МААМ-картинки

Овладение детьми группы компенсирующей направленности способами словообразования

Людмила Грибанова
Овладение детьми группы компенсирующей направленности способами словообразования
▼ Скачать + Заказать документы

Грамматика наука о строение языка. Как строй языка грамматика представляет собой «систему систем», объединяющую словообразование, морфологию, синтаксис. Овладение грамматическим строем оказывает большое влияние развитие ребенка в общем интеллектуальном плане, обеспечивая ему постепенный переход к изучению языка в школе.

На современном этапе развития речи проблема обучения грамматическим нормам родного языка продолжает оставаться актуальной. Этим занимались А. Н. Гвоздева, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, А. М. Шахнарович, А. Г. Арушанова и другие. Работы Ф. А. Сохина, Н. П. Серебренникава, М. И. Поповой, А. В. Захаровой обогащают исследование особенностей развития грамматического строя речи у детей.

Публикация «Овладение детьми группы компенсирующей направленности способами словообразования» размещена в разделах

Д. Ушинский назвал грамматику «логикой языка». Ведь своевременное формирование грамматического строя языка ребенка – важнейшее условие его полноценного речевого и общего психического развития.

Одно из направлений формирования грамматического строя речи детей - овладение способами словообразования. Термином «словообразование» обозначается сам процесс образования слов в русском языке. В психологической и лингвистической литературе словообразование связывается с детским словотворчеством. По мнению К. И. Чуковского детские слово- и формообразования, соответствуют глубинному уровню языка – так называемой языковой системе притом, что они противоречат норме. Его наблюдения подтверждали мысль о наличии объективных и строгих закономерностей, ведущих к появлению детских новообразований.

А. Г. Арушанова приходит к выводу, что усвоение способов словообразования происходит поэтапно. В начале у детей накапливается первичный словарь мотивированной лексикой и предпосылками к словообразованию в виде ориентировки на существенные для номинации предметы и языковые отношения. Наиболее интенсивно овладение словообразованием происходит в возрасте от 3 лет 6 мес. – 4 лет до 5 лет 6 мес. – 6 лет. В этот период формируются словопроизводство, обобщенные представления о нормах и правилах словообразования.

В современном словообразовании у дошкольников господствующее положение занимает морфологический способ, имеющий несколько разновидностей. В основе его лежит сочетание различных по значению морфем (приставка, корень, суффикс, окончание) : кричать – крик; грузовой – грузов-ик; слабый – слаб-ость; под одеялом – под-одеялъ-ник; порядок – бес-порядок.

За последние десятилетия в русском словообразовании активизировался морфолого-синтаксический способ. Образование новых слов происходит в результате сложения основ (двух, трех: длинные уши – длинноухий; короткий хвост - короткохвостый) и с помощью других способов.

Системой словоизменения овладевают в младшем и среднем возрасте, системой словообразования – начиная со средней группы. В средней и старшей группе процесс формирования словообразовательных умений характеризуется интенсивностью, творчеством. К концу дошкольного возраста детское словообразование приближается к нормативным. В связи с тем снижается интенсивность словотворчества.

В младших группах основной задачей является обогащение речи детей мотивированными словами. В средней группе дети осваивают способы образования слов, относящихся к разным частям речи обозначающих детёнышей животных, и слов - названий предметов посуды.

В старшем дошкольном возрасте рекомендуется знакомить детей с типичными способами словообразования. Образованием названий профессий от слов разных частей речи (часовщик, строитель и др., а также названий лиц женского и мужского пола от глаголов с помощью разнообразных суффиксов (заступник, драчун, шалунья и др., характерным особенностям внешнего вида и склонностям. Используем приём образования слов синонимов (весёлый – радостный, веселиться – радоваться, веселье – радость). Учим разным способам образования степеней сравнительных и притяжательных прилагательных, знакомим со «словами – родственниками» (однокоренными словами) : осина, осиновый, подосиновик. Даём детям представление о том, что слова - родственники должны иметь одинаковую часть и быть связаны по смыслу, образуются почти от всех частей речи при помощи суффиксов, приставок и других средств. Развиваем умение анализировать эти слова, понимать их. Устанавливать существенные для названия связи и отношения, а также чуткость интерес к слову, стремление говорить правильно. Овладение словообразованием на современном этапе в условиях ФГТ происходит во всех видах деятельности. Для самостоятельного словообразования особенно важно, чтобы дети хорошо понимали сказанное. Поэтому постоянно необходимо развивать речевой слух детей, обогащать их знаниями и представлениями об окружающей действительности и тем самым обогащать словарь детей мотивированными словами, а также словами всех частей речи.

Для развития речевого слуха даём упражнения на выполнение определённых действий с игрушками, предметами, учим различать неречевые звуки по характеру звучаний, акустическим свойствам, количеству звучаний, тембру, направлению появлению звука. Упражнения по развитию неречевого звука готовят детей к восприятию речевых звуков. Игры, активизирующие слуховые ощущения и слуховое внимание ребё нка: «Слушай звуки», «Двигайся на звук», «Сторож», «Покажи, что звучит». Умение выполнять темпоритмические движения под музыку являются базовыми для развития речевого слуха и выразительной устной речи. Для этого организуем музыкальные «минутки», на которых дети под музыку могут двигаться, придумать танцевальные движения.

В последнее время всё больше появляется детей с общим недоразвитие речи. С. А. Миронова утверждает, что эти дети проходят те же этапы развития речи, что и дети с нормальной речью, только намного медленнее.

Как в норме, так и при патологии, развитие словообразования представляет собой сложный многообразный процесс. Дети не сразу и не вдруг овладевают лексико-грамматическим строем, слоговой структурой слов, словоизменением и т. д. Работая с такими детьми, работу по словообразованию начинаю с обучающих задач предыдущего возрастного периода. Учитываю методологические принципы: системность, комплексность, творческий и индивидуальный подход. Устанавливаю коллегиальные взаимоотношения с врачом, логопедом родителями для выработки оптимального пути коррекции.

Пути формирования грамматически правильной речи: создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи; специальное обучение детей трудным грамматическим формам, направленное на предупреждение ошибок; формирование грамматических навыков в практике речевого общения; исправление грамматических ошибок и учет их при выборе методов и приемов работы использование игровых приемов, так как ведущий вид деятельности дошкольника – это игра.

В силу большой подражательности ребенок заимствует от взрослых не только правильные, но и ошибочные формы слов, речевые обороты, стиль общения в целом.

В связи с этим особенно важен пример культурной, грамотной речи. Постоянно заботясь о совершенствовании грамматической стороны речи, повышаю культуру речи не только детей, но и родителей. Знакомлю их с морфологическими ошибками ребенка, советую, как от них избавиться. Предлагаю шире использовать художественную литературу, фольклор, дающие образцы литературного и народного языка.

Обучение правильному словообразованию осуществляется двумя путями: обучение в непосредственной образовательной деятельности с учетом принципа интеграции и в повседневном общении. Непосредственной образовательная деятельность дает возможность предупредить грамматические ошибки детей, а в повседневной жизни создаются условия для практики речевого общения. В НОД дети усваивают те грамматические формы, которые невозможно усвоить в повседневном общении, образовывать формы слов. Задача овладение словообразованием реализуется в комплексе, во взаимосвязи и взаимодействии с решением других речевых задач в процессе обучения связной речи словарной работы, а так же в процессе организации режимных моментов.

В НОД по другим направлениям реализации основной образовательной программы постоянно предоставляем возможность упражнять детей в правильном употреблении грамматических форм. В процессе развития элементарных математических представлений упражняем детей в правильном сочетании числительных и существительных, определяя величину предмета, дети учатся образовывать сравнительную степень прилагательного. При ознакомлении с природой дети упражняются: в употреблении сравнительной и превосходной степеней прилагательного, в употреблении глаголов: весной – день удлиняется, ночь укорачивается.

Как известно ведущим видом деятельности для дошкольников является игра. Поэтому главный метод работы с дошкольниками - это вовлечение ребенка в игровой процесс, где незаметно для него самого будет производиться обучение правильному словообразованию.

Образовательная работа проходиться по календарно-тематическому плану, который составлен на основе лексических тем. Языковой материал для занятий отбирается с учётом этих тем. Наряду с трудной формой отбираю и легкие, хорошо усвоенные детьми. Использую типичные приемы работы с детьми : прием раскрытия словообразовательного значения слова (сахарница - это посуда, в которой храниться сахар, договаривания слов при чтении, проблемные вопросы (Что значит слово мышкует? Кто такой кузнец? и др., объяснение, указание, сравнение, повторение, создание проблемных ситуаций, подсказ нужной формы, рассматривание картин, пересказ коротких рассказов и сказок, исправление ошибки, вопросы подсказывающего и оценочного характера. Привлекаю детей к исправлению ошибок, напоминаю о том, как сказать правильно, и др.

Таким образом, проведенная работа осуществляемая на основе хороших знаний возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей каждого ребенка показала: процесс словообразования у детей стал более непринужденным и практически не вызывает у них затруднений. Наиболее интенсивно происходит развитие самостоятельности, проявляющейся в умении использовать приобретенные знания в новых, изменяющихся условиях, трансформировать их.

Литература

1. Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М. : Издательский центр «Академия», 2000.

2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: формирование грамматического строя речи: Методическое пособие для воспитателей. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Мозаика –Синтез, 2005.

3. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. (Дети с общим недоразвитием речи). – М., Педагогика, 1985.

4. Привалова С. Е. Лингводидактические основы методики развития речи (Текст) : учебное пособие/ С. Е. Привалова; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2008.

Публикации по теме:

Артикляционная гимнастика для языкаАртикляционная гимнастика для языка АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА. ДЛЯ ЯЗЫКА. 1. Выдвижение языка вперед - назад. 2. Высовывание языка лопаткой. 3. Высовывание языка жалом. 4. Высовывание.

Этапы развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. К. Д. Ушинский говорил, что грамматика – логика языка, поэтому об овладении каким-либо языком можно говорить тогда, когда человек овладел.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Овладение детьми группы компенсирующей направленности способами словообразования
Опубликовано: 16 ноября 2013 в 15:00
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Овладение детьми группы компенсирующей направленности способами словообразования» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Грибанова (УИ 49706) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД