Светлана Морозова
«Откуда берутся снег и лед?» Конспект урока по развитию исследовательских умений
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
1) познакомить со свойствами снега и льда;
2) развивать творческие способности учащихся и познавательный интерес к учебной деятельности на основе наблюдения, сравнения, анализа, обобщения;
3) формировать адекватную самооценку, умение слушать товарищей, радоваться успехам;
4) учить применять полученные знания в новых условиях;
5) формировать экологическую культуру учащихся.
Тип: изучение нового материала на основе формирования практических умений.
Оборудование:
Публикация «„Откуда берутся снег и лед?“ Конспект урока по развитию исследовательских умений» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лед. Конспекты
- Снег и лед. Свойства, эксперименты, игры
- Снег. Конспекты
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
1) учебник А. А. Плешакова «Мир вокруг нас», I-й класс; рабочая тетрадь А. А. Плешакова к учебнику I-го класса «Мир вокруг нас»;
2) карточки со словами: снег, белый, непрозрачный, рыхлый, тает, лёд, бесцветный, прозрачный, хрупкий; рисунки-опоры.
3) стаканчики со снегом и льдом, молоток;
4) снежинки из бумаги;
5) рисунки: Муравьишка – Вопросик, Снеговик с конвертом загадок, Ветер– Ветродуй.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Вступительная беседа.
- Сегодня у нас на уроке гость (на доске прикрепляется рисунок Муравьишки – Вопросика).
По просьбе Муравьишки – Вопросика я расскажу удивительную историю, которая случилась с ним на зимних каникулах,
Когда наступили каникулы, Муравьишка – Вопросик, как обычно, задавал разные вопросы своим друзьям и знакомым. (Вывешивается «Цветок» вопросов; вопросы повторяются.)
3. Работа с новым материалом.
- С наступлением зимы у Муравьишки появились новые вопросы. Сначала он обращался к Мудрой Черепахе, но она немного простудилась и крепко спала под корягой, зарывшись в сухие листья. Он побежал со своими вопросами к друзьям. Те тоже не смогли помочь: им было некогда, ведь даже зимой трудовая жизнь в муравейнике не затихает.
Тогда Муравьишка – Вопросик оделся потеплее и потихоньку выбрался из муравейника. Осмотревшись по сторонам, он увидел, как изменилось всё вокруг с осени, и у него возник новый вопрос.
Подняв голову Муравьишка – Вопросик увидел что-то большое, не понятное. Оно смотрело на него не моргая глазками, и улыбалось.
«Извините, как вас зовут?»
«Отгадай загадку и узнаешь»
Меня не растили, из снега слепили.
Вместо носа – морковка,
Глаза – угольки, руки – сучки.
Холодный, большой – кто я такой?
(Снеговик)
- Кого встретил Муравьишка?
(На доску вывешивается изображение снеговика.)
- Снеговик тоже пришёл на урок и принёс загадки. Ответив на них, мы узнаем, что хотел спросить Муравьишка у Снеговика.
(Раскрывается конверт с загадками Снеговика.)
Одеяло белое не руками сделано.
Не ткалось и не кроилось.
С неба на землю свалилось. (Снег)
Рыбам зиму жить тепло,
Крыша – толстое стекло. (Лёд)
(Вывешиваются карточки «снег», «лёд»; ученики читают слова вслух)
«Скажите, пожалуйста, откуда берутся снег и лёд» - спросил Муравьишка – Вопросик.
Снеговик подумал и сказал : «Я знаю, кто поможет тебе ответить на это вопрос».
«Кто же, скажи скорей»,- не терпелось узнать Муравьишке.
«У меня есть друг Ветер – Ветродуй. Он тебе всё расскажет и подскажет, но ты должен быть смелым и внимательным».
-И вы, ребята, тоже будьте внимательны и, если будет нужна ваша помощь Муравьишке – Вопросику, поддержите его.
Снеговик свистнул потихоньку – подул слабый ветерок. Свистнул посильнее – поднялся сильный ветер, и началась пурга. Ветер подхватил Муравьишку и понёс его куда – то… Муравьишка – Вопросик сначало испугался, но, когда немного огляделся увидел, что он лежит на белой снежной перине.
Наблюдение.
- Какой снег? Рассмотрите снег в стаканчике. Какого он цвета?
(На доску вывешивается карточка «белый».)
- Муравьишка-Вопросик посмотрел вниз и ничего не увидел. О каком свойстве снега это говорит? Посмотрите сквозь стакан со снегом.
(Вывешивается карточка «непрозрачный»).
Муравьишка-Вопросик почувствовал себя увереннее и стал прыгать по снегу. Он кувыркался через голову, зарывался в снег с головой, так разошелся, что поднялась снежная пыль.
- О каком свойстве снега идет речь?
Проверьте, потыкав карандашом в снег.
(Вывешивается карточка «рыхлый».)
Физкультминутка.
-Отдохнем вместе с Муравьишкой-Вопросиком. (Учащиеся произносят слова каждой строчки и выполняют движения.)
Солнце небо греет слабо
(Руки вверх, вниз.)
По ночам трещит мороз,
(Руки на пояс, наклоны в стороны.)
Во дворе у Снежной бабы
(Руки на пояс, повороты туловища в стороны.)
Побелел морковный нос.
(Дети дотрагиваются до носа.)
В речке стала вдруг вода неподвижна и тверда
(Прыжки на месте.)
Вьюга злится, снег кружится,
(Дети кружатся.)
Заметает все кругом белоснежным серебром.
(Дети имитируют процесс движением рук.)
Вдруг раздался голос: «Эй, ты, шалунишка! Успокойся, а то все бока мне растрясешь!»
- Кто это? (На доску вывешивается изображение Ветра-Ветродуя.)
«Зовут меня Ветер-Ветродуй. Я за тобой давно наблюдаю. И мне нравится твоя любознательность. Еще летом я слушал, как ты с утра до вечера спрашивал всех обо всем на свете. А осенью, по совету друзей, ты пошел учиться в первый класс. Я даже знаю, что тебя интересует на этот раз. Откуда берутся снег и лед? Верно?»
«Да!» - сказал Муравьишка-Вопросик, открыв от удивления и нетерпения рот.
«На этот вопрос я тебе отвечу, но сначала – загадка».
С неба звезды падают, лягут на поля.
Пусть под ними скроется черная земля.
Много-много звездочек – тонких, как стекло.
Звездочки холодные, а земле тепло.
(Снежинки)
(Ученики отгадывают.)
«Снежинки, - продолжал Ветер-Ветродуй, - образуются высоко над землей в облаках, где как раз ты и находишься. Когда их скапливается очень много, они не могут удержаться высоко в небе и падают на землю».
«А как же снежинки попадают в облака?» - спросил Муравьишка.
«Ты, наверное, знаешь, что облака – это скопление капелек воды на небе. В теплое время года они выпадают на землю в виде дождя. Когда наступает зима, приходит Мороз-Морозила, замораживает капельки водыи превращает в снежинки. Он – настоящий художник. Говорят, что нет ни одной похожей на другие снежинки».
Практическая работа.
Рассматривание снежинок из бумаги. Счет лучей.
Работа в тетради.
Рисование снежинок в рабочей тетради (с. 20).
«Вот все, что я могу тебе рассказать. Если хочешь узнать больше про снег и снежинки, учись хорошо в школе, прочитай много книг, и ты узнаешь много интересного».
«А про лед расскажи мне!» - воскликнул Муравьишка.
«Извини, мне надо лететь, а то над городом собрались тучи, надо их разогнать. А про лед тебе расскажет Мороз-Морозила».
«Где же мне его найти?»
Но Ветра-Ветродуя уже не было рядом.
«Что же мне делать, как найти Мороза-Морозилу?»
Физкультминутка.
- Муравьишка-Вопросик вспомнил шуточную игру, в которую он играл летом с Зайцем. Поиграем тоже.
По дорожке, по дорожке скачем мы
на правой ножке.
(Прыжки на правой ноге.)
И по этой же дорожке скачем мы
на левой ножке.
(Прыжки на левой ноге.)
По тропинке побежали, до лужайки
добежали.
(Бег на месте.)
На лужайке, на лужайке мы попрыгаем,
как зайки.
(Прыжки на обеих ногах.)
Стоп. Немного отдохнём и домой
пешком пойдём.
(Ходьба на месте.)
- После физкультминутки минутки у Муравьишки одежда и валенки покрылись мелкими капельками воды. Почему?
Наблюдение.
- Посмотрите, что происходит со снегом в ваших стаканчиках. Почему?
(Вывешивается карточка «тает»)
- Немного согревшись, Муравьишка увидел, что перед ним стоит Мороз – Морозила. Он был похож на Деда Мороза, который приходил к ним в муравейник на новогодний праздник.
«Я приглашаю тебя к себе в гости»,- сказал Мороз – Морозила.
Муравьишка не раздумывая согласился. Дворец Мороза был виден издалека. Он сверкал на солнце всеми цветами радуги.
- Из чего сделан дворец Мороза – Морозилы?
Наблюдение.
- Рассмотрите лёд в стаканчике. Какого он цвета?
(Вывешивается карточка «бесцветный».)
- Но больше всего удивило Муравьишку, что с улицы он увидел всё, что внутри дома. Значит стены. (прозрачные).
Наблюдение.
- Приставьте цветной карандаш к стаканчику со льдом. О каком свойстве льда идёт речь?
(Вывешивается карточка «прозрачный».)
- Войдя внутрь, Муравьишка – Вопросик увидел, что все предметы дома тоже сделаны из льда: и мебель, и посуда, и даже часы на стене.
«Да-а-а!- протянул восторженно и удивлённо Муравьишка – Откуда столько много льда?»
«Ты забываешь, что я – Мороз, могу заморозить любое количество воды и придать льду любую форму».
«Ага, - подумал Муравьишка. – Значит, лед тоже получается из воды. Вот бы мне научиться».
- Как в домашних условиях получить лед?
Муравьишка-Вопросик взял в лапки маленькую ледяную ложечку и стал ее разглядывать. Ледяная ложечка выскользнула из рук, упала на пол и … разбилась.
Наблюдение.
- Какое свойство льда позволяет льду разбиться? Проверим. (Учитель бьет молотком по куску льда. Вывешивается карточка «хрупкий».)
Мороз-Морозила успокоил Муравьишку-Вопросика, сказав. Что у него еще много воды. Хотя дворец был ледяной, Муравьишка совсем не замерз. Он еще немного походил по комнатам, посмотрел на предметы изо льда. Поблагодарив хозяина за гостеприимство и получив в подарок ледяной стаканчик, Муравьишка-Вопросик засобирался домой. Мороз-Морозила взмахнул рукой, и к крыльцу подкатили ледяные сани, запряженные живыми оленями. По дороге домой, сидя в санях, Муравьишка представлял, как он зимними вечерами будет сидеть у себя на кухне и пить горячий ароматный чай, настоянный на травах, из этого красивого стаканчика и вспоминать о своем приключении. Он уже задремал, как вдруг встрепенулся и подумал : «Ведь чай горячий!»
Наблюдение.
- Чего испугался Муравьишка-Вопросик? Понаблюдаем это свойство льда в своих стаканчиках.
(Вывешивается карточка «тает».)
«Нет, лучше я буду пить из кружечки, которую мне подарила Мудрая Черепаха. Она ведь сделана из березовой коры – бересты. А подарок Мороза-Морозилы я поставлю в морозилку на память.
4. Закрепление изученного материала.
- Мечтал Муравьишка-Вопаросик и не заметил, как уснул. Во сне он прыгал с ветром-Ветродуем на снежных белых, рыхлых непрозрачных облаках, то подводил хрупкие, прозрачные, бесцветные стрелки на ледяных часах у Мороза.
Проснулся Муравьишка от шума; сев на кровати, обнаружил, что он в своей комнатке, в своем родном муравейнике. И никак не мог понять: то, что с ним произошло, - сон или явь? Соскочив с кровати, он помчался к холодильнику. Открыв морозилку, Муравьишка увидел там… ледяной стаканчик и облегченно вздохнул.
Одевшись, он вышел на улицу и, посоветовавшись со Снеговиком, решил прийти к нам в класс и рассказать эту поучительную историю. За это мы ему все вместе скажем «Спасибо!»
Работа в тетради.
А в конце урока представим, что мы во дворе построили крепость из снега (с. 20 рабочей тетради). Нарисуем снежную крепость.
Работа по учебнику.
Муравьишке-Вопросику захотелось еще с кем-нибудь подружиться из снежной ледяной сказки.
- Нарисуйте сказочную девочку-снежинку, подружку для Муравьишки (с. 49 учебника).
5. Итог урока.
- Что такое снег и лед?
- Назовите основные свойства снега и льда.