Открытый урок в 11 классе «Образ бала в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Ольга Гаврилова
Открытый урок в 11 классе «Образ бала в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

МБОУ АРБАТСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО

ЛИТЕРАТУРЕ

11 КЛАСС

ОБРАЗ БАЛА

В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»

УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

ГАВРИЛОВА ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА

2009 ГОД

Образ бала в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита". Подготовка к сочинению на уроке литературы в 11-м классе

Цели урока:

1. Развивать навыки анализа эпизода художественного произведения. Продолжить работу над формированием монологического ответа. Прививать навыки самостоятельной оценки литературных произведений.

2. Углубить понятие «художественный образ».

3. Расширить литературный кругозор учащихся, вызвать у них интерес к источниковедческому аспекту в осмыслении содержания романа.

Предварительная подготовка к уроку:

1. Перечитать главы 22, 23, 24, 32.

2. Подготовить сообщения:

- Творческая история главы «Великий бал у Сатаны».

- Литературные прототипы Воланда.

- Прототипы гостей на великом бале у Сатаны (о каждом герое – отдельное сообщение).

- Анализ заключительного эпизода в сцене великого бала у Сатаны.

3. Конкурс рисунков учащихся к 23 главе романа.

4. Непосредственно перед уроком двум учащимся предлагаются индивидуальные карточки с заданиями:

- Соотнести произведения, где образ бала дан в романтической и реалистической традициях.

- В англо-русском и немецко-русском словарях найти переводы слов freedom и Frieden.

Ход урока.

I. Введение.

Во вступлении говорим о том, что на предыдущих занятиях учащиеся получили ключ к постижению «невозможного» романа «Мастер и Маргарита», что вместе мы уже определили направления поиска смысла и сейчас важный урок, цель которого – подготовиться к сочинению и … сделать новые открытия.

Записываем тему урока и определяем пути совместной работы (они могут быть представлены на доске):

1. Обсудить тему сочинения (заголовок, ее традиционность в русской литературе.

2. Повторить необходимые для раскрытия темы литературоведческие термины, углубить понятие «художественный образ».

3. Проанализировать эпизод «Великий бал у Сатаны».

4. Сделать выводы.

Для работы над литературоведческими понятиями выбираем 2-х экспертов.

В ходе обсуждения главы «Великий бал у Сатаны» они фиксируют термины, список которых прочитают в конце урока.

II. Обсуждение темы сочинения.

1. Заголовок.

В ходе обсуждения названия темы на доске и в тетрадях может получиться такая запись:

- О чем будете рассказывать?

- Каким называют этот бал? (23 глава называется «Великий бал у Сатаны», в 22-ой главе Коровьев говорит Маргарите, что его называют «весенним балом полнолуния или балом ста королей».)

- Какое место занимает 23-я глава в романе? (Она находится во второй части романа.)

- Какую композиционную роль играет этот эпизод? (Это кульминационный момент в жизни потусторонних сил.)

- Какую роль играют потусторонние силы в романе в плане повествования о трех мирах: древнем, современном и потустороннем? (Потусторонние силы в романе играют роль связующего звена между древним и современным мирами.)

- Найдите ключевое слово в заголовке. (Образ.)

- Вам необходимо не просто пересказать события майской ночи, а показать, какой образ бала создает М. Булгаков.

2. Углубление понятия «художественный образ».

В 7-ом классе, составляя тезисный план к вступительной статье учебника, мы говорили об отличии литературы от науки и запомнили, что образность – свойство искусства вообще, воспроизведение жизни в образе, в конкретно-чувственной форме, или, говоря словами Чернышевского, в «формах самой жизни», а не «в формах мысли», не в понятиях. Художественный образ двойствен по природе. С одной стороны, он должен давать представление об отражаемой действительности, даже если произведение не реалистическое. Мы становимся на точку зрения автора и условно «верим» в его персонажи. Иначе мы эту художественную реальность (например, далекое прошлое или фантастический мир) не сможем воспринимать как настоящее, разворачивающееся перед нами действие. Но, с другой стороны, мы видим, что это все-таки не сама жизнь, что это искусно сделано автором.

Именно емкая образность позволяет литературной классике отражать весь мир, как в капле воды; решать огромные социально-исторические и непреходящие общечеловеческие проблемы.

Следовательно, образность литературы состоит не в отдельных приемах, а в подчиненности каждого слова, каждого элемента произведения некой сверхзадаче, направленной на эстетическое освоение всего богатства мира.

- Определите теперь, какова должна быть цель, идея вашего сочинения?

(Увидеть, как в малой капле – эпизоде, отдельной главе – отражается художественный мир автора; показать, как в анализируемом эпизоде преломляются основные темы всего произведения, какие нравственные проблемы решаются автором.)

3. О традиционности образа бала в русской литературе.

- Посмотрим, насколько традиционным был в русской литературе образ бала. Слушаем ответ ученика, выполнившего индивидуальное задание по карточке (см. Приложение 1.).

4. Сообщение ученика о творческой истории создания сцены бала (см. Приложение 2.)

III. Анализ эпизода романа – 23-ей главы «Великий бал у Сатаны».

1. Определим хронотоп этого эпизода.

- Где происходит великий бал? (В «нехорошей квартире» №50 по улице Садовой 302-бис.)

- Для того чтобы описать столь грандиозный бал, потребовалось раздвинуть пространство обыкновенной московской квартиры до сверхъестественных размеров. И, как объясняет Коровьев, «тем, кто хорошо знаком с пятым измерением, ничего не стоит раздвинуть помещение до желательных пределов». [1.- Т. 3. – С. 312.]

Здесь стоит вспомнить уэллсовского «Человека-невидимку», где Гриффин так излагает свою идею, позволившую ему достичь невидимости: «Я нашел общий закон пигментов и преломлений света формулу, геометрическое выражение, включающее четыре измерения. Дураки, обыкновенные люди, даже обыкновенные математики и не подозревают, какое значение может иметь для изучающего молекулярную физику какое-нибудь общее выражение». Булгаков пародирует английского фантаста, увеличив число измерений до пяти и получив тем самым возможность видеть невидимое при нормальных условиях: гигантские залы, в которых происходит бал, помещаются в бывшей квартире Берлиоза.

- Покажите, до каких пределов раздвинута бывшая квартира Берлиоза.

- Когда начинается действие в 23-ей главе? («Полночь приближалась», «до полуночи не более десяти секунд».)

2. Чьими глазами показан бал? (Маргариты.)

- Не случайно описание бала и прочих событий той ночи отсутствует в материалах следствия. Ведь возлюбленная Мастера – единственный человек, кто мог бы подробно рассказать об этом, но она бесследно исчезла.

- Обратимся к действующим лицам. Прошу записывать имя каждого и отмечать, с какой темой, проблемой связан литературный герой. Консультанты будут рассказывать о прототипах персонажей.

3. Беседа о Воланде.

- Кто устраивает великий бал?

- Кратко охарактеризуйте его.

Сообщение ученика (см. Приложение 3).

- В каком виде предстает Воланд на балу?

(«Тогда Маргарита опять увидела Воланда… Поразило Маргариту то, что Воланд вышел в этот последний выход на балу в том самом виде, в каком он был в спальне. Все та же грязная заплатанная сорочка висела на его плечах, ноги были в стоптанных ночных туфлях. Воланд был со шпагой, но этой обнаженной шпагой он пользовался как тростью, опираясь на нее. Прихрамывая, Воланд остановился возле своего возвышения…». [1.-Т. 3. – С. 341.])

- Есть ли ирония автора по поводу такого затрапезного вида Воланда? (Нет.)

- Сатана не вызывает улыбки. Более того, авторская ирония не касается Воланда ни разу. Почему? Обратитесь к эпиграфу романа.

- Можно рассказать учащимся о Воланде в разных редакциях романа (см. Приложение 4).

- Почему Булгакову понадобился Воланд «величественный и царственный», близкий литературной традиции Гете, Лермонтова и Байрона, живописи Врубеля, каким мы находим Воланда в окончательном тексте романа?

(Это связано с философским замыслом романа. Воланд олицетворяет вечность. Он – то вечно существующее зло, которое необходимо для существования добра.)

4. Беседа о Маргарите.

- Мы уже отметили, что потусторонний мир во 2-ой части романа показан как бы глазами Маргариты. Какую роль она играет на бале? (Маргарита – королева бала, она невеста Дьявола.)

- Что вы можете сказать о прототипах этого образа? (Булгаков сохранил в своем романе имя героини Гете, но его Маргарита имеет и реальный прототип. Им послужила Елена Сергеевна Шиловская, ставшая третьей женой Михаила Афанасьевича. Писатель делал выписки о Маргарите Валуа, известной своей страстностью, и о Маргарите Наваррской – обе исторические Маргариты, как отмечается в словаре Брокгауза и Эфрона, покровительствовали писателям и поэтам. С 1934 г. образ Мастера становится центральным в романе, рядом с ним – обобщенный поэтический образ женщины, которая любит.)

- Почему именно Маргарита подошла на роль хозяйки бала? (В 22-ой главе Коровьев объясняет Маргарите причины выбора в королевы именно ее: «Установилась традиция…». [1 .-Т. 3. – С. 314-315.])

- Итак, «полночь приближалась, пришлось спешить». Маргариту готовят к балу. «Откуда-то явился Коровьев и повесил на грудь Маргариты…». [1.- Т. 3. – С. 326.] Находим в тексте, что он повесил ей на грудь. («Откуда-то явился Коровьев и повесил на грудь Маргариты тяжелое в овальной раме изображение черного пуделя на тяжелой цепи».)

- Что произошло? Почему? (Коровьев и Бегемот стали относиться к ней с почтительностью. Изображение черного пуделя – это символ власти зла. У Воланда была «трость с черным набалдашником в виде головы пуделя». [1.- Т. 3. – С. 9.])

- Как в литературоведении называется эта маленькая «говорящая» подробность? (Художественная деталь.)

- На одном из уроков предметом нашего внимания была история Мастера и Маргариты, но тема любви в более широком философском смысле звучит с начала 23-ей главы.

(Учащиеся находят в тексте романа совет Коровьева Маргарите перед началом бала: «Разрешите, королева, вам дать последний совет. Среди гостей будут различные, ох, очень различные, но никому, королева Марго, никакого преимущества! Если кто-нибудь и не понравиться… я понимаю, что вы, конечно, не выразите этого на своем лице… Нет, нет, нельзя подумать об этом! Заметит, заметит в то же мгновение! Нужно полюбить его, полюбить, королева! Сторицей будет вознаграждена за это хозяйка бала. И еще: не пропустить никого! Хоть улыбочку, если не будет времени бросить слово, хоть малюсенький поворот головы. Все, что угодно, но только не невнимание. От этого они захиреют…». [1.-Т. 3. – С. 327.])

- Кроме темы Любви, с образом Маргариты связана и другая основная тема романа. Сформулируйте ее после предложенных исходных данных. Cм. <Рисунок 1>

Воланд устраивает великий бал, и ему нужна хозяйка бала. Находится Маргарита, которая ради спасения Мастера готова продать душу Дьяволу. Она становится его невестой, но любит она Мастера.

- Какое чувство она испытывает перед Мастером? (Чувство вины.)

- Что она совершает в нравственном смысле? (Измену.)

- Это преступление, за которое неизбежно что? (Расплата.)

- Какую основную тему можно сформулировать? (Тема вины и расплаты, преступления и наказания.)

IV. Характеристика гостей бала.

- Давайте посмотрим, как эта тема всего романа – тема вины и расплаты – преломляется в сцене бала. Всех гостей бала можно условно разделить на мнимых и истинных отравителей, великих злодеев и особое положение в главе занимает эпизод с Фридой.

Схема представлена на доске. Cм. <Рисунок 2>

1. Характеристика гостей – мужчин, мнимых отравителей, на великом бале у Сатаны.

- Кто появляется первым? («Господин Жак с супругой».)

Сообщение ученика (см. Приложение 5).

- Как видим, Кер был не столь уж зловещей фигурой, обвинения против него так и остались недоказанными и были порождены наветами его именитых должников. Исторический Жак ла Кер умер своей смертью, а булгаковский персонаж был казнен на виселице.

- Почему? (Есть реальное преступление – должно быть и реальное наказание.)

- Какую роль играет первый гость? Прочтем, как он появляется, как реагирует Маргарита, и поймем, какова цель автора. (И своей выдумкой казни Жака, и этой жуткой сценой появления первых гостей автор добивается нагнетания атмосферы в начале бального съезда. Маргарита поражена жутким зрелищем, но постепенно привыкает к нему.)

- Кто следующий из гостей мужчин - мнимых отравителей? («В это время внизу из камина появился безголовый, с оторванною рукою скелет, ударился оземь и превратился в мужчину во фраке… По лестнице поднимался вверх бегом одинокий фрачник.

- Граф Роберт, - шепнул Маргарите Коровьев, - по-прежнему интересен. Обратите внимание, как смешно, королева, - обратный случай: этот был любовником королевы и отравил свою жену». [Т. 3. – С. 331-332.])

Сообщение ученика (см. Приложение 6).

- Булгаков в своей трактовке этого образа пошел вслед за В. Скоттом. Он казнит графа, следуя принципу: если преступление в романе - действительное, то за него следует справедливое воздаяние. Характерно, что на балу Лейчестер появляется в одиночестве, поскольку его любовница королева к преступлению не причастна.

- Какой еще чародей и алхимик был повешен? («Королева, секунду внимания: император Рудольф, чародей и алхимик… Еще алхимик, - повешен». [Т. 3. – С. 336.])

Сообщение ученика (см. Приложение 7).

- Ряд мнимых отравителей на балу завершает «кто-то новенький». Чувствуете в этом ироническом «кто-то новенький» какой-то зловещий намек, недомолвку?

Сообщение ученика (см. Приложение 8).

- На балу оказался еще один участник процесса «правотроцкистского блока». Его прототип Бухарин. Кто это? («Нижний жилец» Николай Иванович.)

Сообщение ученика (см. Приложение 9).

- Как видите, этот герой связан с основной темой романа – темой искусства.

2. Характеристика гостей – женщин, истинных отравительниц.

Вернемся к нашим отравителям. Все мнимые отравители на балу – мужчины. Но перед Маргаритой проходят и истинные отравители, вернее, отравительницы, поскольку все они – женщины.

Сообщение ученика (см. Приложение 10).

V. Анализ эпизода, условно называемого «Фрида».

1. В сцене бала образ Фриды занимает особое положение. Само это имя вызывает множество ассоциаций.

Ответ ученика, работавшего до урока с англо-русским и немецко-русским словарями.

Слово «Фрида» близко и к английскому, означающему «свобода», и к немецкому, которое переводится как «мир», «покой».

Таким образом, имя Фриды косвенно оказывается в связи с важнейшими темами романа – темой Свободы и с темой, развиваемой в заключительных главах романа, – темой Покоя. Также оно связано с темой вины и расплаты. Расскажите о Фриде. Кто она такая? Почему оказалась на балу у Сатаны? Как решается ее судьба после бала?

2. Монологический ответ учащегося с использованием текста.

3. Сообщение ученика о прототипах Фриды (см. Приложение 11).

- Как решается судьба Фриды уже после бала? (Глава 24: Фриде даруется милосердие).

- Чтение эпизода прощения Фриды.

- Кто прощает Фриду? Сатана – символ зла или Бог – символ добра?

(Человек прощает человека, как и в эпизоде, когда Мастер прощает Пилата.)

- Почему из всех гостей – отравителей, злодеев – прощение даруется только Фриде?

(Она и при жизни испытывала муки совести. 30 лет в потустороннем мире каждый день камеристка подкладывала ей платок, которым она задушила младенца. Следовательно, за свою вину Фрида расплатилась сполна. Она заслужила Свободу и Покой именно потому, что мучилась и в земной жизни.)

- Теперь сделаем вывод-предположение о связи образа Маргариты с чередой гостей на балу в тематическом смысле вины и расплаты.

Согласитесь: то, что перед Маргаритой проходит вереница злодеев, убийц, отравительниц, вперемешку с распутницами и своднями, не случайно.

Дополнительные вопросы:

1) Как сама Маргарита оценивает свою вину перед Мастером?

2) Почему на балу перед ней проходит так много отравителей и отравительниц?

3) Кем будут отравлены Мастер и Маргарита в дальнейшем?

4) Какую возможность оставляет Булгаков для думающего читателя?

5) Зачем Воланд знакомит Маргариту со знаменитыми злодеями и распутницами?

6) Какую альтернативу прочтения дарит автор: где происходит бал и все события, связанные с ним?

Предполагаемые ответы (см. Приложение 12).

- Каким эпизодом заканчивается великий бал у Сатаны? («Воланд остановился возле своего возвышения, и сейчас же Азазелло оказался перед ним с блюдом в руках, и на этом блюде Маргарита увидела отрезанную голову человека с выбитыми передними зубами». [Т. 3. – С. 341.] Это голова Михаила Александровича Берлиоза.)

- Почему так жестоко Воланд обходится с Берлиозом?

Сообщение ученика (см. Приложение 13).

- Какой тезис, дающий человеческой жизни духовный свет, пронизывает и весь роман в целом? («Каждому будет дано по его вере».)

В художественном мире Булгакова «каждому дано по его вере». Берлиоз – это человек без фантазии, он лишен воображения и способности воспринимать чужую точку зрения, он ни во что, кроме своей догмы, не верит, он получает «по своей вере» - небытие.

Примечательно, что в произведении Воланд почти дословно повторяет слова Христа, приведенные евангелистом Матфеем: «По вере вашей да будет вам». Дьявол цитирует Иисуса… Это уже говорит о том, что в романе Булгакова они не антагонисты, они составляют ту гармонию мироздания, в которой есть место тьме и свету.

V. Итоги анализа эпизода «Великий бал у Сатаны».

1) Как преломляется в данном эпизоде тема вины и расплаты?

(- По Булгакову, если преступление действительное, а не мнимое, то за него следует справедливое воздаяние.

- Если человек и при жизни испытывает муки совести, он заслуживает прощения.

- Мастеру и Маргарите Булгаков оставляет альтернативу: отравление ядом мнимое – в конце концов, они оказываются не в мире Зла (в аду, им дарован Покой.

- Значит, каждому будет дано по его вере.)

2) Вот таким же образом, отталкиваясь от прототипов героев, вы можете рассмотреть, как преломляются в данном эпизоде основные темы романа: тема Добра и Зла, тема Любви, тема Творчества, тема Художника, тема Света и Покоя. В этом вам поможет книга:

Соколов Б. В. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: Очерки творческой истории. – М.: Наука, 1991.

3) А теперь выслушаем экспертов. Какие литературоведческие понятия вы записали?

(Эпизод, композиция, кульминационный момент, художественный образ, образность, ассоциация, портрет, гротеск, традиция, пародия, фантастика, прототип, эпиграф, авторская ирония, юмор, сатира, олицетворение, символ, художественная деталь.)

VI. Домашнее задание: написать сочинение на тему «Образ бала в романе М. А. Булгакова».

Список использованной литературы:

1. Булгаков М. А. Сочинения: в 3-х т. Т. 3. Мастер и Маргарита. Роман. Письма. – Екатеринбург: У-Фактория, 2002.

2. Маранцман В. Г. Изучение литературы в 9-ом классе. Метод. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1992.

3. Современный словарь-справочник по литературе / Сост. и науч. ред. С. И. Кормилов. - М.:Олимп; ООО АСТ, 1999 .

4. Соколов Б. В. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: Очерки творческой истории. - М.:Наука, 1991.

5. Чеботарева В. А. Прототип булгаковской Маргариты. // Лит. Азербайджан. -1998.- №2. – С. 117

Публикации по теме:

Открытый урок-исследование по физике в 7 классе по теме «Атмосферное давление» Цель урока: закрепить знания об атмосферном давлении, научить видеть проявление законов в простых опытах. Задачи урока: Образовательные:.

Открытый урок по литературе в 7 классе по рассказу Платонова «Юшка» «Я тоже, всему свету нужен…» - открытый урок по литературе в 7 классе. Учитель: Стучкова Лариса Александровна Предмет: литература Класс:.

Открытый урок по литературному чтению на конкурс «Учитель года-2018» на тему «И. А. Крылов «Мартышка и очки» в 3 классе ТЕМА: И. А. Крылов «Мартышка и очки» ЦЕЛЬ: формирование образовательных компетенций через работу над басней; выявить приём И. А. Крылова для.

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Обучение грамоте
  • День семьи
Автор публикации:
Открытый урок в 11 классе «Образ бала в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Опубликовано: 22 октября 2018 в 02:19
+37Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет об экологической акции «Синичкин день»
Несколько лет назад в России появился еще один экологический праздник – Синичкин день. Он создан по инициативе Союза охраны птиц России и отмечается 12...
Развитие математических способностей у детей 5 лет, фотоотчет
Дать ребенку понятие о том, что такое "цифра" и что с ней делать? всегда не просто, поделюсь своими играми на развитие математического мышления....
Отчет о проведении тематического дня посвященного теме «Меры времени»
Отчет о проведении тематического дня посвященного теме «Меры времени» Подготовила: воспитатель Облова Е И. Как известно, дети очень часто путаются во...
План по сотрудничеству с семьей в старшей группе
План по сотрудничеству с семьей в старшей группе Актуальность План работы с родителями был разработан с учетом опыта общения с детьми и призван помочь...
Рабочая программа кружка дополнительного образования в средней группе по аппликации...
Пояснительная записка Ребенок узнает мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства,...