Анна Изотова
Оздоровительная работа в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровье – одна из главных ценностей в жизни. Каждый ребёнок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать, не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе, не болеть. Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неудач на занятиях, в играх, в спорте.
Общеизвестно, что здоровье человека на 20% зависит от наследственных факторов, на 20% - от природного окружения, на 10% - от уровня здравоохранения и на 50% - от образа его жизни. В связи с этим проблема сохранения здоровья дошкольников и воспитания у детей культуры здорового образа жизни приобретает особое значение.
Публикация «Оздоровительная работа в ДОУ» размещена в разделах
Как помочь дошкольникам укрепить здоровье, стать более сильными, ловкими, выносливыми? Как научить их владеть своим телом, чтобы противостоять различным недугам?
Ответы на эти вопросы я нашла, изучив современные здоровьесберегающие технологии, в которых отдельной группой выделены технологии сохранения и стимулирования здоровья.
В своей работе использовала следующие элементы данной технологии:
Динамические паузы и физминутки.
Пальчиковая гимнастика.
Гимнастика для глаз.
Подвижные игры и игры с элементами спорта.
Самомассаж.
Закаливающие процедуры.
Полоскание полости рта.
Игровая оздоровительная гимнастика (бодрящая гимнастика).
Ходьба по «дорожкам здоровья».
Релаксация.
В каждом ребёнке таится заложенная природой неуёмная потребность движения. Для ребёнка бегать наперегонки, скакать на одной ноге, подражать движениям окружающих его людей, зверей и птиц столь же естественно необходимо, как дышать. Потребность детей в движении удовлетворяется на физкультурных занятиях, утренней гимнастике, подвижных играх, а также в динамических паузах и физминутках.
Физминутка — пауза в непосредственно образовательной деятельности, заполненная разнообразными видами двигательной активности. Она предназначена для предупреждения утомления и снижения работоспособности. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики и других в зависимости от вида занятия. Физминутка является обязательной частью всех занятий, кроме физкультурных и музыкальных.
Физиологическая сущность динамической паузы — переключение на новый вид деятельности, активный отдых. Педагоги проводят динамические паузы в перерывах между занятиями в форме подвижных или хороводных игр, ритмических упражнений. Такие паузы дают детям возможность с пользой отдохнуть между различными занятиями, требующими усидчивости и внимания.
О том, что уровень развития речи ребенка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев их рук или мелкой моторики, знают практически все. Именно поэтому рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев и развития динамической координации рук. Одной из форм такой тренировки является пальчиковая гимнастика. Кроме того, пальчиковая гимнастика – одно из средств повышения работоспособности головного мозга, т. к. она развивает мыслительную деятельность, память, внимание ребёнка.
Каждый человек воспринимает и изучает окружающий мир с помощью пяти чувств или сенсорных систем: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса.
Глаза считаются самым драгоценным даром природы из всех органов чувств. 90% информации человек воспринимает из внешнего мира благодаря зрению. Для любой деятельности в повседневной жизни, будь то учеба или отдых, необходимо хорошее зрение. А дети очень восприимчивы к разным воздействиям и сохранению зрения, в детском возрасте необходимо уделять особое внимание.
Одним из способов улучшения зрения является зрительная гимнастика, которую проводится с детьми в любое свободное время и во время занятий, чтобы снять зрительную нагрузку. А для того чтобы, такая гимнастика была интересной и эффективной, она проводится в игровой форме, с использованием различных предметов. В качестве указаний выступают стихи, потешки – дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.
Современные дети живут в условиях постоянно меняющейся действительности. На смену увлекательным дворовым играм пришли не менее увлекательные – компьютерные. Многие ребята отдают предпочтение малоподвижным видам деятельности: телеиграм, просмотру мультфильмов. А для ребёнка малоподвижный образ жизни – это потеря здоровья, нарушение физического и интеллектуального развития. Ведь именно в подвижных играх ребёнок получает уникальную возможность максимально проявить собственную активность и творчество, ликвидировать дефицит движений, реализоваться и утвердить себя, получить массу радостных эмоций и переживаний.
Наряду с подвижными играми, проводятся игры с элементами спорта и спортивные упражнения с целью оздоровления, формирования жизненно важных двигательных навыков и умений, развития физических способностей. Разнообразные спортивные упражнения и игры позволяют всесторонне воздействовать на мышечную систему детей, укреплять их костный аппарат, развивать дыхательную и сердечно-сосудистую системы, регулировать обмен веществ, усиливая его функциональный эффект.
Самомассаж по системе Аллы Алексеевны Уманской – одна из самых эффективных методик по укреплению здоровья организма, которая подходит от новорожденных до взрослых! Самомассаж – это первый элемент самопомощи своему организму.
Эта методика основана на воздействии девяти биоточек организма, что помогает активировать иммунитет ребенка, ведь организм человека всегда быстро и охотно реагирует на оздоровительные воздействия. Делать его несложно, занимает он немного времени. И так же проводится массаж спины.
Еще одна процедура, которой я уделила особое внимание – полоскание полости рта. Это и очень важная гигиеническая процедура, и профилактическая процедура. Во время полоскания рот очищается от остатков пищи, в которых, как в хорошей питательной среде, могут плодиться микробы. С гигиенической целью дети выполняют полоскание охлажденной кипяченой водой ежедневно после приема пищи.
Все мы знаем, что организм ребенка после сна требует постепенного "пробуждения" и подготовки к активной деятельности. Поэтому ежедневно после дневного сна проводятся комплекс упражнений – бодрящей гимнастики, которая помогает детскому организму перейти от сна к бодрствованию.
Цель гимнастики – поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью физических упражнений, устранить сонливость и вялость, помочь организму «проснуться».
Хождение по «дорожкам здоровья», которые представляют собой набор ковриков с различной фактурой. Ходьба по таким коврикам способствует не только общему укреплению всего организма, но и формированию сводов стоп, профилактике плоскостопия, а также снижению утомляемости и повышению иммунитета.
Выполняется эта процедура детьми после дневного сна.
Одним из эффективных методов снятия физического или психического напряжения является релаксация — это метод, который регулирует настроение и степень психического возбуждения. Использую в работе с детьми различные варианты релаксационных упражнений. Как правило, они проводятся лежа на ковре под спокойную музыку. Многие дети любят упражнения, связанные с последовательным расслаблением всех мышц тела от пальцев ног до макушки. Главное в таких упражнениях – соблюдение контрастности ощущений: напряжение — пауза — расслабление Полная мышечная релаксация оказывает положительное влияние на психику и помогает достичь душевного равновесия. Детям даются следующие установки:
Закройте глаза. Думайте о том, что все мышцы вашего тела расслабляются.
Сожмите кисти рук в кулаки — расслабьтесь.
Сожмите руки в локте — выпрямите руки и расслабьтесь.
Вытяните руки вдоль тела и расслабьте их.
Сведите лопатки — расслабьтесь,
Нахмурьте брови — расслабьте.
Крепко зажмурьтесь — расслабьте веки.
Плотно сожмите губы — расслабьтесь.
Втяните живот, напрягите его — расслабьтесь.
Согните ноги в коленях — расслабьте.
Подожмите пальцы ног — расслабьтесь и т. д.