Райхан Хасанова
Открытое комплексное занятие по экологии в подготовительной группе «Знакомая и незнакомая соль»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое комплексное занятие по экологии в подготовительной группе
«Знакомая и незнакомая соль»
Цель: Ознакомление детей со свойствами соли через детское экспериментирование.
Программное содержание:
• Дать детям представление о значении соли в жизни человека.
• Закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности (сыпучая, впитывает в себя воду, без запаха, солёная, растворяется в воде, в солёной воде предметы не тонут).
Публикация «Открытое комплексное занятие по экологии в подготовительной группе „Знакомая и незнакомая соль“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
• Испытать радость от экспериментирования, открывать новое в знакомом.
• Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования.
• Воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, интерес и любовь к родному краю, формировать бережное и ответственное отношение к миру природы.
Оборудование:
• Сундучок с различными видами соли (поваренная, йодированная, морская, соль лизунец).
• Тарелочки с солью для опытов, лупы, сырые куриные яйца, ложки, стаканы, влажные и сухие салфетки.
• Слайды, проектор.
Ход занятия.
Воспитатель:
- Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с гостями.
- А сейчас давайте пройдем на палас и встанем вкруг, и поздороваемся друг с другом. (Приветствие)
Вместе с детьми:
- Здравствуй правая рука
Здравствуй левая рука
Здравствуй друг, здравствуй друг
Здравствуй, здравствуй дружный круг!
Воспитатель:
- Ребята, хотите поиграть?
Игра называется «Передай улыбку по кругу»
Воспитатель: У меня хорошее настроение, и я хочу передать свою улыбку вам по кругу (воспитатель улыбается, рядом стоящему ребенку, передает улыбку в ладошке, этот ребенок улыбается своему соседу и т. д.).
- Молодцы, ребята!
Ребята я вам сегодня принесла волшебный сундучок, но сундучок легко не открывается, для этого нужно отгадать загадку.
Давайте прочтем, отгадаем загадку и узнаем что в ней находится, садитесь на стульчики поудобнее, и слушайте внимательно.
Воспитатель читает загадку:
Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Если в ранку попадет – испытаешь боль.
Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль)
Воспитатель: (открывает посылку и достает стакан с солью) Правильно! Это соль.
- Ребята, скажите, для чего нужна соль? (ответы детей)
Воспитатель: - Соль - незаменимый продукт питания, о котором мы мало знаем.
Сегодня мы с вами поговорим о соли как настоящие ученые- исследователи.
Воспитатель: Вы знаете, что соль бывает разная : (достаю из сундука поваренную соль и показываю детям).
В пищу мы используем поваренную соль, посмотрите, потрогайте и скажите, какая она на ощупь? – ответы детей.
Еще бывает йодированная соль (достаю из посылки йодированную соль). Она нужна для того чтобы наш организм получал все необходимые минеральные вещества. Когда готовят вам кушать дома, мамы используют йодированную соль, чтобы вы меньше болели и росли здоровыми. Ребята, повторите еще раз - как эта соль называется? (дети повторяют)
Также бывает соль «Экстра», посмотрите и скажите, какая она (мелкая)
Вся эта соль съедобна, полезна и необходима для нашего организма.
Но также вы должны знать, что в больших количествах соль для организма становится вредной.
Воспитатель: Ребята, кто знает откуда берется соль? (ответы детей).
Соль добывается разными способами, посмотрите на экран (показываю слайды).
Каменную соль добывают в соляных шахтах. Например, в Оренбургской области. Шахтеры выпиливают блоки, которые потом разбивают на куски, грузят в вагоны и на специальных поездах вывозят наверх.
Также соль добывают в соляных озерах и морях. Раньше это делали в ручную, это был физически тяжелый труд. Сейчас в наше время эту соль добывают с помощью специальных комбайнов.
А йодированная соль – это поваренная соль, но только потом на заводе в нее добавляют йод.
- Ребята, скажите только человек употребляет соль?
Оказывается, животным тоже нужна соль, и они ее очень любят облизывать. Поэтому ее так и называют – соль лизунец.
Соль просто необходима для жизни человека и животных, ее не только употребляют в пищу, но с ее помощью люди лечат различные заболевания (показываю слайды).
Существуют огромные соляные пещеры, куда ходят люди и дышат соленым воздухом, чтобы вылечить органы дыхания. Посмотрите как красиво в этой пещере, она вся сверкает и переливается.
Но есть соль, которую используют как косметическое средство (достаю из посылки морскую соль и показываю детям) это морская соль. Может быть у кого - то дома есть такая соль (ответы детей).
Воспитатель: Что вы с ней делаете? (ответы детей).
Воспитатель: Правильно, ее добавляют в ванну, чтобы наша кожа была гладкой, мягкой, нежной, эластичной, увлажненной: то есть она тоже используется для оздоровления.
Что – то мы засиделись, давайте поиграем.
Проводится игра на внимание. Дети встают из-за столов.
- Я вам буду называть блюда, в которые кладут соль и те, в которые не кладут. Если вы услышите название блюда, в которое кладут соль, - хлопаете. Не кладут – топаете.
Варенье, чай, борщ, компот, кисель. Вареная картошка, мармелад, шоколад. Жареная рыба, винегрет, уха.
Воспитатель: Отдохнули, молодцы!
- Ребята кто мне скажет, как же называется помещение, где много приборов для опытов и где проводятся исследования? (Лаборатория). Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе, а теперь давайте перейдем в нашу лабораторию.
- А кто работает в лаборатории? (Ответы детей).
- Чем они занимаются? (Ответы детей).
- Какие правила поведения в лаборатории вы знаете? (Ответы детей).
Наденьте фартуки.
Перед вами тарелочки с солью, посмотрите внимательно на соль и скажите, какого она цвета?
Дети: Белая.
Воспитатель: А теперь попробуйте соль на вкус, какая она?
Дети: Соленая.
Воспитатель: А теперь понюхайте соль, имеет ли она запах?
Дети: Нет.
Воспитатель: Возьмите теперь ложку, наберите из стаканчика соль, и пересыпьте ее в тарелку. Что мы видим?
Дети: Соль сыплется, значит, она сыпучая.
Воспитатель: А теперь давайте подведем итог, что мы можем сказать о соли? (соль белая, соленая, не имеет запаха и сыпучая)
Теперь возьмите увеличительное стекло и рассмотрите через него соль (дети выполняют задание).
Воспитатель: На что похожа соль? (похожа на зернышки и кристаллики).
Молодцы. А теперь оставьте на столе все аккуратно и перейдем с вами к проведению следующего опыта.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, соль в воде растворяется? (ответы детей).
Сейчас мы это узнаем, посмотрите внимательно, в стакане у меня соль. Я налью в стакан с солью немного воды, что вы видите? Соль не растворилась, а куда же делась вода? (она впиталась).
Это произошло, потому что я налила немного воды, соль впитала влагу.
А теперь вы налейте в стакан с солью воды и размешайте ее.
(дети выполняют задание).
Воспитатель: Куда же делась соль?
Дети: Она растворилась.
Воспитатель: Значит, какой мы можем сделать вывод?
Дети: Если налить немного воды в соль, то соль воду впитывает, а если налить много воды в соль, она растворяется.
А теперь давайте проведем другой опыт.
Перед вами стоят стаканы с соленой водой, которую вы сделали сами. Пометим, этот стакан синим кружком. А другой стакан с пресной водой не отмеченный поставим рядом с соленой водой.
Возьмем яйцо и опустим его в пресную воду. Что мы видим? (яйцо утонуло)
Теперь возьмите другое яйцо и опустите его в соленую воду. Что мы видим здесь? (яйцо плавает). Что можно сказать в итоге этих опытов? (в соленой воде предметы не тонут).
Ребята, наша работа в лаборатории закончена, вы многое узнали. Давайте вспомним, что нового и интересного вы узнали о соли? (ответы детей).
Но чудесные свойства соли на этом не заканчиваются.
Волшебный сундучок приготовил для вас еще один сюрприз (показываю соленое тесто, но вам из этого теста нужно будет передать свое настроение в виде смайлика. Если у вас хорошее настроение, лепим улыбающего смайлика, если плохое настроение, лепим грустного смайлика.
Ребята, сегодня мы многое узнали, и хочется обобщить наше занятие пословицами про соль. Кто какие пословицы знает? (ответы детей)
Молодцы ребята! Вам понравилось наше занятие? А что из нашего занятия вам понравилось больше всего?
Спасибо вам, друзья!