Получи документы

Отчет «Здоровьесберегающие технологии на музыкальном занятии в ДОУ на неделе здоровья»

Елена Некрасова
Отчет «Здоровьесберегающие технологии на музыкальном занятии в ДОУ на неделе здоровья»

ФГОС ДО одной из задач дошкольного образования определяет создание благоприятных условий для развития детей с использованием здоровьесберегающих технологий в соответствии с их возрастом и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка.

Публикация «Отчет „Здоровьесберегающие технологии на музыкальном занятии в ДОУ на неделе здоровья“» размещена в разделах

Особенно эффективно проводить оздоровительную работу с использованием такого могучего средства в решении воспитательных, образовательных и коррекционных задач, как музыка. Ведь именно музыка из всех видов искусства является самым сильным средством воздействия на человека, способствующим укреплению психического и физического здоровья, эмоционального благополучия, через восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах и двигательную активность ребенка.

На основании таких выводов я строю свою работу с детьми, определив задачи:

- Развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма); через использование здоровьесберегающих технологий.

- С помощью здоровьесберегающих технологий повысить адаптивные возможности детского организма (активизация защитных свойств, устойчивости к заболеваниям)

- Укреплять физическое, психическое здоровье детей и эмоционального благополучия через восприятие музыкальных произведений.

Каждое музыкальное занятие с использованием здоровьесберегающих технологий проходит по определенному алгоритму.

1. Приветствие. Упражнение для настройки на рабочий лад.

2. Вводные упражнения. Музыкально-ритмические движения, логоритмические упражнения.

3. Слушание музыки (активное и пассивное). Физкультминутка- пальчиковая или жестовая игра- 1 упр.

4. Пение, песенное творчество: распевки, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, в качестве физкультминутки – пальчиковая или жестовая игра-1 упр.

5. Танцы, танцевальное творчество с элементами ритмопластики.

6. Театральное творчество с элементами логоритмики, ритмопластики. Музыкальные игры, хороводы.

7. Игра на ДМИ. Творческое музицирование.

8. Прощание. Упражнение на релаксацию.

Виды деятельности на занятии варьируются в зависимости от плана занятия и настроя детей.

1. ЛОГОРИТМИКА

Логоритмические упражнения направлены на коррекцию общих и мелких движений, развитие координации «речь — движение», расширение у детей словаря, способствуют совершенствованию психофизических функций, развитию эмоциональности, навыков общения. Практика показала, что регулярное включение в музыкальное занятие элементов логоритмики способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.

Это связано с тем, что музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно учатся говорить правильно.

В младшей группе использовала «Ножками затопали»

В средних группах я использовала стихотворение с движениями «Осень», «Барабанщик».

А в старших группах и подготовительных группах - упражнения «Как мы ухаживаем за огородом», «Тук тук молотком» на координацию речи с движениями под музыку.

2. ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕСЕНКИ-РАСПЕВКИ

Цель распевания - подготовка голосовых связок к пению и упражнение в чистом интонировании определенных интервалов. В практике моей работы песни - распевки имеют здоровьесберегающую направленность.

Задачи: предупреждать заболевания верхних дыхательных путей, укреплять хрупкие голосовые связки детей, подготовить их к пению.

Валеологические песни-распевки дети быстро усваивают, быстро запоминают и больше проявляют интереса к короткой песенке. Доступные для восприятия и воспроизведения тексты распевок и приятная мелодия поднимают настроение, задают позитивный тон, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голосовой аппарат к пению.

-Доброе утро, улыбнись скорее, (Поворачиваются друг к другу)

И сегодня целый день (Хлопают в ладоши)

Будет веселее.

Мы погладим лобик, (по тексту)

Носик и щёчки,

Будем мы красивыми, ("фонарики")

Как в лесу цветочки.

Ушки мы теперь потрём (по тексту)

И здоровье сбережём

Улыбнёмся снова (кланяются, разводят руки в стороны)

Будьте все здоровы.

3. ИГРОВОЙ МАССАЖ

Игровой массаж тоже проводится на музыкальных занятиях. Тысячи лет назад тибетские врачеватели установили: нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком, так как это бессознательно посылает положительные сигналы внутренним органам. Приемы массажа полезны не только больному, но и здоровому человеку.

Цель – обучение детей посредством правильного выполнения игрового массажа благотворно влиять на внутренние органы: сердце, легкие, кишечник, воздействия на биологически активные точки тела.

При проведении массажа важно научить детей не давить на точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру (от кистей рук к плечу и т. д.).

Весёлые потешки для массажа

Две тетери

На лугу, на лугу

Стоит миска творогу- Дети гладят животик по часовой стрелке.

Прилетели две тетери- «Бегают» пальчиками по телу.

Поклевали, улетели- Щиплют двумя пальцами. Машут руками.

Били лён

(Дети стоят «паровозиком»).

Били лён, били- Стучат друг другу кулачками по спине.

Топили, топили- Растирают ладонями.

Колотили, колотили- Шлёпают ладошками

мяли, мяли- Разминают пальцами.

Трепали, трепали- Трясут за плечи.

Белы скатерти ткали- «Чертят» по спине рёбрами ладоней.

На столы накрывали- Поглаживают ладонями

«Зайка»

Зайка белый прибежал - дети легко постукивают пальчиками по ступням ног.

И по снегу прыгать стал.

Прыг-скок, прыг – скок!

Непоседа наш дружок.

Зайка прыгнул на пенек, - дети шлепают ладошками по коленям

В барабан он громко бьет:

Бум-бум-тра-та-та!

Зимой погода – красота!

А в лесу такой мороз!

Зайка наш совсем замерз. – дети хлопают ладошками по плечам.

Лапками – хлоп-хлоп! - хлопки в ладоши

Ножками – топ-топ! - топают

Носик – трет – трет – трет, - поглаживают крылья носа

Ушки мнет-мнет-мнет. – пощипывают ушки.

Прыгай выше, зайка, - легкие прыжки.

Зайка - попрыгайка.

4. ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

Кончики пальцев - есть второй головной мозг. В жизнедеятельности человека рука играет важную роль на протяжении всей его жизни.

Дотрагиваясь до чего-либо рукой, человек сразу же узнает, что это за вещь. Работа пальцев рук действительно бесконечно разнообразна и важна для каждого человека. Пальцами мы трогаем, берем, поглаживаем, зажимаем.

В свои занятия я включаю упражнения по тренировке движений пальцев, которые наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

В младшей группе использовала упражнение «Прилетели гули»

Прилетели гули

Гули голубочки. -Махать руками, как крылышками

Сели на головку,

На головку дочке. - Положить руки на голову

Ты моя дочка,

Помаши ладошкой.

Кыш-Кыш-кыш! - Махать кистями рук, «прогоняя гулю»

В средних группах на музыкальном занятии я использовала упражнение «Побежали вдоль реки дети на перегонки»

Побежали вдоль реки –движения указательного и среднего пальцев

Дети на перегонки- обеих рук и коленям (пальчики бегут)

«Раз, два, три, четыре, пять»

«Раз, два, три, четыре, пять»- Сжимать и разжимать пальцы

Вышли пальчики гулять- Выполнять движения «Фонарики»

«Раз, два, три, четыре, пять»- Сжимать и разжимать пальцы

В домик спрятались опять- Сжать руки в кулак

В старших группах включаю в занятие такое упражнение как «Дружат в нашей группе»

Дружат в нашей группе – Пальцы обеих рук соединяются в замок

Мальчики и девочки.

Мы с тобой подружки- Ритмичное касание пальцев обоих рук

Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять – Поочередное касание пальцев на обоих руках

Начинай считать опять- начиная с мизинца. Руки отпустить вниз, встряхнуть кистями

Раз, два, три, четыре, пять-

Мы закончили считать

В подготовительных включила пальчиковую гимнастику «Замок- чудак»

На двери замок чудак- Пальцы сцеплены в «Замок»

Не открыть его никак- Несколько раз

Я его и так – эмоционально

Я его и сяк,- и с ускорением

Я его туда- выворачивать «замок»

Я его сюда- в разные стороны.

Ну никак не открывается!- выполнять потягиваня, пытаясь открыть «замок»

Вынул связку я ключей- Энергично встряхивать кистью одной руки

Ну ка, ключик, поскорей!- Поочередно, начиная с мизинца

Этот ключик не подходит- крутить пальцы одной руки

Этот ключик не выходит- в кулачке другой

Этот ключ не открывает- безымянный и указательный пальцы

Этот ключ не вылезает. -«застревает в замке»

Этот ключик- от сарая- поднять большой палец вверх

Дверка, миленькая, откройся!

-Выходите пожалуйста!- Развести руки в стороны

5. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

Упражнения дыхательной гимнастики помимо привития навыка правильного певческого дыхания, способствуют оздоровлению всей дыхательной системы. помогают увеличить объём дыхания.

Дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие:

-положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;

-способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;

-восстанавливает нарушенное носовое дыхание;

-исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

В младшей группе включила упражнение

«Пузырики»

Пусть малыш сделает глубокий вдох через нос, надует «щечки- пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2-3раза

На занятии в средней группе я использовала такое упражнение

«Мышка и мишка»

У мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки, вдох)

У мышки- очень маленький (присесть,обхватить руками колени, опустить голову, выдох с произнесением звука ш-ш-ш)

Мышка ходит в гости к мишке (походить на носочках)

Он же к ней не попадет.

В старшем дошкольном возрасте это упражнение

«Воздушный шар»

Дети стоят в кругу, взявшись за руки. «Сдувают шарик», произнося на выдохе звук «С», маленькими шашками передвигая ноги в центр круга. «Надувают шарик» произнося звук «Ф», медленно двигаясь из центра круга. Звук «Ф» можно произносить слитно, на одном выдохе, а можно делать несколько активных выдоха, с произнесением звука, «надуваем насосом»

В подготовительных группах взяла упражнение

«Цветок»- Дети присоединяют ладони друг к другу, чуть раскрывая пальцы – «цветок»

сделать вдох носом («понюхать цветок», задержать дыхание, плавно выдохнуть ртом через маленькую щелку («подуть на цветок»)

«Пыльца» - сделать короткий вздох, задержать дыхание, затем сделать легкий короткий выдох («сдуть с цветка пыльцу»)

«Подуем на каждый лепесток» - сделать короткий вдох, задержать дыхание, сделать пять коротких выдохов на пальцы правой руки («подуть на каждый лепесток», затем снова сделать вдох и пять коротких выдохов – на этот раз на пальцы левой руки.

6. АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Артикуляционные упражнения позволяют осуществлять развитие артикуляционной моторики:

- обучение детей простейшим артикуляционным движениям по подражанию взрослому;

- выработку контроля над положением рта.

В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.

В младшей группе использовала упражнение «Ручеек»

На занятиях я использовала в средней группе упражнение «На машине»

В старших группах я использовала сказки «Путешествие язычка», слушая которые, воспитанники выполняют артикуляционные упражнения.

7. РИТМОПЛАСТИКА

Доступность этого вида основывается на простых общеразвивающих упражнениях. Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, входящими в упражнения танцевально-ритмической гимнастики, но и образными упражнениями, сюжетными композициями.

Я использую упражнения в младшей и средней группах такие как «Кузнечик», «Жуки», «Строим дом», «Полетим на самолетах»,

В старших и подготовительных группах «Роботы», «Листики», «Полочка», музыкальные игры

Танцы мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение.

На музыкальных занятиях ребенок занимается ритмопластикой в коллективе, а это способствует развитию у детей организованности, дисциплины, ответственности, взаимовыручки, внимательного отношения к окружающим, самостоятельности.

8. МУЗЫКОТЕРАПИЯ

Музыкальное развитие ребенка в аспекте здоровьесбережения своей эффективностью уже давно не вызывает сомнений. Музыка с древнейших времен использовалась врачевателями для лечения и оздоровления пациентов. А в настоящее время её лечебный эффект доказан научно. Ученые даже создали в официальной медицине целое направление – музыкотерапию.

Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

Например, музыка Моцарта считается многопрофильной: её прописывают при усталости, головной боли, депрессии и даже при простуде. Этот феномен, ещё до конца не объясненный, назвали «эффект Моцарта». Я использовала такие произведения как Э. Григ «Утро», Сонаты Моцарта, К. Сен-Санс «Аквариум»

Также использую Психогимнастические упражнения в начале занятия – чтобы помочь ребятам настроится на рабочий лад (в зависимости от их настроения); в конце занятия – на релаксацию, чтобы дети успокоились перед уходом в группу; в процессе игр – драматизаций чтобы помочь детям войти в тот или иной образ.

«Воздушные шарики»

Цель: Снять напряжение, успокоить детей.

Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу».

Упражнение можно повторить 3 раза.

«Корабль и ветер»

Цель: Настроить группу на рабочий лад, особенно если дети устали.

Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию:

«Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки. А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!»

Упражнение можно повторить 3 раза.

«Слепой танец»

Цель: Развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения.

Ведущий дает инструкцию: «Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет "слепой". Другой останется "зрячим" и сможет водить "слепого". Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку (1—2 минуты). Теперь поменяйтесь ролями».

Сначала можно посадить детей попарно и попросить их взяться за руки. Тот, кто видит, двигает руками под музыку, а ребенок с завязанными глаза ми пытается повторить эти движения, не отпуская рук, 1— 2 минуты. Потом дети меняются ролями. Если тревожный ребенок отказывается закрыть глаза, успокойте его и не настаивайте. Пусть танцует с открытыми глазами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Музыкально – оздоровительная работа в ДОУ – достаточно новое направление, и цель её определяется выявлением и развитием музыкальных и творческих способностей, а также формированием привычки к здоровому образу жизни.

Результатами этой работы могут быть:

- повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;

- стабильность эмоционального благополучия каждого ребёнка;

- повышение уровня речевого развития;

- стабильность физической и умственной работоспособности.

Организация в детском саду музыкально-оздоровительной работы с использованием современных методов здоровьесбережения обеспечивает более бережное отношение к физическому и духовному здоровью детей, помогает в комплексе решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения. Ведь от состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества.

Публикации по теме:

От технологии к результатам. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Здоровье – величайшая социальная ценность. Проблема здоровья в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУЗдоровьесберегающие технологии в ДОУ Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ- один из популярных видов современных инновационных технологий,.

Отчет о неделе творчества в ДОУОтчет о неделе творчества в ДОУ Дети – это непоседы, которые стремятся узнать что- то новое провести эксперимент, сконструировать поделку, разукрасить лист своими красками.

Проект «Здоровьесберегающие технологии» (Неделя здоровья) Здоровье - это драгоценность, и при том единственная, ради которой стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и жертвовать.

Отчет о Неделе театра в ДОУ Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей.

Здоровьесберегающие педагогические технологии сохранения и стимулирования здоровья Что такое здоровьесберегающие технологии? Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение.

Здоровьесберегающие технологии «Сохранение здоровья ребенка» СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА. Для человека в современном мире нет ничего важнее здоровья, а здоровье подрастающего поколения особенно ценно,.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС. По ФГОС одним из приоритетных направлений деятельности детского сада является проведение.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний,.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Консультация для воспитателей. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Подготовила воспитатель Пензина Ирина. Целью здоровьесберегающих технологий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Отчет «Здоровьесберегающие технологии на музыкальном занятии в ДОУ на неделе здоровья»
Опубликовано: 29 января 2019 в 07:24
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД