Жирнова Елизавета
Открытый урок по литературному чтению во 2 классе «Сказочная страна»
▼ Скачать + Заказать документы
Литературное чтение. 2. класс. Сказочная страна.
Жирнова ЕлизаветаВасильевна
учитель начальных классов, МБОУ «СОШ№33» г. Чебоксары
Тема урока : Народные сказки. Виды сказок. Русская народная сказка «Лиса и скалочка».
Цель: прививать интерес к сказкам и литературе в целом; развивать познавательную активность детей, образное мышление, речь, память; прививать навыки коммуникативного общения.
Публикация «Открытый урок по литературному чтению во 2 классе „Сказочная страна“» размещена в разделах
- Литературное чтение
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Оборудование: компьютер, слайды, карточки с заданием, волшебный сундучок, волшебная палочка, магнитофон.
План урока.
1. Ознакомление с темой урока.
2. Работа по теме урока.
3. Свободное общение.
4. Физкультурная пауза.
5. Работа по книге. Чтение сказки.
6. Работа со слайдами. Работа над иллюстрациями сказки «Лиса и скалочка».
7. Работа по карточкам – пословицам.
8. Закрепление материала.
9. Задание на дом.
10. Игра «Волшебная палочка».
Ход урока.
1. Ознакомление с темой урока.
На доске записаны слова: Сказать, рассказ, пересказ, сказка, подсказка, высказать.
- Что можете сказать об этих словах? (у них общая часть сказ).
- Выберите слово, которое можно было бы использовать на уроке. (Сказка).
- Еще какие слова возьмем на урок? (Рассказ, пересказ, высказать, сказать).
- А подсказка берем? (Нет).
- Правильно, подсказывать на уроке не будем, а будем правильно поднимать руки.
2. Работа по теме урока. - Сегодня мы с вами совершим интересное, увлекательное путешествие в сказку. Сказка родилась давно, прежде, чем человек научился читать и писать. Сказки сочиняли народные мечтатели и рассказывали их родным и друзьям, а те передавали сказку дальше, и шагала она по свету из уст в уста, яркая, умная, веселая. Не раз перед сном рассказывали вам сказки мамы и папы, бабушки и дедушки. А вы, когда подрастете, повзрослеете, будете рассказывать сказки своим детям?
(Волшебный сундук).
- Любите ли вы сказки так, как люблю их я?. Сейчас мы это узнаем. Внимание ребята, начинаем увлекательное путешествие по дорогам сказки. Закройте глаза. (Дети закрывают глаза. Когда открывают, перед ними оказывается волшебный сундук).
- Что это?
- Это волшебный сундук.
- Что же в этом сундуке, хотите узнать?
(Учитель достает из сундука вопросы, по теме «Сказки»)
Игра «Угадай, из какой сказки?».
Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собирали по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа. (Л. Н. Толстой)
Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок! (А. С. Пушкин).
Закончи сказочные фразы.
• В некотором царстве …
• По щучьему велению …
• Скоро сказка сказывается …
• Несет меня лиса …
• И я там был, мед – пиво пил, …
Диалог между учителем и учащимися.
1 ученик: Учитель, а Вы нам сегодня сказку расскажете?
Учитель: А какую вы хотите сказку?
2 ученик: А разве сказки бывают разные?
Учитель: Есть сказки волшебные. Они все могут. Превратить лебедя в девицу, построить серебряный дворец, превратить лягушку в царевну, молодца в комара.
3 ученик: А есть еще сказки про зверей.
Учитель: Правильно. Но в них нет волшебных превращений.
4 ученик: Но эти сказки очень забавные. В них медведь добродушный, заяц трусливый, лиса хитрая, волк злой.
Учитель: а еще есть сказки про мужиков, солдат, сирот. Это все бытовые сказки. 5 ученик: А почему Александр Сергеевич Пушкин говорит: Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок?
Учитель: Сказка – ложь оказывается самой прекрасной правдой. Она учит нас добру и справедливости. Учит противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Учит понимать чужую беду.
6 ученик: Читая сказки, я тоже понял, что они помогают быть добрее.
Закрепление. Виды сказок.
(Сказки : волшебные, о животных, бытовые, богатырские).
Словарная работа: волшебные – асамла
быт – йала
богатырь – улап
3. Свободное общение. Рассказывание сказки учителем. - Я вам обещала рассказать сказку. Так вот слушайте.
Сказка.
Жили в одном волшебном лесу разные звери. Жили там вороны, которые летали целый день и каркали себе на здоровье. Как кричат вороны?
- Кар – кар!
А как они летают? Давайте расставим руки в стороны и помашем ими. Жили там собаки, которые лаяли. Ребята, как собаки лают?
- Гав – гав!
Жили там поросята, которые что делали? Хрюкали! А как поросята хрюкают?
- Хрю – хрю!
Жили в волшебном лесу утки, которые крякали и на поляне танцевали свой любимый танец маленьких утят знаете этот танец?
4. (Проводится физкультминутка под музыку).
Жили в этом волшебном лесу разные звери, которые вы могли видеть в зоопарке или на картинках в книжках. Каких зверей вы знаете? 9 Дети называют).
Молодцы, ребята! Как много вы знаете! Лес этот был волшебный и поэтому все звери,
даже хищные были добрые и дружили друг с другом.
5. Русская народная сказка «Лиса и скалочка».
Учебник Парус, стр. 99.
Словарная работа.
Скалочка – йетер.
а) чтение по частям;
б) ответы на вопросы;
в) чтение по ролям;
г) вставь нужные слова (стр. 100);
д) восстанови правильный ряд (стр. 100);
6Иллюстрация сказки «Лиса и скалочка».
Коллективный пересказ прочитанного по фрагментам.
7. Работа над пословицами (раздаточный материал).
Задание: из трех пословиц выбрать одну по теме.
Например: Дома стены помогают.
Ходила лиса курят красть, да попала в пасть.
Москва – всем городам мать. и т. д.
( Пословицы по теме: Ходила лиса курят красть, да попала в пасть.
Ехала кума неведомо куда.
Вранье не введет в добро.
Чужая душа – потемки.
Лисица – старая льстица.
Лиса и во сне кур видит.
Речи как мед, а дела как полынь.
На языке мед, а на сердце лед.
8. Закрепление материала.
Определить вид прочитанных сказок. («Сармандей», «Как подружились человек и собака», «Мышонок на прогулке», «Лиса и скалочка»).
9. Задание на дом.
Прочитать сказку «Крестьянин и медведь». Определить вид сказки.
10. Игра «Волшебная палочка».
Ребята, в волшебном сундучке лежит удивительная вещь. Давайте мы ее достанем. Это волшебная палочка. Эта палочка может исполнить ваше заветное желание. Для этого вы должны закрыть глаза, дать знак, что готовы свое желание нам высказать (можно потрясти пальцами рук). А мы подскажем, какие усилия ты должен приложить для того, чтобы твое желание исполнилось.