Елена Мельник
Конспект открытого занятия по рисованию в подготовительной группе «Эта сказочная гжель»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие в подготовительной группе по рисованию
Тема: «Эта сказочная гжель»
Цель: Освоение простых элементов гжельской росписи
Задачи:
Образовательные:
Закрепить представления детей об отдельных видах народных промыслов: хохломской, дымковской, городецкой.
Развивающие:
Развивать умение создавать простые изображения
Публикация «Конспект открытого занятия по рисованию в подготовительной группе „Эта сказочная гжель“» размещена в разделах
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Гжель. Рисование
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Темочки
Воспитательные:
Воспитывать любовь к народному творчеству.
Оборудование и материалы: презентация русского народного промысла, иллюстрации элементов гжельской росписи, изделия, украшенные гжельской росписью, гуашь синяя, белая, кисточки разных размеров, вода, салфетки, палитры, трафареты посуды.
Предварительная работа: Просмотр презентации «Гжельские мастера» Рассматривание иллюстраций промысла Гжели, рассматривание посуды, игрушек, альбома «Удивительная Гжель»
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня я приглашаю вас посетить фото выставку народно – прикладного искусства.
(Звучит легкая музыка. Дети входят в зал, садятся на ковер)
Воспитатель: Люди на Руси очень ценили красоту, которую создала природа: деревья, солнце, цветы, листья. Позже человек стал создавать такую красоту вокруг своими руками. Это были различные шкатулки, игрушки, посуда украшенные разной росписью. Сначала люди такую красоту делали для себя и своей семьи, а позже выставляли на различных музеях, выставках, ярмарках. Многие предметы и игрушки вам знакомы, давайте посмотрим.
Показ презентации «Народные промыслы»
Слайд 1
- Ребята, какой росписью расписаны эти предметы? (Городецкая роспись)
Роспись выполняется прямо на деревянной основе желтым, красным, черным цветами. Городецкие мастера изображают растительный орнамент и сказочных персонажей. Главное в росписи - наметить расположение рисунка, например, цветов. Также изображаются мелкие – веточки, листочки
Слайд 2
- Ребята, а эти предметы какой росписью расписаны? (Хохломская роспись). Хохлома – это декоративная роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным (а также, изредка, зелёным) цветом по золотистому фону.
Слайд 3.
Обратите внимание на эти игрушки, они сделаны из глины. А какой росписью они расписаны? (Дымка). Правильно, это дымковская роспись. Это сочетание кругов, волнистых линий и зигзагов. Обязательно используются клетки, точки и пятна.
Слайд 4
- А это что же за красота такая? (Гжель) О ней мы и будем сегодня говорить, узнаем, где она родилась, для чего служит, какие предметы расписывают этой росписью.
Есть легенда в которой говорится о том, что несколько сотен лет тому назад недалеко от старинного города Москвы тянулись дремучие леса, и среди лесов, на берегу реки стояла деревня.
Жил в той деревне бедный крестьянин. Он был настолько беден, что даже еду купить ему было не на что.
Пошел крестьянин к реке, сел на берегу и стал горевать. Вдруг случайно в земле, он увидел что-то белое, разглядев получше, он понял, что это белая глина. Набрав необходимое количество глины, старик отправился домой. Вылепил он из глины посуду, обжог ее в печи и продал на базаре. Так и жил крестьянин, лепил посуду и продавал ее. Его даже в округе стали называть Гжельским мастером, гжельским от слова «жечь». Через некоторое время белая посуда наскучила людям и ее перестали покупать. Опять старик остался без денег. Пошел он снова к реке, сел на берег и стал горевать. И тут он увидел, как в синей реке отражаются белые облака, и в отражении они приобретают голубой цвет, а если присмотреться, то можно увидеть в каждом облаке свой сине – голубой узор. Вот и задумал он перенести эту синеву на белый фарфор.
Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо – сказочная гжель». Даже деревню стали Гжелью называть, в честь Гжельского мастера. На весь мир прославил гжельский мастер свой любимый край.
Деревня со временем переросла в городок, а название сохранилось. И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитого мастера, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.
Воспитатель: -Вот такая интересная история произошла с жителем небольшой деревеньки.
А теперь посмотрите вот сюда. Как вы заметили уже, у нас есть небольшая фотовыставка посуды.
(дети рассматривают иллюстрации посуды, расписанную Гжельской росписью, а также отдельные элементы Гжельской росписи)
Скажите пожалуйста какие мастера расписали эту посуду? И как называется роспись на ней? (. Мастера города Гжель. Гжельская роспись)
Воспитатель: - А какой узор изображен на изделии? (Точки, штрихи, линии прямые и волнистые, цветы, капельки, сеточки)
Воспитатель: - А каким цветом изображен узор? (Голубым, синим, белым).
Воспитатель: Ребята, а самый любимый узор у мастеров — это Гжельская роза.
Ребята, а давайте с вами сейчас разомнемся и покажем какая бывает посуда.
Физкультминутка «Посуда».
Вот большой стеклянный чайник (надуть живот, одна рука на поясе)
Очень важный как начальник (Другая рука изогнута, как носик)
Вот фарфоровые чашки (Приседать, одна рука на поясе)
Очень хрупкие бедняжки,
Вот фарфоровые блюдца (Кружиться, рисуя круг руками)
Только стукни разобьются.
Вот серебряные ложки, (Потянуться, руки сомкнуть над головой)
Вот пластмассовый поднос –
Он посуду нам принес. (Сделать большой круг)
Воспитатель: Ребята, во время выставки посуды на ярмарке, некоторые изделия попали под дождь и узоры все смылись. Как мы можем помочь мастерам? (Раскрасить самим посуду)
Воспитатель: - а сейчас я приглашаю вас к столу и попробовать вас быть настоящими Гжельскими мастерами. У вас есть все необходимое для работы. Здесь шаблоны посуды без рисунка. А кто немного подзабыл как можно расписать посуду, вы можете подойти к изделиям и посмотреть. Атак же перед вами есть отдельные элементы росписи. (На доске отдельно вывешиваются элементы Гжельской росписи)
(Дети садятся за столы и приступают к росписи. Звучит тихая, спокойная музыка)
Воспитатель: - Ребята, какая у вас получилась замечательная посуда!
Скажите пожалуйста, какой росписью мы расписали посуду? (Гжельской росписью)
-Что нового вы сегодня узнали, и что больше всего вам заполнилось? (ответы детей)
-А теперь я предлагаю вам сделать выставку нашей посуды.
(Дети вывешивают работы и приглашают гостей на выставку)