Отчет об особенностях развивающей предметно-пространственной среды

Наталья Тишкова
Отчет об особенностях развивающей предметно-пространственной среды

Отчет об особенностях развивающей предметно-пространственной среды

Тишкова Н. С.

Развитие ребенка дошкольного возраста во многом зависит от организации предметно- развивающей среды в ДОУ. Предметно- развивающая среда представляет собой систему материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.

В моей группе предметно- развивающая среда построена в соответствии с ФГОС ДО и организована так, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом в разных видах деятельности (познавательной, игровой, речевой, коммуникативной и др.)

Созданы уголки для самостоятельной деятельности детей:

Игровой уголок

Тут располагаются игры и игрушки разных типов:

Игрушки-предметы оперирования (набор посуды, набор медицинских принадлежностей, кассовый аппарат, часы, телефон, холодильник, стиральная машина, автомобили, почтовый ящик, бинокли, фотоаппарат, утюг).

Игрушки-персонажи. Разнообразие тем, активность воображения стимулируются в большей степени условными игрушками. Это относится к игрушкам-персонажам. Они нужны не только для осуществления игровых действий, реализации ролей, но и для построения своего игрового мира, которым можно управлять. Это куклы, плоскостные фигурки, мелкие фигурки животных, маски, костюмы, головные уборы.

Игры с правилами. Это игры как на ловкость и на «удачу», так и на умственную компетенцию (Кольцеброс напольный, кегли, мячи, лото, домино, шашки, «бродилки», настольные игры, нацеленные на развитие ловкости движений)

Атрибуты для сюжетно-ролевых игр: имеется необходимое оборудование для игры «Семья» – мебель, посуда, куклы, кукольная одежда, предметы быта. Для сюжетно-ролевых игр «Больница», «Магазин», «Парикмахерская», «Почта» подобраны тематические коллекции игрушек, необходимые атрибуты.

Уголок физической культуры и здоровья

Двигательная среда - основа физического развития детей. В моей группе физкультурное оборудование подобрано с учетом программных задач и возрастных особенностей развития детей. Стараюсь учитывать то, что пособия и оборудование было многовариативным, легко трансформировалось, занимало мало места. Стараюсь использовать самое разнообразное выносное оборудование и спортивный инвентарь (мячи разных размеров, скакалки, велосипед, обручи, волейбольная сетка, баскетбольное кольцо, кольцеброс, кегли). Также представлены дорожки здоровья (в группе и на участке, спортивный снаряд с лестницами, турниками, канатами и качелями для лазания на участке.

Уголок изобразительного искусства

Здесь размещены материалы для знакомства детей с различными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства, оборудование, необходимое для детской изобразительной деятельности (глина, соленое тесто, доски для лепки, стеки, салфетки, карандаши, краски, гуашь, восковые мелки, фломастеры, трафареты, бумага разных цветов и фактуры, ножницы, фартуки, клей, кисти, бусинки, бисер, тесьма и т. п.) и художественного конструирования (наборы игрушек – транспорт, фигурки животных, пазлы, «Лего», наборы мелкого строительного материала (кубики, примы, арки, бросовый и природный материал, а также доска для размещения готовых работ)

Музыкальный уголок

Здесь есть музыкальные инструменты (гитары, синтезаторы, барабаны, ксилофоны, дудки, микрофоны, бубны, различные музыкально-дидактические игры, игрушки-самоделки, аудиотехника, аудиозаписи для спектаклей, мероприятий, музыкального воздействия.

Театральный уголок

Здесь дети играют в пальчиковый, настольный, кукольный театры, обыгрывают сказки на фланелеграфе, подбирают атрибуты для игр-драматизаций (костюмы, маски, шапочки) и режиссерских игр (маленькие куклы, одежда и предметы для оперирования ими, кукольный домик и т. п., где всегда есть возможность развить свою фантазию, речь, выразительность.

Уголок развития сенсорики

Этот уголок в большей степени предназначен для малышей – в нем собраны пособия, игры, книги, материалы, позволяющее развивать представления детей о различных цветах и оттенках, формах, величинах предметов, шершавости – гладкости их поверхности, о звуках – их высоте, громкости и т. д. Имеются материалы для развития мелкой моторики.

Книжный уголок

В нем собраны небольшие библиотеки: книги для чтения детям и самостоятельного чтения читающих детей, иллюстрации к произведениям, тематические альбомы, речевой материал, речевые игры, журналы. Здесь размещаются альбомы с семейными фотографиями детей группы, временные тематические фотовыставки, способствующие развитию различных эстетических представлений детей, а также детские рисунки-иллюстрации, творческие работы различных жанров. Для развития художественно-эстетического вкуса провожу тематическую выставку книг, знакомлю с произведениями разных писателей и поэтов с демонстрацией их произведений и портретов. Книжный уголок периодически обновляется, чем обеспечивает наличие современной детской литературы и новинок периодики для детей.

Уголок природы

Уголок природы размещен прямо у окна, где представлены комнатные растения (фиалка, традесканция, сансевьера, аспарагус, бегонии, каланхоэ, хлорофитум, а также «огород на окошке» (посадки лука, рассады).

В группе имеется пара морских свинок, за которыми дети наблюдают. На территории имеется огород, цветники, цветы в кашпо. Оборудованы зоны элементарной опытнической деятельности, центр воды и песка.

Учебный уголок

Включает в себя магнитную доску, многообразный наглядный, раздаточный, счетный материал, дидактические игры, мозаики, головоломки, линейки, географическая карта, глобус, атласы, разнообразные наборы букв и цифр, алфавитная таблица, магнитный материал для чтения и счета и т. д. Весь материал подобран с учетом возраста детей, для самостоятельного применения, обыгрывания пройденного материала.

Все зоны в группе не определены жестко и допускают трансформацию. Расположение оборудования в группе таково, чтобы не вызывать затруднения детей в доступе к материалу для самостоятельной игры, что не препятствует инициативе детей.

Большую часть времени в течение теплого времени года дети моей группы проводят на свежем воздухе. Я стараюсь наполнить яркими впечатлениями и радостными переживаниями пребывание детей в детском саду. Поэтому создала на игровой площадке участка такую предметно- развивающую среду, которая позволяет обеспечить психологический комфорт каждого ребёнка, создаёт возможность для выбора самостоятельной индивидуальной деятельности, укрепить физическое здоровье. Дети на своём участке чувствуют себя полноценными владельцами пространства, становятся творцами своего окружения, своего я.

Игровое пространство ребенка я стремилась обустроить так, чтобы не было пересекающихся сфер активности. Это позволяло детям в соответствии со своими интересами и желаниями заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу. На площадке я постаралась обеспечить комфортную, функциональную и насыщенную обстановку.

При создании игрового развивающего пространства на площадке мною были выделены качественные характеристики развивающей среды игрового участка ДОУ, которые способствовали бы успешной адаптации ребенка к условиям детского сада и его социализации:

-педагогическая адекватность среды, которая предусматривает создание системы условий для воспитания и обучения детей разным направлениям их развития в соответствии с образовательной программой детского сада;

-сочетание центров среды в деятельностно – возрастной организации обусловлено разнообразием игровых зон в соответствии с возрастом ребенка;

-сочетание новых и традиционных компонентов среды предполагает внесение или создание чего – то нового, неизвестного для стимулирования активности, творчества детей;

-вариативность материала обуславливает наличие материалов, удовлетворить разные интересы и предпочтения детей, ощутить ребенку свое собственное «я»;

-обеспечение комфортности, функциональной надежности и безопасности, динамичности - создание такого окружения, такой планировки участка, чтобы каждый ребенок мог найти место, удобное для занятий и отдыха; комфортное с точки зрения его эмоционального состояния и благополучия;

-обеспечение эстетической и здоровьесберегающей направленности.

Основываясь на качественные характеристики предметно-пространственной среды и принцип личностно-ориентированной модели воспитания, все игровые зоны я расположила так, что дети имеют возможность свободно заниматься разными видами деятельности, не

мешая друг другу.

На игровом участке перед детьми появилась возможность реализовать себя в разнообразной деятельности с учетом поло-ролевых особенностей девочек и мальчиков.

При наблюдении предметов и явлений окружающей жизни у детей дошкольного возраста легко возникает волнение, в котором в неосознанном, зачаточном виде имеется и эстетическое чувство.

Непосредственно это чувство возникает при восприятии красивых предметов. Чем более осознанно начинает ребенок воспринимать окружающее, тем глубже, устойчивее и содержательнее становятся эстетические чувства. Поэтому на участке я выделила зоны для наблюдения за растениями и цветами (клумбы, цветочники).

Таким образом, предметно- развивающая среда в моей группе и на участке служит интересам и потребностям каждого ребенка, обогащает развитие специфических видов деятельности, обеспечивает "зону ближайшего развития", побуждает делать сознательный выбор, выдвигает и реализовывает собственные инициативы, принимает самостоятельные решения, развивает творческие способности, а также формирует личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.

Публикации по теме:

Анкета для педагога Анкета для педагогов С целью организации эффективного взаимодействия педагога и ребёнка и оказания при необходимости методической помощи.

Коучинг-проект «Соответствие развивающей предметно-пространственной среды требованиям ФГОС до»Коучинг-проект «Соответствие развивающей предметно-пространственной среды требованиям ФГОС до» 27 октября 2014г. педагоги нашего детского сада в лице воспитателя Гаврилюк Светланы Николаевны и педагога- психолога Дятчиной Ольги Васильевны.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Математика
  • Экология
Автор публикации:
Отчет об особенностях развивающей предметно-пространственной среды
Опубликовано: 3 января 2015 в 13:01
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 ноября. День рождения Деда Мороза

14 лет в этом году исполняется замечательной традиции – праздновать день рождения Дедушки Мороза. Ведь 18 ноября – именно тот день, когда в Великом Устюге, главной резиденции новогоднего волшебника,...

18 ноября. Выставка рукавичек на МААМ

Впереди зимние холода, самое время вспомнить о рукавицах. Ох, уж эти рукавички – непослушные сестрички. Так и норовят потеряться. Даже Дедушка Мороз постоянно теряет свои рукавицы, а они у него не...

Взаимодействие педагогов и родителей в период адаптации к условиям детского сада...
Адаптация -способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды. Социальная адаптация-это вхождение ребёнка в коллектив сверстников (...
Конспект дидактической игры «Где обедал воробей?» с детьми первой младшей группы
Задачи: • Дать представление о зоопарке и его обитателях. Формировать умения правильно их называть; • Продолжать формировать умения отгадывать загадки. •...
Фотоотчет отчётного урока по моделированию в 3–4 классах
Приглашаю Вас на фоторепортаж отчётного урока по моделированию в начальных классах! На этой неделе в пятницу в 3 и 4 классах состоялись отчётные уроки...