Наталья Шишкова
Открытое занятие «Тайный мир пчел»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие
Цель: Расширить знание детей о пчёлах (поведении, месте обитания, практической ценности)
Задачи: - Закрепить знания о пчеле.
- Дать детям представление о разных видах мёда, бортничестве.
- Воспитывать у детей уважение и восхищение мастерством маленькой пчёлки.
Методические приё мы: загадывание загадок, беседа, вопросы детям, показ предметов.
Предварительная работа: изучение жизни пчелиной семьи, разучивание стихов, песен о пчеле, мёде, узнать у родителей, какой они покупают мёд, как лечат мёдом людей, какие блюда готовят.
Публикация «Открытое занятие „Тайный мир пчел“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Открытые занятия. Конспекты
- Пчела и мед. Конспекты занятий
- Пчела. Все о пчёлах для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
Материалы и оборудование: макет улья, фотографии с изображением пчел, соты с мёдом и без мёда, мёд, прополис, средства на основе прополиса и мёда, восковые свечи.
Ход занятия:
Воспитатель: Чтобы узнать, о чём мы будем говорить сегодня, попробуйте отгадать загадку.
Домовитая хозяйка,
Пролетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком
Дети: Пчела.
Воспитатель: Правильно. Ребята сегодня я приглашаю вас на
Выставку мёда и продуктов пчеловодства.
На нашей выставке представлены разные виды мёда
Воспитатель: Вот липовый мёд. Он светлый, почти белого цвета.
- Как вы думаете, почему этот мёд назвали липовым?
Ответы детей: Пчёлы собирали нектар с цветков липы. А цветки липы светло – желтого цвета.
Когда липа цветёт – она пахнет мёдом.
Ребё нок читает: На цветы она садится,
Не устав с утра трудиться.
Людям воск и мёд дала
Беспокойная пчела.
Воспитатель: А вот этот мёд – ярко – коричневого цвета. Послушайте, что расскажет нам Пчёлка
Воспитатель и «Пчёлка» читают:
- Где ты была?
- Тут и там.
- Где летала?
- По цветам.
- Что домой принесла?
- Мёд, - ответила пчела. (Г. Сапгир)
Воспитатель: Ребята, вы догадались, как называется такой мёд?
Дети: Цветочный
Воспитатель: Почему цветочный?
Ответы детей: такой мед получается от нектара разных луговых цветов
Воспитатель: Посмотрите – это гречишный мёд. Он очень тёмный. Почему он так называется?
Ответы детей: Пчёлы собирали его с цветков гречихи.
Воспитатель: Молодцы. Все вы любите гречневую кашу, а она, как мы знаем темно коричневого цвета – поэтому и мёд такой темный.
Показать детям картинку улья.
Воспитатель: Посмотрите, что это? Какое отношение имеет к меду и пчелам?
Ответы детей
Воспитатель: Это пчелиный дом – улей. В каждом улье живёт большая дружная пчелиная семья. В ней есть королева – самая главная – она мама и много – много рабочих пчел и трутней. В пчелиной семье есть самые смелые пчёлы – разведчицы. Ранним утром они отправляются на поиски медовых трав, полян, желтеющих одуванчиками, лугов с огромными цветами.
«Разведчицы» возвращаются в родной улей и рассказывают другим пчелам, какие они нашли цветы, и какой дорогой до них лететь.
Воспитатель: Как же они понимают друг друга, не умея разговаривать? Как вы думаете?
Ответы детей
Воспитатель: А разговаривают они с помощью танца и запахов. Пчела находит в поле нектар,пыльцу, вернувшись своим танцем «рассказывает» другим пчё лам сколько там корма: много или мало, далеко надо лететь или близко. Пчёлы, танцуя, делают круги маленькие, если корма мало, и большие, если много. А по запаху определяют, какой цветок нужно искать.
Воспитатель: Цветы, с которых пчёлы собирают нектар, называются медоносными.
Воспитатель: Какие медоносные растения вы знаете?
Дети: клевер, гречиха, одуванчик, цветущие липа, яблоня.
Физкультминутка.
Воспитатель: Давайте превратимся в маленьких пчёлок, и будем летать от цветка к цветку под эту чудесную музыку. А когда она остановится, каждый сядет на свой цветок
(Под «Вальс цветов» П. И. Чайковского дети с маленькими цветочками в руках произвольно танцуют. После остановки они подходят к своему цветку)
Воспитатель: Полетали мы с вами – нектар набрали, а куда нам его сложить? А для этого ребята в ульях есть вот такие рамки с сотами. Соты сделаны пчёлами из воска. В них они складывают мёд, как в стаканчики.
Вот если этот небольшой кусочек тёмно – жёлтого цвета погреть в ладонях, он станет мягким, как пластилин и из него можно что-нибудь слепить. Например, свечки красивые, восковые фигуры и разные предметы. (Предметы показывает)
Воспитатель: А ещё, в улье есть прополис. (Показывает)Это строительный материал – пчёлы им заделывают, замазывают все щели, углубления и дырки в ульях, чтоб зимой было тепло.
А учёные выяснили, что прополис лечит некоторые болезни людей. Например:
- мазь с прополисом лечит больные суставы, ушибы;
- зубная паста с прополисом лечит зубы и дёсны
- крем для рук с прополисом делает руки наших мам нежными и мягкими.
Прополис может вылечить ангину, бронхит, больной зуб.
Воспитатель: Видите, как много полезных продуктов дают нам пчёлы.
Воспитатель: Вот она какая, славная труженица и кормилица пчела! Для того, кто заболел – мёд первое лекарство. Какое лекарство вам готовят с мёдом во время болезни?
Дети: Молоко с мёдом.
Воспитатель: А как называют человека, который разводит пчёл, заботится о них?
Дети: Пчеловод.
Воспитатель: Правильно. Пчеловод разводит пчёл и ухаживает за ними в своём хозяйстве, на пасеке. А бывают пчёлы, которых никто не разводит и никто за ними не ухаживает. Такие пчёлы называются дикими. Вспомните, в каких мультфильмах встречаются дикие пчёлы.
Воспитатель: Правильно, в «Маугли», в мультфильме о Винни-Пухе. Такие пчёлы живут также большими семьями в дуплах деревьев, в скалах. Мёд диких пчёл люди тоже собирают. Добывание мёда диких пчёл называется бортничество, человека, который собирает мёд диких пчел, называют бортник.
Воспитатель: В нашей республике мёд является одним из главных богатств. Почётным гостям всегда дарят гостинец бочонок башкирского мёда.
Воспитатель: Вспомним пословицы о пчеле? «Пчёлка маленькая, да мёд её сладок»
«У кого пчела, тому и жизнь весела»
Воспитатель: Молодцы, ребята. Мы сегодня узнали много нового о пчё лах: о том, где и как она живет, кто о ней заботиться, какую пользу она приносит людям.
Воспитатель: Вам понравилось сегодняшнее занятие? Вспомним, о чём мы сегодня говорили
- Куда складывают мёд пчелы?
- Какой бывает мёд?
- Где живут пчёлы?
- Какие бывают пчёлы?
- Как называют человека, который заботится о пчёлах?
- Как называют человека, который добывает мёд диких пчёл?
- А какие блюда готовят из мёда?
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы сегодня хорошо поработали. Спасибо за работу.