Лучший педагог года

Отчёт об опытно-экспериментальной работе по духовно-нравственному воспитанию

Ольга Приказчикова
Отчёт об опытно-экспериментальной работе по духовно-нравственному воспитанию

группы педагогов детского сада №12 «Ягодка».

В современном мире в погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное развитие маленького человека, без которых все накопленные знания могут оказаться бесполезными.

Поэтому проблему духовно-нравственного воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства.

Публикация «Отчёт об опытно-экспериментальной работе по духовно-нравственному воспитанию» размещена в разделах

Всем известно, что Родина начинается с родного дома, улицы, поселка. Знание ребенком истории поселка, его достопримечательностей, природы своей малой родины, деятельности проживающих там людей, а также отражение полученных знаний и впечатлений в продуктивной деятельности затрагивают не только область ума, но и область духовных и нравственных чувств.

Актуальность темы

связана с четырьмя положениями.

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке высоконравственных людей, обладающих духовно-нравственными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников позитивного и негативного характера.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовности и нравственной воспитанности.

В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они информируют дошкольника о нормах поведения и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Духовно-нравственное воспитание предполагает :

нравственный облик,

нравственные чувства,

нравственную позицию,

нравственное поведение.

Поэтому «Воспитание духовно-нравственных чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного поселка» и стало темой опытно-экспериментальной работы нашего детского сада.

В опытно-экспериментальной работе принимали участие :

Руководитель эксперимента: заведующая Наумова Ф. А. (высшая квалификационная категория).

Воспитатели : Приказчикова О. А., Вялкова Н. А.

(высшая квалификационная категория).

Музыкальный руководитель Курагина Л. В.

(первая квалификационная категория).

Воспитанники средней и подготовительной к школе группы.

Родители.

Цель, соответствующая теме опытно-экспериментальной работы, – воспитание духовно-нравственных чувств через ознакомление с историей и культурой родного поселка.

Эта цель конкретизируется следующими задачами:

• Знакомить детей с природными особенностями родного поселка. Воспитывать в детях бережное отношение к природе.

• Развивать эстетические чувства детей, чувство прекрасного, сопоставляя образы природы, выраженные музыкой.

• Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.

• Знакомить детей с традициями и праздниками родного поселка. Воспитывать интерес к духовному наследию русского народа (через ознакомление детей с народными играми и забавами).

• Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т. е. потребность к формированию семейных ценностей.

• Познакомить детей с творчеством местных народных умельцев.

• Повысить педагогическую компетентность педагогов по организации работы по духовно-нравственному воспитанию.

Объект

Процесс обучения и воспитания детей среднего и подготовительного к школе возраста.

Предмет

Эффективность применяемых методов в духовно-нравственном воспитании дошкольников.

Гипотеза на наш взгляд предполагает:

Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному поселку, но если в ходе реализации эксперимента дети приобретут знания об истории поселка, достопримечательностях, природе родного поселка, традициях и праздниках русского народа (которые и по ныне отмечают в нашем поселке, будут знать имена тех, кто прославил родной поселок, начнут проявлять интерес к событиям в жизни поселка и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи опытно-экспериментальной работы выполнены.

Работа по теме разделена на 4 этапа.

1 этап - диагностический, где определяется проблематика и актуальность темы для нашего детского сада, определяются цели и задачи дальнейшей работы.

2 этап – организационный: создание перспективного планирования, конспектов занятий, обогащение предметно-развивающей среды.

3 этап – практический: реализация комплекса разработанных мероприятий перспективного плана. Этот этап разделен на под темы: «Природа родного края», «Традиции и праздники русского народа», «Руки – не для скуки».

4 этап – итоговый: оценка эффективности работы по программе опытно-экспериментальной деятельности.

Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

Необходимые условия реализации эксперимента:

интерес детей и родителей;

методические разработки;

взаимосвязь с социумом.

Программа опытно-экспериментальной работы, согласно требованиям ФГТ, построена на адекватных возрасту детей

формах работы :

Беседы;

Чтение художественной литературы;

Обязательная образовательная деятельность;

Продуктивная деятельность;

Культурно - досуговая деятельность;

Экскурсии;

Работа с родителями.

а изучение литературы по этой тематике позволило наиболее гармонично и доступно для детского восприятия организовать планирование работы и ее реализацию.

Для решения задач по духовно-нравственному воспитанию дошкольников необходим комплексный подход, который осуществляется в нашем детском саду в обязательной образовательной деятельности и проходит через все образовательные области:

• коммуникация - обогащение словаря детей новыми словами, эпитетами, пословицами, поговорками, образными выражениями;

• чтение художественной литературы - это сказки, потешки, поговорки, лучшие произведения русских писателей и поэтов, а также рассказы о святых и защитниках земли Русской;

• художественное творчество - знакомство детей с народными промыслами, картинами русских художников, приобщение детей к художественному труду (поделки к праздникам, изготовление кукол);

• музыка - ознакомление с русскими народными и православными праздниками, а также с народными песнями и танцами;

• познание - это воспитание национального самосознания дошкольника, которое должно начинаться с ощущения того, что ребенок живет в России, на русской земле, говорит на родном языке и познает культуру своего народа, работа по экологическому воспитанию строится на основе народного календаря, связанного с временами года, что позволяет лучше понять и полюбить природу, а это одна из составляющих любви к родному краю;

• физическая культура и здоровье - построено на народных играх разных видов. Это дает возможность решать задачи физического воспитания с учетом индивидуальных особенностей детей;

• безопасность - формирование способа безопасного поведения в мире природы;

• труд – формирование представлений о труде взрослых;

• социализация - непосредственно-образовательная деятельность по приобщению к народной культуре в игре.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание в ДОУ на основе ознакомления детей с православной культуройДуховно-нравственное воспитание в ДОУ на основе ознакомления детей с православной культурой Мы не можем, имея детей, ждать, что когда-то, став зрелыми, они сами поймут, что их путь лежит к Церкви – ибо они могут и не понять, могут.

Статья «Основы игровых технологий в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста» Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобрела особое значение. Это связано, прежде всего,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Отчёт об опытно-экспериментальной работе по духовно-нравственному воспитанию
Опубликовано: 30 марта 2014 в 15:36
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД