Сердитых Анна
Овладение игровыми умениями в раннем возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие игры дошкольника во многом зависит от того, как успешно проходит ее освоение в период раннего возраста. Ребенок в 1.5-3 года овладевает азами сюжетной игры-условным игровым действием, которое замещает реальное действие с «настоящими вещами».
Условное действие всегда включает в себя два плана-это то, что делает ребенок фактически, и то. Что это действие означает, какой смысл оно имеет. Одно и тоже смысловое содержание может быть реализовано в разных условных действиях. Пока ребенок играет один, для него достаточно подразумевать смысл осуществляемого действия. Но если появляется партнер, то он тоже должен понимать смысл этого действия. Для того, чтобы быть понятным партнером, ребенку нужно назвать, пояснить само игровое действие или условное значение предмета.
Публикация «Овладение игровыми умениями в раннем возрасте» размещена в разделах
Педагог должен сформировать у ребенка к 3 годам умение развертывать условные действия с сюжетной игрушкой, воображаемым предметом и предметом-заместителем связывать 2-3 игровых действия в смысловую цепочку, словесно обозначать их, продолжать по смыслу действие, начатое партнером-взрослым, а потом сверстником.
Наиболее распространенным приемом руководства игрой детей раннего возраста является игра-инсценировка. Эти игры способствуют расширению детских представлений и тем самым обогащают содержание самостоятельной игры ребенка. Так же педагоги приучают детей играть рядом, сосредоточенно играть, перенося в свою деятельность полученное из игры-инсценировки дидактическое содержание и не вмешиваться в игру сверстника.
Для успешного формирования игровых умений у детей раннего возраста воспитателю необходимо развертывать совместную игру с детьми, последовательно изменяя характер участия ребенка в ней.
Формирование сюжетной игры должно осуществляется на фоне постоянной организации педагогом условий для элементарного предметного взаимодействия детей друг с другом. Необходимо научить детей парному взаимодействию с одним предметом: катанию мяча, строить башню из кубиков и т. д. Организация условий для совместных предметных действий очень быстро дает результат. Такая работа по организации взаимодействия детей на доступном им уровне позволяет обеспечить самостоятельность детей, ориентацию на сверстников, заложить основу совместной сюжетной игры в будущем.
Начиная работу по формированию сюжетной игры, воспитатель должен учитывать не только возраст детей, но и уровень развития каждого ребенка. Воспитатель использует простые и понятные детям ситуации, причем ограничивается включением в игру каждый раз двух-трех действий в рамках одной сюжетной ситуации.
На этом этапе предлагаются игровые предметы, имитирующие реальные-это помогает детям понять смысл игровой ситуации, включиться в нее. Условность подчеркивается тем, что взрослый в своей комментирующей речи вводит в игру воображаемые элементы, разные эмоциональные состояния.
По мере освоения детьми действий связанных с сюжетными игрушками, педагог переходит которая включает не одну, а две сюжетных линии, которые связаны друг с другом. Сюжет с двумя линиями позволяет вовлекать ребенка в игру таким образом,чтобы его игровые действия не просто повторялись, а дополняли, продолжали по смыслу действия партнера-взрослого.
После того, как дети научились развертывать игру с сюжетными игрушками, подключаться к игровым действиям партнера-взрослого и дополнять их своими действиями, педагог переходит к реализации следующей задачи-формирования игрового действия с предметом-заместителем. Воспитатель наряду с сюжетными игрушками использует в совместной игре с детьми предметы-заместители. Необходимость самому использовать предмет-заместитель появляется у ребенка появляется тогда, когда он включен в условную ситуацию игры, хочет ее продолжать и не видит подходящей сюжетной игрушки.
При введении в игру предметов-заместителей педагог должен не только осуществлять действия с ними, но и словесно указывать на условное значение предмета. Именно в этот период словесные комментарии особенно необходимо, так как без них действие может остаться непонятным ребенку, так же необходимо стимулировать детей обозначать игровые действия словом.
Следует иметь ввиду, что детям раннего возраста свойственно употреблять предмет-заместитель в самостоятельной деятельности именно в том условном значении, в котором его использовал взрослый. Поэтому в дальнейших совместных играх следует расширять круг действий с предметами-заместителями: придавать одному и тому же предмету различное условное значение., вводить различные предметы-заместители для выполнения одного и того же по смыслу игрового действия.
Следует учитывать факт, что дети раннего возраста,нуждаются для развертывания игры в реалистических предметных опорах. Если предоставить ребенку только предметы-заместители без сюжетных игрушек, ему будет трудно уловить смысл игровой ситуации даже в совместной игре со взрослым, а его самостоятельная деятельность сведется к простому манипулированию предметами. Поэтому предмет-заместитель всегда должен сочетаться с сюжетной игрушкой.
Если дети третьего года жизни в самостоятельной игре развертывают цепочки из двух-трех действий с сюжетными игрушками, включают в игру отдельные предметы-заместители, называя действия с ними, могут вызвать с помощью игрушки или краткого обращения ответное игровое действия, это говорит о том, что самые простые игровые умения у них сформированы.
Таким образом, руководство сюжетной игрой детей раннего возраста должно осуществляется в совместной игре воспитателя с малышами, где они ставятся перед необходимостью осуществлять условные действия с игрушками и предметами-заместителями и взаимодействовать друг с другом.