Ольга земскова
Отчет о кружковой деятельности в средней группе по программе Колесниковой
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет по работе кружка «От звука к букве»
/ первый год обучения 2021–2022г. /
Руководитель кружка : Земскова О. Е.
Образовательная деятельности кружка осуществляется по авторской программе Колесниковой Е. В. «Развитие фонематического слуха»
Публикация «Отчет о кружковой деятельности в средней группе по программе Колесниковой» размещена в разделах
Программа предназначена для работы с детьми 4 – 5 лет и обеспечивает целостность педагогического процесса на протяжении 1 года
Программный материал по подготовке детей 4 - 5 лет к обучению грамоте.
I год обучения - подготовительный этап - ориентирован на детей 4-5 летнего возраста. Программный материал этапа рассчитан на 8 месяцев обучения (октябрь – май) и направлен на подготовку детей к овладению звуковым анализом слов.
В кружке «От звука к букве» занимались 16 человек. Организованная образовательная деятельность проводилась один раз в неделю с подгруппами детей. Длительность каждого подгруппового занятия не превышала 20 -25 минут, в течение которых детям предлагался как новый материал, так и материал для повторения и закрепления ранее усвоенных знаний. В начале учебного года были приобретены тетради с заданиями для развития детей «Развитие фонематического слуха у детей». Для родителей вначале года проведена презентация программы по обучению грамоте, где родители были ознакомлены с методикой обучения.
Организовывала обучение таким образом, чтобы дети занимались с желанием, были инициативны. Во все занятия включаю всевозможные игры по обучению грамоте, занимательные упражнения, фонематические, грамматические, графические и даже подвижные игры. Часто ввожу игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные моменты, так нравящиеся детям. Для снятия усталости, использовались физические минутки и пальчиковые гимнастики
Программа на учебный год (4- 5 лет)
1. Развитие фонематического слуха.
-продолжать знакомить с терминами «звук» и «слово»
-знакомить с тем, что слова состоят из звуков, звучат по- разному и похоже
-уточнить и закрепить правильное произношение звуков «С-СЬ», «З-ЗЬ», «Ц», «Ш», «Ж», «Ч», «Щ», «Р-РЬ», «Л-ЛЬ», «М-МЬ», «Б-БЬ», «К-КЬ», «Г-ГЬ», «Д- ДЬ», «Т-ТЬ» изолированно, в словах и во фразовой речи
-познакомить с термином «слог», учить делить слова на слоги
-познакомить с тем, что слово можно обозначить прямоугольником (простейшее моделирование)
-формировать умение различать на слух твердые и мягкие согласные
-учить определять и изолированно произносить первый звук в слове
-учить называть слова с заданным звуком
-учить способам интонационного выделения звука в слове
-продолжать работу по развитию интонационной стороны речи: умению произвольно регулировать темп речи, силу голоса, речевое дыхание
-продолжать учить говорить согласно нормам литературного произношения
2. Развитие графических навыков (рисование вертикальных, горизонтальных, округлых линий, предметов, сочетающие в себе прямые и округлые линии, штриховка различных предметов).
3. Развитие мелкой моторики (упражнения для пальцев и кистей рук)
- способствовать развитию произвольных движений пальцев и кистей рук
4. Развитие психических процессов (задания на нахождение различий на двух похожих рисунках, работа со схемами)
Основной задачей на этом этапе обучения является развитие у детей фонематического слуха, умению различать в речевом потоке отдельные слова, звуки в слове, поэтому на протяжении всего курса главное место на занятиях было отведено работе со звуком, словом, что позволяет формировать фонетический и речевой слух ребёнка.
На начальном этапе знакомства с грамотой вводила детей в удивительный мир звуков: звуки окружающего мира; звуки, произносимые человеком (речевые звуки). Организуя работу со звуком, приучала детей внимательно вслушиваться в каждый произнесенный звук, правильно произносить их. Учила детей различать на слух и отчетливо произносить сходные no артикуляции и звучанию согласные звуки: с- з, с-ц, ш -ж, с-ш, ж-3, л -р. Учила определять первый звук в слове. В дальнейшем я ввела названия твердых и мягких согласных звуков: большой «братец» – твердый согласный звук, обозначается синим квадратом, маленький – мягкий согласный звук, обозначается зеленым квадратом.
Большая работа проведена с детьми по ознакомлению с понятиями «слово», «слог». Обогащались представления детей о словах: (похожие по звучанию, но разные по смыслу, громкие и тихие, длинные и короткие слова, познакомила со схемой слова.
При работе со слогом обращала внимание, что следует делить слова на слоги путём их «пения», протягивая слог. Дети учились делить слова на слоги, используя в качестве наглядной опоры разные схемы. Дети изображали слово в виде прямоугольника, который они делили на столько частей, сколько слогов в слове, подбирали к слову схему. Дети хорошо усвоили деление слов на слоги, легко определяют количество слогов с помощью упражнений (прошагать, прохлопать, простучать карандашом).
Прекрасным материалом для решения задач представляли увлекательные игры и упражнения со звуками, буквами, словами. Они помогали детям сформировать понятия, понимать и выполнять учебную задачу, создавать интерес в процессе обучения — а это необходимое условие для получения знаний.
Проводя игры со словом, уточнялся, обогащался, активизировался словарь детей, дети учились правильно употреблять слова - названия предметов, признаков, действий и объяснять их значения; учились подбирать длинные и короткие, похожие по звучанию слова.
Игры и упражнения для развития фонематического слуха предлагались на каждом занятии, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений: «Выдели слово», «Какой звук есть во всех словах»; «Поймай звук»; «Подскажи словечко»; Игра «Прошепчи слово»; «Скажи, какие звуки услышал в лесу»; «Рассели животных в домикам»; «Разложи по корзинам»; «Расставь посуду»; «Кто в каком вагоне поедет»;
Кроме того, на каждом занятии решалась задача подготовки руки ребёнка к письму. Используются разнообразные упражнения и задания для подготовки руки к процессу письма, на развитие внимания, памяти, мышления Осуществлялась работа в рабочих тетрадях. Детям давались упражнения на развитие мелкой моторики, учились управлять своими пальчиками и рисовать несложные предметы.
Народные песенки, потешки, также представляли собой прекрасный речевой материал. С их помощью развивался: фонематический слух,грамматический строй речи, звуковая культура речи, обогащение словаря. Работали над интонацией и выразительностью речи.
В работе кружка использовались пальчиковые игры. Они не только развлекали малыша, а еще и помогали развивать у ребенка координацию движений, стимулировать развитие речевых навыков, активизировать память, мышление, развивать творческое мышление и внимание.
Сенсорная привлекательность наглядного дидактического материала также способствовали усвоению знаний, доставляли детям радость, поэтому дети с увлечением выполняли предложенные задания.
Для качественного усвоения материала использовала интерактивное оборудование. Учитывая то, что темпы усвоения материала у каждого ребёнка индивидуальны, обязательно включались в работу подгруппы детей дополнительные задания быстро и успешно усваивающим программный материал, а также проводилась индивидуальная работа с менее активными детьми. Уделялось внимание и индивидуальным занятиям. Индивидуальные занятия проводились с детьми, которые пропустили более одного занятия.
Все эти приёмы помогали сделать процесс обучения более доступным, увлекательным, они активизировали мыслительную деятельность детей.
Данная система занятий, правильно подобранные формы, методы и приёмы помогли детям успешно усвоить знания, умения необходимые в дальнейшем для овладения грамотой: чтением и письмом. Таким образом, я считаю, что работа по обучению грамоте детей велась на должном уровне.