорошо на белом свете? - Хорошо потому,- ответила пёстрая птица,- что все мы делаем что-то хорошее. - А как тебя зовут и что ты делаешь хорошее? - Я Дятел, поедаю вредных мошек и жучков и спасаю деревья, за это меня прозвали лесным санитаром. А ты что делаешь? Пуще прежнего застыдился Скворушка. Взмахнул крылышками и сел под куст в траву.
Посидел-посидел и опять защёлкал, засвистал: - Почему так хорошо на белом свете? Выполз дождевой Червяк из земли и тоненьким голоском сказал. - Хорошо потому, что все мы делаем что-либо хорошее. Тут Скворушка ещё больше удивился: —Неужели даже ты умеешь делать хорошее? —Конечно, умею! - ответил Червяк. - Я землю рыхлю, что бы все лучше росло. А ты что Делаешь? Скворушка даже рассердился и хотел склевать Червяка, да не успел: Червяк уже уполз.
Взлетел Скворушка на берё зу и задумался: «Что делать, чтобы не было стыдно?» А кругом так хорошо, так радостно! И он не утерпел, запел так, как никогда ещё не пел. И все, кто был в саду, слушали и радовались: - Как хорошо! Скворушка услышал похвалу и подумал: «Значит, и я что-то хорошее делаю, раз моя песенка нравится».
Чтобы привлечь детей к самостоятельному анализу моральных ценностей (милосердия, человеколюбия, сострадания, помочь каждому стать добрее, понять, что каждый из нас несет ответственность, чтобы наш мир стал лучше, я дала ребятам еще одно задание – нарисовать, что каждый может сделать хорошего на свете.
На рисунках ребят появилось очень много разнообразных тем, помимо помощи близким, многие задумались о ежедневной помощи окружающим. Кто-то нарисовал, как подкармливает птиц, кто-то как сажает дерево и цветы, кто-то как собирает листья на участке детского сада.
Ответы и рисунки детей позволили сделать выводы: дети эмоционально восприимчивы к гуманизму, у них высоко развита эмпатия, они с легкостью принимают моральные ценности, и пытаются соответствовать им.