Ольга Глебова
Отчет о кружковой работе «Маленький патриот»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Программа кружка «Маленький патриот» представляет собой попытку обеспечить обновление содержания воспитательной и экокраеведческой работы с дошкольниками, исходя из особенностей из развития. Программа нацелена на развитие у старших дошкольников нравственных чувств, воспитание любви и уважения к Родине, родному краю с помощью эмоциональных и чувственно-практических способов познания.
Актуальность материала
Публикация «Отчет о кружковой работе „Маленький патриот“» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Отчет о работе кружка
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Темочки
Происходящие изменения в обществе выдвинули ряд важных, качественно новых задач по формированию у подрастающего поколения патриотизма и гражданственности. В связи с этим проблема нравственно-патриотического воспитания детей становится одной из актуальных. На повышение общественного статуса патриотического воспитания детей ориентированы Федеральные законы: «О государственном флаге РФ»; «О Государственном гимне РФ»; Государственная программа «Патриотическое воспитание РФ на 2009-2010 годы».
Цель программы
Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение их к истории народа, родного края, города, знакомство с их прошлым и настоящим.
Задачи программы:
1. Пробуждать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям русского народа.
2. Учить видеть историю вокруг себя (в домах, которые нас окружают, в предметах быта, в названиях улиц, деревень).
3. Воспитывать у детей любовь к Родине, родному краю, природе через непосредственное общение с ней, восприятие её красоты и многообразия.
4. Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к семье, детскому дому, родной улице, городу.
5. Расширять представления о России, её столице, ознакомить детей с символикой государства: гербом, флагом, гимном.
6. Формировать элементарные знания о правах человека.
7. Развивать чувство сопереживания к бедствиям, происходящим в природе, потребность бороться за сохранение природы.
Критерии результативности обучения
1. Дети должны знать и проявлять интерес к истории, быту, традициям русского народа.
2. Использовать в активной речи фольклор.
3. Знать былинных и сказочных героев.
4. Уметь играть в русские народные игры.
5. Знать названия улиц ближайшего окружения, памятники культуры, историю возникновения города.
Моя программа отличается от уже существующих программ тем, что учитывает возрастные, психологические особенности и возможности старшего дошкольного возраста и строится по трем направлениям:
- народоведение»
- «мы – россияне»;
- экокраеведение.
Направление народоведение включает в себя:
- приобщение детей к истокам русской народной культуры;
- широкое использование всех видов фольклора;
- расширение кругозора детей через музей быта, созданного своими силами в ДОУ;
- проведение фольклорных праздников;
- знакомство с народной игрушкой и национальным костюмом;
- воспитание нравственных качеств средствами театрализованной деятельности.
Направление «Мы – россияне» предусматривает:
- знакомство детей со столицей России – Москвой;
- формирование представлений о правах каждого гражданина о государстве;
- развитие осознания своей индивидуальности и неповторимости;
- раскрытие перед ребенком ценности окружающего мира.
Направление экокраеведение включает в себя:
- формирование чувства любви и привязанности к родному дому, семье, городу;
- формирование знаний о родном городе, природе и экологии области;
- знакомство с земляками, знаменитыми поэтами, писателями, художниками.
Основные формы кружковой работы – тематические, комплексные и интегрированные занятия, в них включены: беседы, рассказы воспитателя, чтение художественной литературы; дидактические и творческие игры; изготовление макетов, альбомов; составление творческих рассказов. А также экскурсии, целевые прогулки по ближайшим улицам, к памятникам, в музеи города, досуги, встречи с интересными людьми, спектакли.
Условия для работы кружка «Маленький патриот» :
- музей быта, в котором проводятся занятия по ознакомлению кружковцев с жизнью и бытом русского народа;
- изостудия «Пчелка», где проводится работа по развитию творческих способностей и эстетического вкуса детей;
- театр-студия «Петрушка» насыщена различными видами театров: настольных, пальчиковых. Дети с удовольствием участвуют в постановках сказок, спектаклей с нравственным содержанием;
- музыкальная гостиная, включающая пособия, игры, атрибуты к праздникам, народные костюмы для взрослых и детей;
- экологический центр «Мир природы» насыщен нетрадиционными играми и пособиями, что позволяет вести работу по ознакомлению кружковцев с природой родного края, воспитывать их экологическую культуру;
- библиотека, где подобран материал по устному народному творчеству, произведения поэтов, писателей, собран краеведческий материал;
- уголок боевой славы: книги о героях Великой Отечественной войны, альбомы, папки с материалами.
При разработке программы кружка «Маленький патриот» приоритетными являлись следующие принципы:
1. Приоритетности воспитание в педагогической деятельности.
2. Учета психологических и индивидуальных способностей ребенка старшего дошкольного возраста.
3. Сочетания научности и доступности исторического материала, учитывая приоритет ведущей деятельности дошкольника – игры.
4. Взаимосвязи и взаимопроникновения разнообразных видов детской деятельности.
Предлагаемая программа кружка – один из путей совершенствования воспитательной работы в детском доме, усиление её патриотической направленности с учетом возможности всестороннего развития детей.
«Путешествие в историю» (народоведение) – так называется один из первых разделов тематического плана работы кружка по экокраеведению. Это, пожалуй, один из самых сложных разделов программы. Знакомя детей с конкретными историческими событиями, даем представления о жизни Руси: прошлом наших предков, кто такие славяне, о прошлом и настоящем нашего народа, их быте и традициях, праздниках, замечательных умельцах, народной игрушке и предметах прикладного искусства.
План предусматривает беседы:
- «Как все начиналось»;
-«Прошлое и настоящее нашего народа»;
- «Хлеб всему голова»;
- «Ремесла древних славян»;
- «Жизнь на Руси в старину» и др.
Экскурсии:
- в мини-музей «Старинных вещей»;
- краеведческий музей города «Русская изба».
Фольклорные праздники:
- «Иван-герой»;
- «Маша и медведь»;
- «Осенины, Осенины!»;
- «Эй, народ, собирайся, на ярмарку отправляйся!».
Развлечения, основанные на русском фольклоре:
- «Бабушкины сказки»;
- «Во деревне вечерком»;
- «Завалинка».
Театрализованные и творческие игры по русским народным сказкам.
Спортивно- театрализованный досуг «Русские богатыри».
Свои впечатления дети отражают в рисунках и поделках.
Детям читаю и рассказываю былины о русских богатырях – защитниках Отечества.
В завершении этого раздела занятий дети имеют первоначальное представление:
- о предках славянах;
- их внешнем виде и мудрости, храбрости, силе духа;
- окружающей природе;
- трудностях жизни в старину;
- богатырской славе и верности народа своему Отечества;
- богатстве народной культуры;
- особенностях характера и быта наших предков.
Продолжением кружковой работы является раздел «Мы - россияне»,
в рамках, которого дети знакомятся со столицей – городом Москвой и другими городами России.
Беседы:
- «Москва – главный город нашей Родины»;
- «Москва – город древний».
Заучивание стихов, прослушивание песен о Москве; пословиц и поговорок о Родине.
Викторины:
- «Я живу в России»;
- «Мы – россияне».
В доступной для детей форме проходило знакомство с государственной символикой: флагом, гербом, гимном, работа над смысловым значением слова «закон».
Следующий раздел программы работы кружка «Город и район, в котором я живу» (экокраеведение) включает ознакомление детей с родным городом, его историей, растительным и животным миром, достопримечательностями.
Беседы экскурсии целевые прогулки:
- «Путешествуем по городу»
Выставки детского рисунка:
- «Здравствуй город! Я твой житель!»;
- «Моя улица»;
- «Дом, в котором я живу!»;
- «Природа родного края»;
- «Город будущего».
В своих работах дети отражали впечатления от экскурсий целевых прогулок, которые свидетельствовали о формировании у детей стойкого интереса к родному городу.
Полученные знания обогатили и содержание строительных игр детей новыми сюжетами: «Строим город», «Моя улица», «Магазины в городе» и т. д.
Одна из задач – показать детям, чем славен наш родной город, познакомить их с его историей, традициями, достопримечательностями, памятными местами, знаменитыми людьми.
С приходом весны прибавляется немало дел и забот у детей и взрослых детского дома: забота о «зеленых друзьях» посадка цветов в цветниках, встреча пернатых.
В кружке была проведена Неделя добрых дел» с участием взрослых и детей.
1. Приняли участие в экологическом конкурсе «У природы нет границ».
2. Подготовили экологический спектакль «Берегите птиц» и показали его малышам.
3. Выслушав историю старого тополя о жизни старых деревьев, отправили письмо Лесовичку с просьбой прислать саженцы.
4. Получив «посылку» от Лесовичка, посадили на территории детского дома пять зеленых ёлочек, семь березок.
Было принято решение сделать «Неделю добрых дел» традицией детского дома.
Уходя в школу из детского дома, воспитанники подготовительной группы будут высаживать новые саженцы деревьев и кустарников, оставляя тем самым добрую память на земле детства.
Наш мир сложный, но очень интересный. Мы, взрослые, должны помочь детям увидеть, узнать как можно больше о нем, в этом помогут посещение спектаклей, музеев, концертов, работа в кружках, секциях.
Можно изучать историю родного края по иллюстрациям в энциклопедиях, видеофильмах и книгам. А можно ввести ребят в удивительный мир леса, парка, озера, родной улицы и сказать: «Вот он! Посмотри, как он красив и неповторим! Я помогу тебе раскрыть его секреты, научу жить так, чтобы не причинять ему вреда! Береги, люби и храни его!»
В этом, на наш взгляд, и заключается подход к воспитанию у дошкольников любви к Родине.