Лепешкина Светлана
Открытое занятие «Путешествие по Масленичной неделе»
▼ Скачать + Заказать документы
Старший дошкольный возраст (5-6 лет)
"ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАСЛЕНИЧНОЙ НЕДЕЛЕ"
Лепешкина Светлана Геннадьевна
воспитатель МБДОУ "Детский сад
общеразвивающего вида №107г. Иваново
Цель НОД: формировать у детей представление об одном из самых веселых народных праздников, о том как проводили масленичную неделю; поддерживать интерес к русской культуре; воспитывать интерес к традициям и обычаям русского народа
Публикация «Открытое занятие „Путешествие по Масленичной неделе“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Масленица. Конспекты занятий для детей
- Масленица. Русский народный праздник
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
Задачи приоритетной образовательной области:
"Познавательное развитие" :
- развивать любознательность,воображение детей и познавательную мотивацию;
- уточнить и расширить представление детей о празднике Масленице;
- познакомить детей с закличками,пословицами;
- рассказать об атрибутах праздника.
"Социально-коммуникативное развитие"
- развивать общение и взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми;
- закреплять умение работать в команде,помогать сверстнику;
- способствовать повышению эмоционального настроя воспитанников.
"Художественно-эстетическое развитие" :
- развивать самостоятельную творческую деятельность детей;
-развивать умение пользоваться различными приемами лепки:
раскатывание,сплющивание;
- развивать навыки детей в собирании бус по схеме.
"Физическое развитие"
- развивать общую и мелкую моторику;
- развивать координацию речи с движениями
- способствовать снижению утомляемости детей во время занятия через игровые
упражнения на снятие мышечного тонуса.
Планируемые НОД результы :
ребенок проявляет инициативу и
самостоятельность в разных видах деятельности-игре,общении,активно взаимо-
действует со сверстниками и воспитателем;ребенок проявляет любознательность
различает условную и реальную ситуации;способен договариваться;ребенок вла-
деет устной речью,отвечает полным ответом;у ребенка развита крупная и мелкая моторика;он подвижен,может контролировать свои движения и упралять ими.
Предпосылки УД:
коммуникативные:умение слушать и отвечать на вопросы;умение договариваться со сверстниками,предлагать помощь и сотрудни
чество; познавательные: умение воспринимать информацию,выделять сущест-
венные признаки окружающего мира,умение узнавать,называть и определять
объекты окружающей действительности,умение применять правила и поль-
зоваться инструкциями; регулятивные- умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу;умение слушать взрослого и выполнять его инстру-
кции; личностные;умение оценивать собственную деятельность и свои возможности;учитывать точку зрения других;формировать познавательную мотивацию.
Оборудование для педагога:интерактивная доска,компьютер;плакаты с надписями дней недели (на обратной стороне надписи дней Масленичной недели,схемы бус,цветные атласные ленты.
Используемое оборудование для детей: цветные макароны,шнуровочки,мешочки с зерном (10см\10см)-16 шт. ,ножницы,листы белой бумаги,скотч,пластилин,та-
релочки,кокосовая посыпка.
Деятельность воспитателя
Деятельность детей
1.1 Приветствие
Цель: создание атмосферы доброжелательности и комфорта.
Воспитатель вместе с детьми входит вгруппу. Все встают в круг и берутся за руки.
-Настал новый день. Я улыбнусь вам,а вы мне и друг другу. Как хорошо,что мы сегодня здесь все вместе. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
1.2 Создание мотивации детей к образовательной деятельности.
Цель:привлечение внимания детей,организация их для образова-
тельной деятельности.
- Отгадайте загадку
"Праздник этот знаем мы
Время проводов зимы
Люди в этот день должны
Веселиться печь блины.
-Расскажите,что вы знаете об этом празднике?
-В этот праздник мы зиму провожаем, а весну встречаем. "Живет Масленица семь деньков".
Все дни имеют свои названия.
А хотите знать,как они называются и что означают масленичные дни недели?
-Тогда предлагаю вам вместе со мной отправиться в путешествие по масленичной неделе на санях,запряженные тройкой лошадей.
- Приехали!Первый день недели как называется?
В стародавние времена на Руси этот день назывался?
Давайте прочитаем- "Встреча".Как вы думаете почему?
В начале масленичной недели делали большую куклу-из соломы-Масленицу. Наряжали в женскую одеждуи отвозили на высокую гору,чтобы Масленица виделаоткуда придет весна.
Старшие ребята сделали нам чучело Масленицы. Ясейчас вам покажу (вношу куклу).Вот она наша красавица!Как ребята
постарались!
-А давайте мы сделаем ей подарок?
Бусы,например, и украсим ее.
-Второй день недели. Как называется?И этот день назы-
вался "Заигрыш!"От какого слова оно образовано?
Продолжите предложение "Значит в этот день. (устраивались на улице разнообразные игры)
(показ слайда)
- А мы с вами поиграем в игру-хоровод "Лавата"
- Следующий день недели какой?
И день этот назывался "Лакомка".
Широко пировали "Масленица идет блин да мед несет",А какие пословицы вы знаете? (ответы детей)
У каждой хозяйки был свой секретный рецепт приготовления теста для блинов. Блины готовились разные из муки пшеничной,ржаной овсяной,гречневой. А из чего получают муку?
Вот и к нам поступили мешки с зерном. (каждый получает мешочек с крупой,дети стараются догадаться,какое у них зерно)
А много ли нам блинов надо?Почему?Вот поэтому нам прислали еще мешочки с зерном. Как будем их распределять?
-Я согласна с вами,что они должны быть одинаковыми. У нас получается
задание-найди пару.
-Разобрали зерно. Отправим его молоть. А мы продолжаем путь дальше.
-Четвертый день недели как называется? Прочитаем "Разгул"
(выслушать детей,чем можем заниматься в этот день)
Масленица предлагает поиграть в снежки. Сейчас мы сделаем снежные комочки и Ксюша покажет нам игру.
(из бумаги делаем комочки и обвязываем скотчем 3-4 раза)
Ксюша проводит игру.
-Поиграли,отдохнули,двигаемся дальше. Следующий день какой?
-Почему два дняобъединили?Давайте прочитаем (дети читают)"Гостевые дни"
(выслушиваю детей,что значит "гостевые")
-Каждая хозяйка накрывала стол для гостей. Главным угощением были блины. Сейчас поиграем:вы мне называйте по порядку дни недели,а я буду называть какие блины пеклись.
-Давайте мы тоже испечем блины.
Блины могут быть с начинкой.
(предлагаю по желанию посыпать блины кокосовой стружкой или ванильным сахаром)
-Нашими блинами угостим гостей со словами "Поздравляем с Масленицей!"
-Подходит последний день. Как он будет называться?Прочитаем.
-А что мы приготовили для последнего дня?
Заключительная часть.
Дети входят в группу,встают в круг и
берутся за руки
Предполагаемые ответы:"Масленица".
Предполагаемые ответы:" Праздник проходит в конце зимы,делаем чучело,
готовим блины,катаемся с гор".
Предполагаемые ответы:"Да, хотим".
Звучит музыка. Изображаем движение
езды на тройке. (Двигаемся по кругу)
Карточка-ПОНЕДЕЛЬНИК/ВСТРЕЧА
Ответы:"Мы встречаемся все вместе
праздновать Масленицу. Строим горки,крепости.
Угощаем друг друга"
Воспитатель вносит куклу Масленицу.
Дети ходят вокруг нее,здороваются с ней. Трогают,чтобы ощутитьсолому.
Рассказывают как она одета.
Дети садятся за столы и по схеме собирают на шнурок цветные макароны. После окончании работы,
украшаем куклу бусами.
Карточка:ВТОРНИК\ЗАИГРЫШ
Ответы детей: игры,играть
Звучит музыка.
Встаем вокруг Масленицы и проводим
игру
Карточка:СРЕДА\ЛАКОМКА
(дети читают)
Звучат пословицы:
-Масленица идет,блин да мед несет.
-На горах покататься,в блинах пова-
ляться.
-Не житье,а масленица.
-Как на масленой неделе в потолок блины летели.
-Блинцы,блинчики,блины,как колеса у весны.
Дети ощупывают мешочки.
Ответы:"Много,надо угостить всех".
Ответы:"Надо найти такую же крупу".
Дети находят пару
Карточка "Четверг\Разгул"
Ответы детей:"Все забывают про холода,про зимние морозы,и веселятся от души. "
Раз,два,три,четыре (загибают пальчики)
Мы с тобой снежок слепили (лепят снежок)
Круглый,крепкий,очень гладкий (пока-
зывают руками круг,сжимают руки,гладят ладошки)
И совсем,совсем не сладкий (грозят указательным пальцем)
Раз подбросим,два поймаем и ломать совсем не станем.
Карточка "ПЯТНИЦА\СУББОТА"
"
"ГОСТЕВЫЕ ДНИ"
Ответы детей:"В эти дни все ходили в гости друг к другу. "
Понедельник-блины,вторник-блинища,
среда-блинцы,четверг-блинчики,пятница-
блинки,суббота-блиночки,воскресенье-
царские блины.
Работа с пластилином.
Дети поздравляют гостей.
Карточка "ВОСКРЕСЕНЬЕ\ПРОВОДЫ
-Мы выучили стихи. (Дети читают наизусть)
Ты прощай,прощай
Наша Масленица
Ты прощай,прощай
Наша широкая!
Ты пришла с добром
Со блинами,пирогами
Да со оладьями.
Мы катаемся с горы
От зари и до зари
А сегодня в воскресенье
Наше кончилось веселье
Прощай,прощай
Наша Масленица!