Дженнет Ильясова
Отчет по теме самообразования «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей.
Публикация «Отчет по теме самообразования „Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорное развитие. Самообразование
- Темочки
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.
Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.
Цель: развитие сенсорных способностей детей 2-3 лет
Задачи:
- Развитие зрительных ощущений : учить различать цвет, форму, величину предмета.
- Развитие тактильной чувствительности: учить различать на ощупь качество предметов и называть их (мягкий, пушистый, твердый и т. п.); развитие силы рук, мелкой моторики, координации движений.
- Развитие слуховой чувствительности, умение слушать и различать звуки в окружающей обстановке, развитие речевого слуха.
- Обратить внимание детей на различие предметов по величине; формировать понимание слов «большой» и «маленький».
- Закрепить у детей умения группировать и соотносить по цвету, форме и величине.
- Познакомить детей с пятью геометрическими формами и их названиями.
1. Подготовительный этап
Была проведена диагностика на выявление знаний детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на начало года.
2. Основной этап
Проведение занятий, согласно плану:
Октябрь
1.«Назови геометрическую фигуру».
2.«Пересыпание ложкой».
3.«Прыг – скок по дорожке».
4.«Сортировка».
Ноябрь
1.«Найди предмет такой же формы».
2. «Угости маленького и большого зайца морковкой».
3.«Шумящие коробочки».
4.«Огоньки ночью».
Декабрь
1.«Волшебный поднос».
2.«Шарики»
3.«Подбери по форме».
4. Игры с прищепками: выкладывание предметов по образцу (солнышко, елка, ежик)
Январь
1. «Кто скорее соберет игрушки».
2. «Счетные палочки».
3. «Золушка».
Февраль
1. «Воздушные шары».
2. Пальчиковые игры с грецкими орехами: вращение между ладонями, катание по столу в разные стороны.
3. Окрашивание воды.
4. «Поможем зайке разложить игрушки».
Март
1. «Ткани».
2. «Строим башню».
3. «Что лежит в мешочке?».
4. «Подбери петушку перышко»
Апрель
1. «Сделаем куклам бусы».
2. «Спрячь мышку».
3. Игры со счетными палочками: выкладывание предметов по образцу.
4. «Башня из кубов».
Участие во Всероссийском вебинаре «Использование технологии LEGO-конструирования как моделирующей творческо-продуктивной деятельности дошкольников»
Открытый показ НОД «Мишки в гостях у ребят» на день открытых дверей
Были подготовлены консультации:
«Игры, развивающие движения кисти – пальчиковая гимнастика»,
«Я учусь действовать с предметами»,
«Массаж рук»,
«Игра – спутник детства».
3. Заключительный этап
Проведение диагностики на конец учебного года
Подготовка отчетной документации
Вывод:
Подводя итог, можно сказать, что проведенная работа благотворно отразилась на знаниях и умениях детей. Анализ деятельности по сенсорному воспитанию показал, что дети успешно овладели знаниями и умениями программы сенсорного развития. Совершенствование сенсорного опыта включает большое количество взаимосвязанных задач. И эти задачи были выполнены на высоком уровне.
В результате сенсорного воспитания дети овладели способами чувственного познания мира, наглядно-образным мышлением, произошло совершенствование всех видов детской деятельности, начала формироваться самостоятельность в познавательной и практической деятельности.
Проведенная работа по сенсорному воспитанию :
• Помогла познакомиться детям с основными геометрическими фигурами, запомнить их названия.
• Научила детей различать цвет.
• Научила детей сравнивать предметы по величине.
• Способствовала развитию у детей тактильного и зрительного восприятия.
• Помогла в совершенствовании мелкой моторики рук.