Татьяна Иванченко
Отчёт по самообразованию «Дидактическая игра, как форма обучения детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Целью моей работы по самообразованию в учебном году было:
- продолжать повышать свою профессиональную квалификацию и педагогическую компетентность по теме самообразования - «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста»
В процессе самообразования я решала следующие задачи:
1. Изучить и систематизировать теоретический и практический материал по теме;
Публикация «Отчёт по самообразованию „Дидактическая игра, как форма обучения детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция апрель 2020
2. Составить картотеку дидактических игр для детей раннего возраста;
3. Повысить компетентность в вопросах обучения детей через дидактическую игру.
Актуальность
Дидактические игры широко распространены в системе дошкольного образования. Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в развивающих целях. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.
В возрасте 2-3 лет ребёнок познаёт мир через наблюдение и воспроизведение определённых действий с реальными предметами. Ребёнку хочется всё потрогать руками, узнать назначение того или иного предмета. Таким образом, дидактические игры становятся важным средством сенсорного обучения, способствуют развитию интеллектуально-эмоциональной сферы, пробуждают интерес к обучению. Также в процессе действий с предметом важно возникающее в ходе игры общение ребёнка со взрослым, в результате чего развиваются мышление, эмоции, речь.
Основной формой организации обучения детей в детском саду являются занятия. Дидактическая игра, используемая на занятии, делает процесс усвоения учебного материала увлекательным и интересным.
План самообразования рассчитан на три года (начат в январе 2019 года, в следующем учебном году планируется продолжить работу по разработке новых дидактических игр, систематизировать накопленный материал.
Перспективный план по самообразованию
№ п/п Содержание работы Сроки выполнения Результат
1 Изучить и систематизировать теоретический материал по данной теме. В течение всего периода Список литературы по теме
2 Подбор практического материала. Изучение методики и технологий педагогов в доступных ресурсах. Январь-февраль 2019 Анализ материала
3 Разработка и оформление дидактических игр по данной тематике. Март 2019 Картотека
4 Работа с родителями. Индивидуальные беседы. Составление консультации. Март 2019 Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.
5 Участие в семинаре-практикуме РМО воспитателей Центрального района Г. Челябинска по теме: «Реализация принципов полифункциональности и трасформируемости при построении развивающей предметно-пространственной среды ДОО»
Март 2019 Внедрение опыта
6 Пополнение предметно-пространственной среды. Игры: «Сенсорное лото», «Шарики», «Вредная и полезная еда». Март – апрель 2019 Конспекты. Игровое оборудование
7 Консультации для родителей: «Дидактические игры – что это такое?»
«Роль игры в жизни ребенка» Апрель – май 2019 Папка-передвижка, памятка.
8 Совместная подготовка к летнему оздоровительному сезону (оборудования для развития игровой деятельности). Май 2019 Дидактическая игра «Светофор»
9 Разработка перспективного плана на учебный год по группе раннего возраста. Август –сентябрь 2020 План
10 Индивидуальные консультации для родителей - адаптационные игры для детей. Сентябрь – октябрь 2020 Адаптация
11 Знакомство детей:
- с подвижными дидактическими играми; знакомство с дидактическими играми на развитие речи:
- с дидактическими играми и упражнениями на формирование математических представлений;
- с дидактическими играми по нравственному и трудовому воспитанию.
В течение всего года
12 Мастер-класс для родителей и педагогов «Дидактические игрушки своими руками для мам и малышей».
Декабрь 2020 Фотоотчет
13 Видеоролик для всероссийского конкурса им. Выготского «Развивающие игрушки своими руками – быстро и просто». Январь 2020 Видеоролик. Сертификат участника
14 Изготовление дидактических пособий с привлечением родителей. Выставка Февраль 2020 Игровые пособия
15 Пополнение предметно-пространственной среды. Игры: «Эмоции», «Найди лишнее». Март – апрель 2020 Конспекты. Игровое оборудование
16 Результаты проведенной работы в виде отчета по самообразованию. Май 2020 Отчет, презентация.
В процессе работы по самообразованию, я изучила следующую литературу:
1. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования- М. : Мозаика-Синтез, 2010. – в программе большое внимание уделяется взаимодействию педагогов и детей, на первый план выдвигается развивающая функция дидактической игры
2. Венгер Л,А, Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников – М. : Просвящение, 1988. – в книге приводятся дидактические игры и упражнения, целью которых является ознакомление детей с цветом, формой и величиной предметов. Одни игры и упражнения взяты из вышедших книг и сборников, но описаны более детально, другие предлагаются впервые. Рекомендуемые игры и упражнения представляют собой определенную систему
3. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Вторая группа раннего возраста. «Мозаика-Синтез», Москва, 2015. – пособие содержит картотеку сюжетно-ролевых игр направленных на социально-коммуникативное развитие детей и формирование игровых умений. Использовалось в создании картотеки дидактических игр.
4. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез, Москва, 2008. - В пособии представлены программа и методические рекомендации по руководству игровой деятельностью детей 2–7 лет. В каждой возрастной группе определены виды, задачи и содержание работы с детьми, приведены примеры игр и упражнений. Использовалась в создании картотеки дидактических игр.
5. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателей детских садов. Под ред. С. Л. Новосёловой. Москва «Просвещение», 1977. - В книге предлагаются занятия, дидактические игры, способствующие осуществлению задач умственного и речевого воспитания детей раннего возраста.
6. Доронова Т. Н. «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников». М. : Просвещение, Росмэн. 2008 г. - В пособии предлагаются примерное планирование и методические рекомендации, с помощью которых педагоги смогут организовать работу по художественно-эстетическому развитию детей в разных возрастных группах.
7. Лыкова И. А. : Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников. Изд. : Карапуз, 2010 г. - В учебно-методическом пособии представлена коллекция дидактических игр, разработанная автором на основе интеграции познавательной и художественно-продуктивной деятельности детей дошкольного возраста в целях развития мышления средствами изобразительного творчества. Суть интегративного принципа состоит в проблематизации содержания изобразительной деятельности и форм организации мыслительной активности. Дети активно включаются в дидактическую игру уже на этапе ее подготовки (самостоятельно создают дидактический материал) и тем самым осмысленно, творчески, индивидуально решают познавательные задачи.
8. Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Вторая группа раннего возраста. - В книге представлено примерное планирование занятий по математике на год. Предложенная система занятий включает комплекс игровых заданий и упражнений, наглядно-практических методов и приемов работы по формированию элементарных математических представлений; помогает детям овладеть способами и приемами познания, применять полученные знания и умения в самостоятельной деятельности
В результате изучения литературы я сделала следующие выводы:
- дидактические игры занимают большое место в работе дошкольных учреждений. Они используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей.
- выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра может служить составной частью занятия, помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности.
- для развития познавательной деятельности детей дидактические игры и пособия должны быть вариативными.
Реализация поставленных задач:
В результате изучения литературы были выявлены различные классификации дидактических игр: по содержанию (математические, речевые, музыкальные и т. д.); по дидактическому материалу (настольные, словесные, предметные и т. д.); по характеру действий (поручения, загадки, беседы и т. д.). Практически каждая дидактическая игра может использоваться в разных образовательных областях.
За основу работы по самообразованию взята классификация дидактических игр по содержанию. Для более углубленного изучения сформированы три категории дидактических игр.
В картотеку входят:
- дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром
- игры на развитие сенсорных навыков
- игры направленные на формирование навыков здорового образа жизни.
Для повышения компетентности родителей в вопросах обучения детей через дидактическую игру использовались различные формы работы.
Консультации для родителей в форме папок-передвижек оказывают теоретическую помощь, так как у родителей не всегда есть время для беседы с воспитателем группы. При оформлении учитывались следующие требования: материал должен быть эстетически оформленным, содержание регулярно обновляется, иначе интерес родителей быстро пропадет, содержание предполагаемого материала для родителей должно быть актуальным и необходимым.
Мастер-класс для родителей по созданию игрушек и последующее изготовление дидактических пособий способствовало формированию знаний родителей о том, как организовать игру ребенка, что для этого необходимо. На мастер-классе родители получили наглядное подтверждение тому, что создать свою собственную игру для конкретного ребенка и вещей, материалов и средств, находящихся под рукой очень просто. Малыши с удовольствием играют, теми приспособлениями, к созданию которых они сами приложили усилия и старания. Непосредственное присутствие малыша при изготовлении игрушки или пособия способствует развитию воображения, пространственно-образного мышления и коммуникативных навыков. Родитель же учится взаимодействовать со своим ребенком в совершенно новых обстоятельствах, что позволяет лучше узнать или открыть новые интересы своего ребенка.
На протяжении учебного года для пополнения предметно-пространственной среды мной созданы следующие пособия для дидактических игр:
1. «Сенсорное лото»
2. «Шарики»
3. «Эмоции»
4. «Найди лишнее»
Заключение
Таким образом, использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Особенно эффективны эти игры на занятиях по ознакомлению с окружающим, по обучению родному языку, формированию элементарных математических представлений.
В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому при организации игры следует особое внимание обращать на присутствие в занятиях элементов занимательности: поиска, сюрпризности, отгадывания и т. п.
Если в процессе обучения систематически используются, разнообразные дидактические игры, то дети, особенно в старшем дошкольном возрасте, начинают самостоятельно организовывать этот вид игр: выбирают игру, контролируют выполнение правил и действий, оценивают поведение играющих. Поэтому дидактическая игра занимает важнейшее место в системе педагогических средств всестороннего воспитания детей.
Можно выделить следующие особенности игры для дошкольников:
1. Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста
2. Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств
3. Все психологические новообразования берут начало в игре
4. Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике
5. Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов
Методический материал
Выставка дидактических пособий.
Дидактические игры «Сенсорное лото», «Шарики», «Эмоции», «Найди лишнее».
Участие в семинаре-практикуме РМО воспитателей Центрального района Г. Челябинска по теме: «Реализация принципов полифункциональности и трасформируемости при построении развивающей предметно-пространственной среды ДОО»
Консультации для родителей «Дидактические игры – что это такое?», «Роль игры в жизни ребенка».
Картотека дидактических игр для детей 1,5-2 лет и их родителей.
Мастер-класс для родителей «Дидактические игрушки своими руками для мам и малышей».
Дидактические игры, созданные воспитанниками и родителями.
Видеоролик для всероссийского конкурса им. Выготского «Развивающие игрушки своими руками – быстро и просто».
Разработка перспективного плана на учебный год по группе раннего возраста.
Результат деятельности
Продолжить изучение темы «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста».
Изучить новинки методической литературы по данной теме.
Продолжить работу по разработке новых дидактических игр.
Систематизация накопленного материала.