Надежда Лаврентьева
Отчет-консультация для родителей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников с применением нетрадиционных техник
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта: кратковременный, групповой
Тип проекта: творческий, информационно-исследовательский
Участники проекта: дети средней группы
Руководитель: воспитатель 1К. К. Лаврентьева Н. А.
Время реализации проекта: декабрь.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из важных направлений работы с детьми становится патриотическое воспитание. Проблема патриотического воспитания очевидна. Поэтому назрела необходимость в быстрейшем, неотлагательном решении проблем воспитания патриотизма с детьми дошкольного возраста. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а следовательно, полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества, к родному краю.
Публикация «Отчет-консультация для родителей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников с применением нетрадиционных техник» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Темочки
Родина… Она у каждого своя. Для кого-то это целая страна, для кого-то это милый сердцу уголок - его родной город, поселок, деревня… И сколько бы ни жил человек на земле, Родина для него одна. Воспитание патриотических чувств - задача каждого родителя, воспитателя, педагога. Начинать нужно с малого-с любви к родному городу, краю. Уральская земля – богата своей историей, своими тайнами, своими мастерами и умельцами, своими писателями - сказителями. Именно они рассказывают в своих произведениях о жизни нашего края, о его особенностях и традициях. Знакомство с творчеством наших писателей – это основа и фундамент для формирования знаний о родном крае. Павел Петрович Бажов написал много интересных сказов, в которых быль тесно переплетается с вымыслом. Он рассказал нам о жизни и быте жителей древнего Урала. Читая произведения П. П. Бажова, мы окунаемся в мир необычный, удивительный. Урал – земля отмеченная, занимающая особое место на планете. А сам «Бажов - по теперешним меркам самый настоящий культовый писатель», создавший новую уральскую мифологию на основе легенд и преданий, хранимых вездесущей молвой, которая продолжает ревниво оберегать магию Места и основных его реалий – Камня, Горы и Пещеры» (историк, языковед М. П. Никулина)
Педагогическая практика показывает, что в сознании подрастающего поколения отсутствует факт мифологического сюжета о Земле, на которой они родились. Отсутствуют откровенные знания о родной земле и самому феномену Урала, как сердца России, держателя основ её древней мифологии.
Выявляется проблема: отсутствие системных знаний о произведениях художественной литературы уральских писателей, в частности П. П. Бажова.
Нами был разработан проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Уральский сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце» и применением нетрадиционной техники : теста пластики и нитка графии при изготовлении макета по сказке, который знакомит детей с произведениями ПП. Бажова, родным краем, с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать истинными патриотами и гражданами своей Родины.
Павел Петрович Бажов – известнейший фольклорный писатель, автор сборника рассказов «Малахитовая шкатулка».
Родился 15 января 1879 года в небольшом городке недалеко от Екатеринбурга. Его отец – Петр Бажев – был потомственным горным мастером. Детские годы провел в Полевском (Свердловская область). Учился в местной школе на «5», юношей получил образование в духовном училище, позже – в семинарии. С 1899 года молодой Бажов идет работать в школу – преподавать русской язык.
Активное творчество началось в годы войны, после работы журналистом в военных изданиях «Окопная правда», «Красный путь» и «Крестьянской газете». О работе в редакции почти не осталось данных; Бажов больше известен как фольклорист. Именно письма в редакцию и увлечение историей родного города изначально заинтересовали Бажова заниматься сбором устных рассказов крестьян и рабочих.
В 1924 году он издает первую редакцию сборника – «Уральские были». Немного позже, в 1936 году свет увидел сказ «Девка Азовка», который также был написан на фольклорной основе. Сказовая литературная форма была полностью им соблюдена: речь рассказчика и устные пересказы горнорабочих сплетаются и образуют тайну – историю, которую знает только читатель и больше никто на свете. Сюжет не всегда имел историческую подлинность: Бажов часто менял те события истории, которые были «не в пользу России, следовательно, не в интересах простых работящих людей».
Его главной книгой по праву считается «Малахитовая шкатулка», вышедшая в 1939 и принесшая писателю мировое признание. Эта книга – сборник небольших рассказов о русском северном фольклоре и бытовой жизни; как нельзя лучше в ней описаны местная природа и колорит. Каждый рассказ наполнен национальными мифическими персонами: бабка Синюшка, Великий Полоз, Хозяйка Медной горы и другие. Камень малахит был неслучайно выбран для названия – Бажов считал, что в нем «вся радость земли собрана».
Задачи:
• формировать представление об Уральском писателе - сказители П. Бажове, его сказов, как части культуры Уральского народа;
• формировать нравственные ценности и передачу духовного опыта предков, который учит добру, трудолюбию, щедрости;
• развивать абстрактное мышление, творческие и конструктивные способности детей посредством продуктивной деятельности, стимулировать желание создавать красивое своими руками;
• формировать чувство гордости за свой родной край;
• познакомить родителей с основами патриотического воспитания дошкольников, направленными на приобщение к культурному наследию родного края.
Продукт проекта:
- макет в нетрадиционной народной технике из соленого теста и не традиционной техники нитка графия по сказке П. П. Бажова «Серебряное копытце»;
- чтение и обсуждение сказки П. П. Бажова «Серебряное копытце»;
- беседа с детьми о сказителе П. П. Бажове;
- альбом с рисунками детей по сказке;
- презентация проекта педагогам садика;
- чтение и разучивание пословиц и поговорок о труде и родном крае;
- чтение стихов о родном крае.
Предполагаемые результаты:
С помощью проекта мы пытаемся расширить и систематизировать знания детей о своем крае, о жизни и творчестве П. П. Бажова, его сказах, как части культуры проживающего на Урале народа; традициях родного края;
- формирование патриотических чувств, определение дошкольниками себя, как части народа, представителя Урала;
- активная позиция родителей воспитанников в процессе ознакомления детей с родным краем (помощь в подборе пословиц и поговорок о труде, совместное разучивание родителей и детей поговорок и пословиц);
- развитие социальных навыков у дошкольников в ближайшем социальном окружении.
Ожидаемые результаты: расширение кругозора детей в области знаний творчества П. П. Бажова, развитие творческих способностей ребят, привитие бережного отношения к природе, приобщение родителей и детей к совместной деятельности, установление с ними доверительных и партнёрских отношений.
Теста пластика – один из народных промыслов. Поделки из теста очень древняя традиция, но в современном мире высоко ценится всё, что сделано своими руками. Солёное тесто – очень популярный в последнее время материал для лепки. Тесто эластично, его легко обрабатывать, изделия из соленого теста долговечны. У каждого ребёнка появляется возможность создать свой удивительный мир.
Метод «нитка графия» позволяет решать сразу несколько дидактических задач. Слуховая память в процессе выполнения рисунка нитью подкрепляется зрительным запоминанием. Чем более ловки и умелые пальчики ребёнка, тем успешнее будет формироваться не только устная речь, но и письменная, так как качество письма напрямую зависит от развития тонких движений пальцев рук, приобретённых ещё в дошкольном детстве.
В дошкольном возрасте начинают развиваться такие черты характера, которые закладывают в основу нравственного и патриотического воспитания : трудолюбие, милосердие, гуманность и т. д. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Реализация проекта
чтение загадок про героев сказки
Кто-то сидит у окошка в избушке,
А маленький козлик стоит на опушке.
Ударит копытцем - каменья летят,
И россыпи их под луною блестят.
С козликом рядом кошка Мурёнка,
И смотрит на них из окошка… (Даренка)
Козел тот особенный был:
Правой ножкой о камешки бил,
В каком месте топнет — камень дорогой появится.
Даренка все смотрит и удивляется.
Издалека-то его не разглядишь, не разберешь,
А близко к нему, как ни старайся, не подойдешь. (Серебряное копытце)