Лучший педагог года

Отчет о физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста

Ольга Тестова
Отчет о физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста

В современной системе образования много проблем. Одна из них – это ориентация всей системы образования на здоровьесохраняющее обучение и воспитание. Перед педагогами дошкольных учреждений в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей. Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования определяют как одну из важнейших задач: охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого – педагогической, профилактической и оздоровительной работы. В соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск новых средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, создание оптимальных условий для всестороннего гармо-ничного развития личности ребёнка.

Публикация «Отчет о физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

Ведущее место в организации двигательного режима в работе с детьми дошкольного возраста нами отводится непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию. Необходимое условие – доброжелательное отношение к детям со стороны педагога. Мы проявляем к детям искренний интерес, помогаем преодолевать трудности и неудачи, радуемся вместе с ними успехам, стараемся, чтобы все упражнения выполнялись на фоне позитивных ответных реакций ребёнка, доставляя ему не только мышечную, но и эмоциональную радость. Используем при этом как традиционные, так и нетрадиционные виды образовательной деятельности по физическому развитию:

Классическая НОД ( по схеме: вводно-подготовительная часть, основная, заключительная части).

Игровая НОД ( с использованием игр: народные подвижные игры, иг-ры-эстафеты, игры-аттракционы и т. д.).

НОД тренировочного типа (ходьба, бег, строевые упражнения, спортивные игры, упражнения в лазании, упражнения с мячом и т. д.).

Сюжетные формы НОД – комплексные (объединенные определенным сюжетом, спортивное ориентирование, с викторинами и т. д.).

Самостоятельная двигательная деятельность (самостоятельная тренировка по выбору, затем проверка задания педагогом).

Утренняя гимнастика является одним из важных компонентов двига-тельного режима, ее организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Ежедневное выполнение физических уп-ражнений способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывая полезную привычку у детей начинать день с утренней гимнастики. Утренняя гимнастика проводится ежедневно до завтрака в течение 5–12 мин. На воздухе или в помещении (в зависимости от погодных условий).

Наряду с традиционной утренней гимнастикой в практику нашей группы мы включаем разные типы и варианты, как в содержательном плане, так и в методике проведения. Варианты проведения утренней гимнастики:

Утренняя гимнастика игрового характера включает 2–3 подвижные игры или 5–7 игровых упражнений имитационного характера, а также разной степени интенсивности, которые выполняются как комплекс упражнений общеразвивающего воздействия.

Упражнения на полосе препятствий – детям предлагаем упражнения с постепенным увеличением нагрузки: усложнение двигательных заданий с включением разных основных видов движений увеличение числа повторов, усиление темпа движений, смена чередования физкультурных пособий.

Утренняя гимнастика в форме оздоровительной пробежки. Этот тип утренней гимнастики обязательно проводится на воздухе – в течении 5–7 мин. Непрерывный бег в среднем темпе с постепенным увеличением расстояния и времени. В конце гимнастики предлагаются дыхательные упражнения.

В содержание утренней гимнастики включаем различные построения и перестроения, различные виды ходьбы, бега, прыжков с постепенным увеличением двигательной активности детей. Детям предлагаются уп-ражнения на равновесие и развитие координации, подвижные игры и основные развивающие упражнения.

Комплекс утренней гимнастики повторяем в течение двух недель. Про-должительность утренней гимнастики соотносится с возрастом детей, во время проведения используем музыкальное сопровождение.

Ежедневно, в процессе непосредственно образовательной деятельности детей и по мере необходимости, нами проводятся физкультминутки (в течение 2 мин.) в зависимости от вида и содержания деятельности по развитию речи, рисованию, формированию элементарных математических представлений, главным образом в момент появления признаков утомляемости детей. В тот момент, когда у детей снижается внимание и появляется двигательное беспокойство, наступает утомление, мы предлагаем несколько физкультурных упражнений стоя у своих столов или на свободном месте в группе. Это упражнения общеразвивающие: наклоны туловища, движение рук вверх, в стороны, полуприседания и приседания, подпрыгивание, подскоки, ходьба.

В работе используем разные виды физкультминуток : с текстом, с музы-кальным сопровождением, в форме подвижной игры и др.

Введение динамической паузы во время перерыва между НОД позво-ляет детям активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной позы. Она состоит из 3–4 упражнений, а также произвольных движений детей с использованием разнообразных физкультурных пособий. В конце проводим упражнение на расслабление 1–2 мин.

Для организации двигательной активности в режиме дня с детьми нами проводятся подвижные игры и физические упражнения на прогул-ке. Подвижные игры служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитанием физических качеств. В работу с детьми включаем разные по содержанию подвижные игры с правила-ми (сюжетные и бессюжетные) и спортивные, а также игры большой, средней и малой подвижности.

После дневного сна важно поднять настроение и мышечный тонус у каждого ребенка, а также позаботиться о профилактике нарушений осанки и стопы. Этому способствует комплекс гимнастики после дневного сна, который носит вариативный характер, в зависимости от этого будет меняться и её продолжительность.

Мы используем несколько видов гимнастик после дневного сна:

- Гимнастика игрового характера состоит из 2–3 упражнений типа «Потягушки», «Винтики», «Спортсмены»;

- Разминка в постели и комплекс упражнений. Дети постепенно про-сыпаются под звуки мелодичной музыки, лёжа в постели, в течение 3–4 ми-нут, выполняют 4–5 общеразвивающих упражнений. Воспитатели предлагают упражнения из различных положений: лёжа на боку, на животе, сидя. После этого дети выполняют ходьбу, постепенно переходящую в бег – выбегают из спальни в хорошо проветренную группу с температурой 17–19 градусов.

В группе дети выполняют произвольные танцевальные музыкально-ритмические движения под музыку, после этого переходят к упражнениям на дыхание, затем одеваются.

Помимо организованных видов двигательной деятельности по физиче-ской культуре в режиме дня детей значительное место занима-ет самостоятельная двигательная деятельность. Однако и здесь действия детей во многом зависят от условий, создаваемых взрослыми. Организация правильного руководства самостоятельной деятельностью детей в значительной мере влияет на разнообразие игр, движений, не подавляя при этом инициативы самого ребенка.

Самостоятельная двигательная деятельность детей организуется в разное время дня: утром до завтрака, между НОД, в часы игр после днев-ного сна и во время прогулок (утренней и вечерней). Активные действия детей чередуются с более спокойной деятельностью. При этом мы учиты-ваем индивидуальные особенности каждого ребенка, его самочувствие.

При планировании самостоятельной деятельности заботимся о соз-дании физкультурно-игровой среды (пространство, достаточное для движений, разнообразие и чередование пособий и игрушек, выделяем в режиме дня специальное время для самостоятельных игр детей. Для созда-ния разнородности и новизны физкультурно-игровой среды мы в течение дня вносим различные физкультурные пособия и по-разному группируем их. Это позволяет избежать однообразия движений и способствует всесто-роннему развитию детей.

В системе физкультурно-оздоровительной работы нашей группы прочное место занимают физкультурные развлечения, спортивные досуги, дни здоровья.

Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление, игры, соревнования, радостная атмосфера способствуют активизации двигательной деятельности. При организации активного отдыха мы учитываем климатические условия, особенности сезона и природные факторы. На физкультурные праздники мы приглашаем родителей, сестёр и братьев.

Темы праздников самые разнообразные «Мы – спортсмены», «Олим-пийские игры», «Веселые старты», «Зимушка-зима», «Праздник Мыльных пузырей» и т. д.

Совместная деятельность детей, преодоление различных трудностей, достижение общего результата – все это сплачивает детский коллектив. Дети сопереживают успехам и неудачам своих товарищей, радуются дос-тижениям, поддерживают хорошие отношения между собой, проявляют заботу к застенчивым и неловким детям, учатся стремиться не только к индивидуальным, но и к командным победам. Организация совместных мероприятий доставляет детям и родителям огромную радость, помогает вовлекать родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.

Одним из важных элементов здорового образа жизни является физиологически правильное, рациональное дыхание, которое способствует сохранению и укреплению здоровья. Существует несколько вариантов и типов дыхания, в которых смешиваются два разных понятия: дыхательная гимнастика и повседневное дыхание.

Дыхательная гимнастика. Цель – научить детей дышать через нос, подготовить к более сложным дыхательным упражнениям. При этом осуществляется профилактика заболеваний верхних дыхательных путей.

Пальчиковая гимнастика служит для развития у детей ручной умело-сти, мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения, пре-вращают образовательный процесс в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивает фантазию.

Система работы с детьми предполагает различные формы, средства и методы формирования представлений о ЗОЖ. Основными формами нашей работы являются организованная занимательная деятельность, режимные моменты, спортивные соревнования, досуги, в процессе которых сообщаем детям новые сведения и закрепляем ранее полученные представления. Закреплять представления лучше в продуктивной и предметно- практической деятельности, поэтому мы используем интегративный подход к организации занимательной деятельности детей.

В процессе ознакомления с образовательной областью «Познание» ознакомление с окружающим миром формирует представления о человеке, как живом существе, его организме и здоровье; об образе жизни и зависимости здоровья от образа жизни.

На НОД экологической направленности формируем представления де-тей об условиях необходимых человеку для жизни; о взаимосвязи здоровья человека и окружающей среды. При воспитании культурно-гигиенических навыков формируем привычку правильно: умываться, вытираться, пользо-ваться носовым платком, правильно вести себя при кашле и чихании. Расширяем представления о ЗОЖ через: с/ ролевые игры «Больница», «Аптека», «Семья», чтение художественной литературы : «Сказка про ногти», «Грязнуля Витя» И. Губина, «Птичка Тари», «Зубик-Зазнайка», «Сказка про трёх поросят на новый лад», разучивание загадок о частях тела, пословиц о здоровье. Продолжаем знакомить детей с правилами сохранения своего здоровья и заботе о нём. Для расширения кругозора детей и закрепления, ранее полученных навыков используем настольные и дидактические игры («Аскорбинка и её друзья», «Части тела», «Сложи картинку», «Что сначала что потом и т. д.)

Формируя привычки потребности в ЗОЖ, которые мы пытаемся привить детям, стараемся выработать такие навыки у детей:- полоскать рот после каждого приёма пищи, чистить зубы утром и вечером;- спать в облегчённой одежде;- разминаться после пробуждения;- уметь избегать опасных ситуаций;- мыть руки перед едой и после посещения туалета;- есть больше овощей и фруктов;- ежедневно менять нижнее белье, носовые платки.

Считаем, что к моменту выпуска детей в школу они получат необходи-мые представления о ЗОЖ и будут иметь стойкие навыки и привычки сохра-нения своего здоровья.

Организация системы закаливания – с нашей точки зрения, важнейшая часть физического воспитания детей дошкольного возраста. Закаливающие мероприятия проводятся в течение всего дня. Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы: воздух, солнце и вода.

Цель закаливания – выработать способность организма быстро приводить работу органов и систем в соответствие с меняющейся внешней средой. Способность организма приспосабливаться к определенным условиям внешней среды вырабатывается многократным воздействием того или иного фактора (холод, тепло и т. п.) и постепенным увеличением дозировки такого воздействия.

Закаливание воздухом – наиболее доступное средство закаливания в лю-бое время года. Систематическое пребывание ребенка на воздухе способствует более быстрой адаптации организма к смене температурных условий. Положительное воздействие воздушных ванн повышается, если сочетается с физическими упражнениями.

Эффективным средством закаливания является хождение босиком в летнее время по хорошо очищенному грунту (трава, гравий, песок). Начинать ходить босиком следует в жаркие, солнечные дни, постепенно увеличивая время хождения с 2–3 минут до 10–12 минут и более. Минимальная температура воздуха, при которой детям разрешается ходить босиком, – 20–22 С. Затем детей приучали ходить босиком и в помещении: так, перед дневным сном разрешали босиком дойти до кроватки по ковровой дорожке. Оздоровляющее воздействие воздуха используем при организации дневного сна и прогулок.

Большую радость детям доставляет процедура закаливания солнцем, которая осуществляется на прогулке в летнее время. Мы начинаем процесс закаливания со световоздушных ванн в тени деревьев, затем переходим к местным солнечным ваннам, для чего детям оголяем руки и ноги (на голове при этом должна быть светлая шапочка). Для проведения солнечных ванн игры детей организуем под прямыми лучами солнца (5–6 минут, а затем вновь уводим в тень. По мере появления загара солнечные ванны становятся общими, т. е. детей раздеваем до трусов и майки, а затем оставляем в одних трусах. Непрерывное пребывание детей под прямыми солнечными лучами вначале составляет 5 минут, постепенно его доводим до 10 минут.

Вода является весьма эффективным фактором оздоровления и закаливания. В оздоровительной деятельности мы используем обширное умывание, ножные ванны, обливание ног, обливания рук до локтя, сухое обтирание. Обливание ног проводится перед сном, хождение по дорожкам здоровья после сна.

В результате закаливания дети стали менее восприимчивым к резким изменениям температуры и простудным и инфекционным заболеваниям. Дети обладают хорошим здоровьем и аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью. Таких результатов можно добиться лишь при правильном выполнении закаливающих процедур.

Закаливающие мероприятия проводятся под руководством медсестры, которая с учетом состояния здоровья детей и местных условий определяет вид и дозировку закаливающих процедур.

Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится культура здоровья семьи. В работе с семьей по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей нами используются как традиционные, так нетрадиционные формы работы с родителями, такие как информационные памятки, буклеты, тематические выставки, оформляются информационные уголки здоровья, проводятся консультации, встречи «за круглым столом», родительские собрания с привлечением физкультурных и медицинских работников, спортивные семейные эстафеты. Родители – постоянные участники всех мероприятий проводимых в группе.

Таким образом, можно сказать, что только круглогодичный, системный подход к организации физкультурно – оздоровительных и профилактических мероприятий позволяет эффективно способствовать укреплению и сохранению здоровья воспитанников, дает позитивную динамику оздоровления детского организма, позволяет достичь положительных результатов. Описанные выше формы и методы работы с детьми помогли нам максимально снизить статический компонент в режиме дня наших воспитанников, а также способствовали повышению двигательной активности каждого ребенка, его всестороннему психофизическому разви-тию.

Результаты убеждают в правильности и действенности выбранных нами мер в совершенствовании физкультурно-оздоровительной работы. Однако мы не останавливаемся на достигнутом уровне. Наш творческий поиск продолжается и сегодня.

Публикации по теме:

Использование массажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми раннего возрастаИспользование массажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми раннего возраста “Берегите здоровье смолоду” - этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребенка с первых дней его жизни. Растить детей здоровыми,.

Мастер-класс по физической культуре с детьми старшего возраста. Нетрадиционные формы физкультурно-оздоровительной работыМастер-класс по физической культуре с детьми старшего возраста. Нетрадиционные формы физкультурно-оздоровительной работы " Задачи: 1 Совершенствование навыков правильной осанки, укреплению мышечного карсета и свода стопы и дыхательной системы. 2 Развитие мелкой.

Мероприятие по физкультурно-оздоровительной работе в течении всего дня Мероприятие по физкультурно - оздоровительной работе в течении всего дня. Утренний прием. Сюрпризное появление «Доктора Айболита» Цель:.

О подборе эффективных методов и приемов в физкультурно-оздоровительной работе по профилактике плоскостопия Одним из самых распространенных отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата у детей является плоскостопие. Плоскостопие – изменение.

Отчет о проделанной работе по самообразованию на тему «Развитие мелкой моторики с детьми дошкольного возраста» Зачем нужна мелкая моторика! Воспитание внимательного, чуткого, заботливого ребёнка, способного познавать окружающий мир и себя в нём будет.

Перспективный план по физкультурно-оздоровительной работе с детьми раннего возраста Октябрь. 1. Утренняя гимнастика: 1-2 неделя «Пугливый зайчик»; 3-4 неделя «Веселые погремушки». 2. Бодрящая гимнастика: 1-2 неделя «Потягушки»;.

Программа физкультурно-оздоровительной направленности детей старшего дошкольного возраста «Крепыш» Программа физкультурно-оздоровительной направленности детей старшего дошкольного возраста «Крепыш» СОДЕРЖАНИЕ I. Целевой.

Семинар-практикум «Нестандартное оборудование в физкультурно-оздоровительной работе в ДОУ» Главной задачей любого дошкольного учреждения, является сохранение и укрепление здоровья ребенка. Важнейшим условием воспитания здорового.

Здоровьесбережение в ДОУ. Эффективные методы и приемы в физкультурно-оздоровительной работе В области дошкольного образования большое значение придаётся процессу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, а так.

Здоровьесбережение в ДОУ. Эффективные методы и приемы в физкультурно-оздоровительной работе. В области дошкольного образования большое значение придаётся процессу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, а так.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Отчет о физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 19 мая 2019 в 19:50
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД