Екатерина Ломатченко
Открытое занятие по изобразительной деятельности в подготовительной группе «Воробышек»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: прививать интерес к рисованию, формировать навыки штриховки карандашом, воспитывать любовь к птицам и желание помогать им.
Задачи: научить рисовать воробья карандашом, закреплять знания детей о зимующих птицах, развивать мелкую моторику рук детей.
Оборудование: макет зимнего дерева; игрушки – зайцы, лиса; снег; аудиозапись щебетания птиц; запись спокойной лирической музыки; иллюстрации птиц; раздаточный материал для игры «штрихи»; мольберт; схема поэтапного рисования воробья карандашом; конверт с загадками; фишки разного цвета для анализа; кормушка с зерном.
Публикация «Открытое занятие по изобразительной деятельности в подготовительной группе „Воробышек“» размещена в разделах
- Воробей, воробышек
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Воспитатель. Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в удивительное заочное путешествие по волшебной поляне. Но прежде, чем отправиться в путешествие, давайте вспомним, какое сейчас время года?
Дети. Зима.
Воспитатель. Скажите, а какие изменения происходят в природе с наступлением зимы?
Дети. Холодно, идет снег, деревья голые, некоторые птицы улетели в теплые края.
Воспитатель. Правильно, а какие изменения происходят в животном мире?
Дети. Некоторые животные залегли в спячку, некоторые прячутся в норках.
Воспитатель. Правильно, ребята. А теперь я предлагаю всем закрыть глазки и представить каждому свою зимнюю поляну: какая она может быть, кто на ней может обитать.
Звучит запись вьюги, метели. В это время воспитатель выставляет атрибуты для оформления зимней поляны (зимнее дерево, зайцев, лису и т. д.).
2. Сюрпризный момент
Воспитатель. Я думаю уже можно открыть глаза.
Ну вот, ребята, кажется, мы действительно очутились на зимней полянке. Давайте прогуляемся по ней, по-внимательние рассмотрим все. (Прогуливаемся по поляне.) А чтобы нам было удобнее, давайте присядем.
3. Основная часть.
Скажите, дети, кто же обитает на этой поляне?
Дети. Зайцы, лиса.
Воспитатель. Мне, кажется, ребята, здесь кого-то не хватает. Как вы думаете - кого?
Дети. Волка, медведя.
Воспитатель. У меня есть еще для вас подсказка, послушайте.
Различаются они цветом, встретишь их зимой и летом,
Если крыльями взмахнут – в небо голубое упорхнут.
Они умеют щебетать, каркать, петь и ворковать.
Воспитатель. Кто же это, дети?
Дети. Птицы.
Звучит запись пения птиц.
Воспитатель. Правильно, ребята, это птицы. Но обратите внимание, нигде нет птиц, лишь только вдалеке слышно их пение. В чем же дело?
Ой, смотрите, какой – то необычный конверт. (беру его, открываю).
Дети, да это птицы оставили нам письмо. Они хотят проверить, как хорошо вы их знаете. И, если справитесь с заданием, я думаю они непременно здесь появятся. Послушайте загадки.
Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю. (Воробей.)
Выставляю на доске иллюстрацию воробья.
Окраска сероватая,
Повадка вороватая.
Известная персона
Кто - она? (Ворона.)
Выставляю иллюстрацию вороны.
Чернокрылый, красногрудый,
Он везде найдет приют.
Не боится он простуды –
С первым снегом тут как тут. (Снегирь.)
Выставляю иллюстрацию снегиря.
Трещала с самого утра:
Пор – р – ра! Пор – ра! А, что пор – ра?
Такая с ней морока,
Когда трещит … (сорока.)
Выставляю иллюстрацию сороки.
Спинкою зеленовата,
Брюшком желтовата.
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица.)
Выставляю иллюстрацию синицы.
Воспитатель. Ну, вот теперь на этой поляне появились и птицы. Давайте по-внимательние посмотрим на них.
Рассматривание птиц на картинках.
Этих птиц нарисовали художники. Прежде, чем нарисовать птиц, художники долго наблюдали за ними. Рассматривали оперение, форму головы, клюва, чтобы на рисунке птицы получились похожими на настоящих.
Давайте еще раз назовем их и покажем.
По какому основному признаку мы различаем птиц, узнаем, что это воробей, это ворона, это сорока?
Дети. По цвету оперения.
Воспитатель. Да, птиц вы узнали прежде всего по цвету перьев.
Скажите, какого цвета перья у воробья, вороны, снегиря? (ответы детей).
Но птицы еще различаются величиной, длиной клюва и хвостов. Вот вы сразу заметили, чем птицы отличаются друг от друга. А, чем они похожи? Что у всех птиц одинаково? (ответы детей).
Дети, художники не всегда рисуют красками. Многие из них любят рисовать пером, черной тушью и черным карандашом.
Рядом с цветными изображениями ставлю штриховые рисунки птиц.
Воспитатель. Посмотрите, как интересно художники изображают оперение птиц разными черточками – штрихами: короткими, длинными, прямыми, наклонными, закругленными и др. они рисуют перышки на голове, грудке, крыльях и хвосте птиц по-разному.
Ребята, а птички предлагают поиграть с ними. (Раздаю каждому ребенку штриховые изображения птиц.)
Дидактическая игра «Штрихи»
Воспитатель. Я буду раскрашивать силуэт этой птицы штрихами (прикрепляю к мольберту силуэт нарисованной карандашом птицы-воробья) и называть их, а вы будете находить такие же штрихи у птиц на своих картинках.
Воспитатель. На голове птицы я рисую короткие прямые штрихи.
У кого такие штрихи на карточке, покажите? (Аналогично рисуются штрихи длинные прямые на крыле, закругленные на грудке, снова длинные прямые на хвосте, дети находят такие на своих карточках и показывают их.)
Воспитатель. А сейчас, чтобы еще больше оживить эту поляну, чтобы на ней было еще больше птиц, я предлагаю вам каждому нарисовать маленького воробья, которого мы видим каждый день и зимой, и летом на улице.
Но каким же надо нарисовать воробья, чтобы все кто увидит наши рисунки, могли сказать, что это воробей, а не другая птица? (ответы детей)
Описание воробья.
Воспитатель. Да, воробей – небольшая птица. Цвет оперения – серый и коричневый.
Сравнение воробья и сороки.
Давайте сравним пропорции воробья и сороки. (дети отвечают, какой воробей по величине и какая сорока)
Показ рисования воробья воспитателем с пояснением.
Воспитатель. А теперь, посмотрите, как можно изобразить воробья. (рисую на мольберте и в процессе рисования рассказываю) Чтобы правильно передать позу стоящего воробья, нужно нарисовать простым карандашом слабым нажимом вспомогательную наклонную линию. Потом закругленной линией нарисовать тело, впереди голову, сзади хвост. Крыло начинается от головы и доходит до хвоста. Чтобы воробей не получился у вас состоящим из отдельных частей, как игрушечный, сделайте плавный переход от головы к телу штрихами. Какие части еще нам осталось нарисовать?
Дети. Клюв, глаз, ноги.
Воспитатель. Дети, а как можно получить серый цвет для закрашивания тела воробья, если у нас нет такого карандаша? (ответы детей)
Воспитатель. Да, и теперь слабым нажимом на карандаш закрасим воробья, когда закрасите более сильным нажимом, нарисуете разными штрихами перья на крыле и хвосте. А для того, чтобы вам было легче и удобнее, я приготовила вам вот такую подсказку. (Вешаю на доску схему поэтапного рисования воробья.)
Воспитатель. Давайте еще раз повторим последовательность рисования. (1 ребенок повторяет)
Воспитатель. А сейчас, я предлагаю вам на время представить себя птицами и посмотреть, чтобы с нами было.
Физкультминутка
Мы по улице гуляли
Воробьев, ворон считали:
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем мы считать опять.
Рот открыли, смотрим в небо,
Вправо, влево – мы там не были.
Птичками захотели стать
И крылышками помахать.
Крылья вверх, крылья вниз,
Только слышен ветра свист.
Мы подпрыгнули, чтоб взлететь,
Но пришлось нам на землю сесть.
Воспитатель. Не получилось у нас взлететь, как птицы. Я думаю, может у вас лучше получиться нарисовать воробья? Проходите, пожалуйста, за столы.
Дети проходят за столы и принимаются за работу.
Самостоятельная работа детей.
Во время работы звучит спокойная музыка.
Воспитатель. Ребята, я вижу уже почти все закончили рисовать воробышка.
И сейчас вы самостоятельно каждый проанализируете, какой воробышек у вас получился.
Самоанализ работ.
У вас на столах стоят тарелочки с фишками.
Возьмите красную фишку те дети, кто при закрашивании тела воробья использовал несколько штрихов.
Желтую фишку возьмут те дети, кто использовал один вид штриха.
Зеленую фишку возьмут те дети, кто очень старался слабым нажимом на черный карандаш закрасить тело воробья.
Синюю возьмут фишку дети, кто считает, что у него воробей получился очень похожим на настоящего.
А теперь расскажите и покажите, какой у вас получился воробей. (2-3 человека анализируют свои работы)
Воспитатель. Я думаю, ребята, чтобы оживить нашу поляну уже можно посадить воробышек на дерево.
Дети при помощи маленьких прищепок крепят свои рисунки к веточкам дерева и становятся полукругом.
Итог занятия.
Воспитатель. Давайте еще раз полюбуемся этой зимней поляной, как здесь много стало теперь птиц.
Вспомним, ребята, каких же обитателей мы здесь встретили? (ответы детей)
Кого здесь не хватало? (ответы детей)
Что мы сделали, чтобы оживить поляну? (ответы детей)
Как вы их рисовали? (ответы детей)
Воспитательный момент.
Воспитатель. Дети, сейчас у нас зима, холодно, птицам приходится очень долго искать себе корм. Как мы можем помочь птицам зимой, чтобы им было не так холодно и голодно? (ответы детей)
Воспитатель. Да, ребята, я предлагаю подарить нашим пернатым друзьям кормушку, полную разных зерен. Я думаю, они будут довольны и благодарны нам за это. (Вешаем на дерево кормушку)
Воспитатель. Ну что ж, ребята, и нам пора тоже возвращаться в нашу теплую и уютную группу. Давайте еще раз закроем глаза и в своем воображении перенесемся назад в группу.
Звучит запись вьюги, воспитатель в это время убирает атрибуты поляны.