Наталья Шеина
Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную технику рисования
▼ Скачать + Заказать документы
Отчёт по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную технику рисования»
Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т. д.
Публикация «Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную технику рисования» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.
Все дети любят рисовать. Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук является изобразительная деятельность. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Актуальность
Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.
Цель работы
Создание условий для развития мелкой моторики у детей через нетрадиционные техники рисования.
Основные задачи
Развитие и укрепление мелкой моторики. Расширение представления о многообразии нетрадиционных техник рисования. Обучение приёмам нетрадиционных техник рисования. Создание развивающей среды для самовыражения детей в творческой деятельности. Подведение детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей действительности.
Ожидаемые результаты:
• Динамика развития мелкой моторики.
• Применение изученных техник, приёмов и материалов в художественной непосредственно - образовательной и самостоятельной деятельности.
• Пополнение центра изобразительной деятельности различным бросовым материалом для применения в художественной непосредственно - образовательной и самостоятельной деятельности.
Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому в деятельности важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к дальнейшим действиям при помощи дополнительных стимулов.
Такими стимулами могут быть:
· игра, которая является основным видом деятельности детей;
· сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
· просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
· музыкальное сопровождение;
· яркая, хорошо продуманная наглядность и др.
В своей работе использовала накопленный опыт по данному направлению и основной принцип дидактики: «от простого к сложному».
При работе над темой опиралась на уже существующие разработки,, ,, по изобразительной деятельности.
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:
Рисование пальчиками; оттиск печатками из картофеля;
рисование ладошками.
Тычок жесткой полусухой кистью. рисование ватными палочками;
Внедрение в практику:
1. Изучение и анализ методической литературы.
2. Разработка перспективного плана по нетрадиционной технике рисования
3. Консультация для родителей "Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».
5. Составление конспектов занятий по нетрадиционному рисованию.
Работа с родителями предусматривает:
Оформление консультаций по теме развития мелкой моторики и использованию нетрадиционных техник рисования, папок - передвижек, показ открытых мероприятий по теме, совместное оснащение центра искусства бросовым материалом, выставки детского творчества и др.
План работы.
Свою работу я начала с хорошо знакомых для детей данного возраста техник: рисование пальчиками и ладошками. Затем, постепенно, вводила новые техники: рисование ватными палочками, тычок, оттиск (штамп)картофелем, рисование губкой. На первых занятиях по каждой технике я ставила задачу знакомства детей с особенностями данной техники, лишь на следующих занятиях создавались какие-либо образы или сюжеты («В лесу родилась елочка», «Гусеница», «Сшили Тане сарафан» и т. д.). В связи с особенностями возраста на каждом занятии использовались игровой прием,художественное слово, пальчиковые игры, физкультминутки,
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.
Работа по развитию мелкой моторики посредством нетрадиционных техник рисования предусматривалась не только на занятиях, но и в процессе игр, бесед, развлечений. Для закрепления знаний проводились различные игры: дидактические, словесные, настольно-печатные, сюжетно-ролевые. Реализация программы осуществлялась в соответствии с разработанными планами, с учетом основных принципов планирования, возрастных и психологических особенностей детей.
Поставив перед собой цель, задачи, выбрав формы, методы и приёмы обучения, отобрала соответствующий материал, оформила игротеку "Пальчиковая гимнастика", оформила художественный уголок, с разными дидактическими играми, предметами и материалами для рисования (шаблоны, фломастеры, гуашь, печатки, поролон, мелки и многое другое, плакаты по распределению цветов в спектре, журнал с изображением природы разными художниками, где дети могут самостоятельно проявить себя в творчестве.
Для родителей провела консультацию: «Значение рисования нетрадиционными способами», «Нетрадиционные техники рисования», оформила папку-передвижку «Рисуем ладошками», «Советы по рисованию для дошкольников»
Заключение
Итак, обучение рисованию нетрадиционными способами дошкольников на занятиях в настоящее время имеет важное значение. Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, постоянно повышать интерес к художественной деятельности, развивать психические процессы. Оно позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
К концу года дети стали увереннее держать в руке кисточку и карандаш, проводить различные линии волнистые, вертикальные и горизонтальные, рисовать округлые формы. Они очень любят играть в развивающие игры, где требуется работа пальчиков: игры со шнуровками и застежками, «собери бусы», «Закрой окошечко», «Продень веревочку» и т. д. Таким образом, можно сказать, что у детей улучшилась моторика пальцев рук - пальчики стали более ловкими. Дети стали лучше разговаривать.
Технику нетрадиционного рисования я использовала не только в непосредственно - образовательной деятельности, но и при планировании самостоятельной деятельности детей и в день открытых дверей. Дети с большим удовольствием рисуют, эксперементируют с красками и бросовым материалом.
Наш центр изобразительной деятельности пополнился нетрадиционным материалом. Помимо традиционных карандашей, красок и кисточек появились ватные палочки, поролоновые палочки, трафареты, штампы, печатки, пробки из разного материала, краски для пальчиков, баночки и мисочки разного размера, маркеры и фломастеры, бумага различной фактуры т. д.