Шарина Дарья Владимировна
Отчет о проекте «Лучшие друзья» (социально — коммуникативное развитие)
▼ Скачать + Заказать документы
Шарина Д. В. – воспитатель МБДОУ д/с №28
Наровская Т. В. – педагог-психолог МБДОУ д/с №28
Основы социально - коммуникативного развития зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в раннем и дошкольном возрасте. Опыт первых отношений с другими людьми является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет особенности самосознания человека, его отношения к миру, его поведения и самочувствия среди людей.
Публикация «Отчет о проекте „Лучшие друзья“ (социально — коммуникативное развитие)» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Актуальность: В 2015 году мы набрали детей младшей группы. Дети были переведены из разных групп, детских садов и других городов. У многих детей адаптация проходила сложно. Наблюдая за детьми, выяснили, что дети не умеют выстраивать взаимоотношения со сверстниками: часто ссорятся, не умеют договариваться, согласовывать свои действия, не умеют контролировать свое эмоциональное состояние, конфликтуют, не умеют играть вместе. Из-за этого возникли определенные трудности в организации воспитательно – образовательного процесса. Для решения этих проблем, совместно с педагогом - психологом был разработан проект «Лучшие друзья».
Участниками этого проекта стали дети, родители, воспитатели, педагог – психолог, музыкальный руководитель.
Цель проекта: Развитие социально-коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
• Преодоление стрессовых состояний у детей младшего возраста в период адаптации к детскому саду;
• развитие навыков общения и взаимодействия детей друг с другом;
• формирование доброжелательных отношений между сверстниками;
• сплочение детского коллектива;
• вовлечение родителей в жизнь группы и детского сада в качестве партнеров.
В начале года мы провели родительское собрание, на котором вместе с родителями обсудили проблемы, возникшие у детей в период адаптации, и искали пути их решения. Было предложено много вариантов, и в процессе обсуждения мы выбрали один, который оказался очень эффективным. Ребенку легче привыкнуть и адаптироваться к новым условиям, если у него с собой есть что - то принесенное из дома (любимая игрушка, книжка, поэтому мы предложили родителям оформить совместно с ребенком коробочки, в которые дети могли бы положить какие - то вещицы, значимые для него. Так у нас в группе появился стеллаж «Мои секретики». Особая ценность этих коробок заключается в том, что каждый ребенок приносит с собой в детский сад частичку своего дома. Рассматривая свои игрушки, ребенок успокаивается, легче переносит разлуку с родителями. К коробочкам интерес не пропал до сих пор, около них дети часто собираются, разглядывают содержимое коробочек, делятся своими игрушками, рассказывают о них.
Для повышения уровня психолого - педагогической компетентности родителей мы проводили беседы, консультации, оформили рекомендации в родительские уголки. Эффективным способом сплочения детско - родительского коллектива мы считаем проведение совместных праздников и развлечений с родителями, в которых они принимают участие как равноправные партнеры. Совместные эмоциональные переживания, испытываемые детьми и родителями, способствуют тому, что и дети и взрослые чувствуют себя более уверенно, спокойно, у них снимаются мышечные зажимы, уходит стеснительность и излишняя тревожность.
Социально – коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, это сложно для ребенка, а особенно для ребенка младшего дошкольного возраста. И помочь им в этом может игра. В процессе реализации проекта мы использовали коммуникативные игры, которые развивают навыки взаимоотношений, способствуют сплочению коллектива, развивают доброжелательное отношение детей друг к другу, преодоление боязни тактильного контакта, такие как «Ты - дрозд и я – дрозд», «Газета», «Ладонь в ладонь» и д. р.
Снять психоэмоциональное напряжение и преодолеть негативные реакции детей помогали минутки релаксации, антистрессовые игрушки, этюды («Ласковые котята», «Сердитые медвежата», «Хитрая лисичка», «Веселые жучки», и др., прослушивание спокойной музыки и звуков природы.
В процессе сюжетно – ролевых игр развивали у детей умение договариваться между собой, делиться игрушками, согласовывать свои действия, уступать друг другу. При этом использовали различные приемы: считалки, создание проблемных ситуаций, провокационные приемы. Разрешать конфликтные ситуации, возникшие во время игр, нам помогал игровой персонаж - медведь Копатыч. Он мирил ребят, помогал договориться, кто будет первый играть игрушкой, может пожалеть, успокоить, переключить внимание (например: «Пойдем, ты мне поможешь»).
Обогащение знаний и представлений детей о дружбе, формирование навыков совместного выполнения какой – либо деятельности, умения договариваться и помогать друг другу, осуществляли и в процессе занятий, отличительной особенностью которых являлось то, что мы все вместе выполняли задания (угощали зайчика морковкой, строили домики, украшали цветочную поляну для мам, украшали дерево дружбы). После выполнения рассматривали то, что получилось, при этом обязательно отмечали вклад каждого ребенка и уточняли, что такую работу мы можем сделать только вместе.
Учитывая то, что смена обстановки благоприятно влияет на эмоциональное состояние ребенка, часть запланированных в проекте занятий проводилась в кабинете педагога - психолога. Организованы они были в форме совместной игровой деятельности – это способствовало снятию психоэмоционального и мышечного напряжения, снижению импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги и агрессии.
В результате проекта мы отметили положительную динамику: дети стали спокойнее, с удовольствием идут в группу, не боятся выходить за пределы группы, стали меньше ссориться по поводу игрушек, капризничать, могут пожалеть и успокоить заплакавшего ребенка. Изменилось и отношение родителей, они активно участвуют в совместных мероприятиях, предлагают свою помощь, прислушиваются к советам педагогов и психолога.