Аида Багатова
Отчет о проделанной работе на тему «Формирование пространственно-временных представлений у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Работа по формированию пространственных представлений у детей включает ориентировку в трехмерном (основных пространственных направлениях) и двухмерном (на листе бумаги) пространстве. Главным здесь является проведение тщательно подобранных, постепенно усложняющихся по линейно-концентрическому принципу упражнений, заданий-поручений, заданий-игр с предметами и без них.
Публикация «Отчет о проделанной работе на тему „Формирование пространственно-временных представлений у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
В качестве основных методических приемов, мы использовали наблюдения и пояснения размещения предметов относительно друг друга, словесное и графическое обозначение направлений и ориентировки в пространстве, упражнения, дидактические и подвижные игры.
Как показывает практика работы с детьми, наиболее благоприятные условия создаются в специально организованных играх-занятиях, в дидактических играх и в упражнениях.
Роль игры в жизни ребенка неоценима, ее включение в педагогический процесс является одним из путей организации личного взаимодействия взрослого с ребенком. Для формирования пространственной ориентировки, мы выстраивали свою методическую работу с учётом психологических особенностей детей. Кроме этого, в процессе обучения способствовали самостоятельному выявлению детьми основных свойств и отношений, развитию познавательных способностей детей. Наиболее рационально для этого использовать игры и игровые упражнения.
Особое внимание уделяли играм дидактическим. Дидактические игры не только способствовали обобщению и закреплению знаний на занятиях и в повседневной жизни, но и являлись средством ознакомления с новым материалом, в частности, с новыми способами восприятия и формирования полноценных представлений об окружающем мир.
Усложняли игры дидактическому принципу «от простого - к сложному». Так, например, в словесных играх мы переходили от более простых к более сложным пространственным характеристикам (от «на, в, под, за», к «между, возле, вдоль, напротив» и др.). При определении местонахождения того или иного предмета, от ориентировки «от себя», к ориентировке «от предмета», в ускорении темпа игры. В настольно-печатных играх по ориентировке в пространстве – постепенно переходили к более точному определению пространственного местонахождения.
В результате мы выделили следующие этапы работы, соответствующие усложнению пространственных ориентировок в содержании дидактических игр и упражнений:
I этап. Формирование пространственных представлений с точки отсчета «от себя» : слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади.
II этап. Формирование пространственных представлений с точки отсчета «от предмета», «от другого человека»
III этап. Формирование умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.
IV этап. Формирование умений ориентироваться в трехмерном пространстве в движении.
V этап. Формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т. е. в двухмерном пространстве).
При решении задач каждого этапа уделяли внимание закреплению умения различать левую и правую руки. Упражняли в различении противоположных направлений, постепенно усложняли задания: увеличивали количество предметов, местоположение которых предлагали определить, а также расстояние между ребёнком и предметами. Детей обучали не только определять, в каком направлении от них находятся предметы, но и самостоятельно создавать указанные ситуации. Совершенствовали умения передвигаться в указанном направлении, предлагали изменять направление движения не только во время ходьбы, но и в беге. В процессе обучения обращали внимание на освоение детьми значения предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения.
Благодаря целенаправленной и систематической работе наблюдается положительная динамика в формировании пространственно-временных представлений. Игры и упражнения, способствовали расширению, уточнению и систематизации полученных знаний, что позволяло нашим детям овладеть пространственно-временными представлениями не только на игровом материале, но и в реальной окружающей обстановке.
А так же закрепляли знания на определение ребенком названий частей суток их продолжительность, дней недели, их последовательности и умения определять, какой день был вчера, сегодня, будет завтра; знания названий и последовательности месяцев, времен года и того, какие месяцы составляют то или иное время года; умения определять время с использованием календаря, песочных и механических часов; умения определять время по цикличности природных явлений.
Часто побуждали детей к установлению временных отношений, к использованию слов завтра, сегодня, вчера, сначала, потом, до, после, перед, до этого, после этого,формировали навык ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Закрепляли умение регулировать и планировать деятельность во времени это создавало основу для развития таких качеств личности как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.
При формировании временных представлений у детей, мы выделили следующие этапы этого процесса:
1. знакомство ребенка с термином и понятием (утро, день, вечер, ночь, сутки, неделя, месяц, год);
2. формирование представления об изучаемом объекте по его признакам;
3. выведение “формулы” изучаемого объекта;
4. закрепление полученных знаний в различных видах деятельности с помощью разнообразных средств обучения;
5. определение важности полученного знания;
6. подведение итогов, ознакомление с временной последовательностью, переход к новому понятию.
Формирование представлений о времени происходило не только в специально-организованных формах, но и в познании, рисовании, на прогулках, в игре, самостоятельной познавательной деятельности.