МААМ-картинки

Отчет по теме самообразования «Роль сказки в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

Ирина Гагарина
Отчет по теме самообразования «Роль сказки в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

1 слайд. Дошкольное образование - первый, самый ответственный уровень в системе общего образования. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из направлений развития и образования детей является речевое развитие, которое включает владение речью как средством общения и культуры. То есть, развитая речь дает возможность ребёнку социализироваться, продуктивно вступить в общественные отношения. При этом развитая речь еще является одной из предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения им дошкольного образования. Проблема реализации этих подходов стандарта заключается в том, что на сегодняшний день количество дошкольников с отклонениями в речевом развитии не уменьшилось. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.

Публикация «Отчет по теме самообразования „Роль сказки в развитии речи детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Дошкольный возраст – это период активного развития речи, а ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра. Следовательно, театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение.

2 слайд. Цель моей работы: показать роль театрализованной деятельности в развитии речи детей старшего дошкольного возраста.

3 слайд: Для решения поставленной цели я определили задачи:

- изучить и проанализировать методическую литературу по данной теме;

- выявить уровень развития речи детей;

- приобщить детей к театральному искусству (знакомство с историей театра, видами, профессиями);

- создать условия для театрализованной деятельности детей посредством обогащения предметно-развивающей среды;

- формировать диалогическую и монологическую речь детей через театрализованную деятельность

- совершенствовать выразительные средства общения: словесные (регулирование темпа, громкости, произнесения, интонации) и невербальные (мимика, пантомимика, позы, жесты)

4 слайд. По данной теме я работаю в течение года. Свою работу начала с изучения методической литературы, поиска интересных форм совместной деятельности с детьми и родителями, составления плана работы на год, анкетирования родителей, обследования речи детей.

В начале сентября я провела анкетирование родителей «Речевое развитие ребенка в семье». Анкета показала, что 58% родителей оценивают хорошее речевое развитие своего ребенка, 42% - удовлетворительное. 100% родителей занимаются развитием речи дома. 25% организуют дома игры, направленные на развитие речи, 50% - редко, 25% - не организуют. 33% - дома пересказывают и обсуждают прочитанное с ребенком, 67% - редко, 92% - обращают на интонационную выразительность при заучивании стихотворения, 8% - редко. На вопрос «какие формы общения используете» : 17% - чтение, 33% - вопросы, 42% - чтение и вопросы, 8% - ничего не используют. 58% родителей ответили, что их ребенок проявляет интерес к театрализованной деятельности, 33% - не знают, 9% - не проявляет. На вопрос «какую роль по вашему мнению имеет театрализованная деятельность в развитии речи» : все родители ответили – главную.

Для обследования речи использовала диагностику развития речи под редакцией М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой, В. В. Гербовой. На начало года диагностика показала, что в группе у 52% детей средний уровень развития речи, 37% - низкий, высокий уровень – 11%. Чтобы повысить уровень развития речи детей старшего дошкольного возраста я решила использовать театрализованную деятельность. Театрализованная деятельность направлена на развитие у ее участников не только ощущений (сенсорики, чувств, эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (коммуникативных, организаторских, двигательных и так далее, она также оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширение словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко и понятно для окружающих.

В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

Знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.

6 слайд: В группе пополнила предметно-развивающую среду, а именно театрализованный уголок. Для театрализации сделала театры своими руками: конусный театр – «Три поросенка», «Теремок», на палочках – «Три поросенка», «Рукавичка», топотушки – «Волк и семеро козлят», на прищепках – «Сказка о глупом мышонке», на стаканчиках – «Три медведя», «Под грибом». Дети с удовольствием играют этими театрами, а также отдельными персонажами, придумывая свою сказку.

7-9 слайд: В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Речь актера должна быть более четкой, звучной и выразительной, чем в жизни. У детей улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.

У детей ещё не достаточно сформирован дыхательный и голосовой аппарат. Поэтому акцент делаю то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звучания. Для этого мы вместе с детьми проводим дыхательные гимнастики, речевые игры и игры драматизации, разучиваем стихи, чистоговорки. Мною создана картотека по играм и некоторые пособия для них. Например, детям очень нравятся дыхательные упражнения «Футбол», «Чья птичка полетит дальше», «Кто загонит мяч в ворота», «Варежка» - я на варежку подую, все снежинки с нее сдую. Проводила упражнения на развитие умения передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. Например, сладкая конфета, кислый лимон; упражнения на развитие пантомимики, например, как летают бабочки, как скачет лошадка; игры-драматизации, например, «Матросская шапка» А. Барто, «Жили у бабуси два веселых гуся». Для детей и сотрудников детского сада дети показали театрализованное представление «Развеселый Колобок», на районном мероприятии «Муху-Цокотуху». Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле своим друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.

10 слайд. Успешную работу с детьми по развитию речи посредством театрализованной деятельности невозможно выстроить без партнерских отношений с родителями. Родители оказывают помощь в разучивании ролей к театрализованным представлениям. Для привлечения внимания со стороны родителей к театрализованной деятельности подготовила наглядную агитацию в групповой раздевалке: «Театрализованная деятельность в детском саду», провела семинар-практикум «Мастерим для театра», в ходе которого рассказала родителям о влиянии театрализованной деятельности на развитие речи детей, дети показали сказку «Развеселый Колобок», а в конце встречи дети совместно с родителями изготовили персонажей к сказке «Теремок» на цилиндре. Родителям был предложен конкурс «Театр своими руками». В конкурсе приняли участие 12 семей. Были сделаны театры на магнитах, на палочках, на стаканчиках, топотушки и вязаный. На завершающем этапе работы дети для родителей и детей детского сада показали представление «Муха-Цокотуха». Родители были очень довольный проделанной работой в течении года по театрализованной деятельности. Им была предложена анкета: на вопрос: играете ли Вы с Вашим ребенком в театрализованные игры? – да ответили 36%, нет – 45%, иногда – 19%. На вопрос: делится ли он своими впечатлениями о театрализованной деятельности в группе? – 73% - да, 27% - нет. Как вы оцениваете работу по театрализованной деятельности в группе? – 74% - высокий уровень, 26% - средний уровень. На вопрос: как вы считаете, театрализованная деятельность положительно влияет на речевое развитие Вашего ребенка? 100% родителей считают, что положительно. Ваши пожелания и предложения по театрализованной деятельности в нашем саду: родители пожелали успехов, побольше театрализованных представлений и больше по продолжительности. Предложили попробовать инсценировать басни.

11 - 12 слайд: Чтобы убедиться в эффективности использования театрализованной деятельности на развитие речи детей на заключительном этапе работы я провела повторную диагностику. Диагностика показала низкий уровень у 16 % детей, средний у 32% и высокий у 52%.

13 слайд: Сравнительный анализ результатов диагностики на начало и конец года позволяет увидеть, что высокий уровень повысился на 41%, средний уровень снизился на 20% и низкий уровень снизился на 21%. По итогам диагностики можно сделать вывод, что театрализованная деятельность - это эффективный метод развития речи, коммуникативных навыков, эмоционально - волевой сферы детей старшего дошкольного возраста.

14 слайд: Дети стали четко, правильно произносить текст, улучшилась дикция, обогатился пассивный и активный словарь (в процессе подготовки к спектаклям, разучивании ролей, улучшился грамматический строй речи (в процессе запоминания текстов дети проговаривают значительный объем текста, что ведет к автоматизации правильного произношения подобных предложений в обычной речи; использование монологической речи с большим количеством эпитетов, сравнений и повторений способствует закреплению в речи детей правильного согласования слов в предложениях, появилось умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злость, удивление, обида, страх, печаль, восхищение, жалость, и т. п.). Дети значительно увереннее, раскованнее стали вести себя в ходе постановок, умеют ожидать своего выхода, внимательно следят за ходом спектакля.

Публикации по теме:

Роль детской журналистики в развитии коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Согласно ФГОС ДО, одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является владение устной речью для выражения своих.

Роль подвижных игр в развитии движений детей старшего дошкольного возраста Подвижные игры являются прекрасным средством развития и совершенствования движений детей, укрепления и закаливания их организма. Достаточное.

Роль поэзии в развитии речи детей старшего дошкольного возраста «Дать ребенку радость поэтического вдохновения, пробудить в его сердце живой родник поэтического творчества – это такое же важное дело,.

Консультация для воспитателей «Роль логико-математических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста» Ребенок-дошкольник – маленький исследователь, он каждый день открывает для себя окружающий мир с радостью и удивлением. Наша задача как.

Отчет по теме самообразования: «Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей 4–5 лет» Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная,.

Отчет о работе методического объединения по теме «Использование дидактических игр в развитии речи детей дошкольного возраста» Использование дидактических игр в развитии речи детей дошкольного возраста Ведущей деятельностью дошкольника является игра. Большое влияние.

Роль дидактических игр в развитии восприятия у детей старшего дошкольного возраста Дидактические игры являются ведущим средством воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Большой вклад в разработку теории игры внесла.

Роль художественной литературы в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Всем известно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. При чтении художественной литературы.

Роль пальчикового театра в развитии речи детей младшего дошкольного возрастаРоль пальчикового театра в развитии речи детей младшего дошкольного возраста Исследования в области психологии и физиологии давно доказали взаимосвязь между развитием мелкой моторики рук и речью ребенка. Стимулирование.

Система работы по теме: «Нетрадиционные техники рисования, их роль в развитии детей младшего дошкольного возраста» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Отчет по теме самообразования «Роль сказки в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 24 июня 2016 в 12:56
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Отчет по теме самообразования «Роль сказки в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Гагарина (УИ 8712) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД