Получи документы

Оздоровительная работа в ДОУ

Анна Изотова
Оздоровительная работа в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Здоровье – одна из главных ценностей в жизни. Каждый ребёнок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать, не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе, не болеть. Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неудач на занятиях, в играх, в спорте.

Общеизвестно, что здоровье человека на 20% зависит от наследственных факторов, на 20% - от природного окружения, на 10% - от уровня здравоохранения и на 50% - от образа его жизни. В связи с этим проблема сохранения здоровья дошкольников и воспитания у детей культуры здорового образа жизни приобретает особое значение.

Публикация «Оздоровительная работа в ДОУ» размещена в разделах

Как помочь дошкольникам укрепить здоровье, стать более сильными, ловкими, выносливыми? Как научить их владеть своим телом, чтобы противостоять различным недугам?

Ответы на эти вопросы я нашла, изучив современные здоровьесберегающие технологии, в которых отдельной группой выделены технологии сохранения и стимулирования здоровья.

В своей работе использовала следующие элементы данной технологии:

Динамические паузы и физминутки.

Пальчиковая гимнастика.

Гимнастика для глаз.

Подвижные игры и игры с элементами спорта.

Самомассаж.

Закаливающие процедуры.

Полоскание полости рта.

Игровая оздоровительная гимнастика (бодрящая гимнастика).

Ходьба по «дорожкам здоровья».

Релаксация.

В каждом ребёнке таится заложенная природой неуёмная потребность движения. Для ребёнка бегать наперегонки, скакать на одной ноге, подражать движениям окружающих его людей, зверей и птиц столь же естественно необходимо, как дышать. Потребность детей в движении удовлетворяется на физкультурных занятиях, утренней гимнастике, подвижных играх, а также в динамических паузах и физминутках.

Физминутка — пауза в непосредственно образовательной деятельности, заполненная разнообразными видами двигательной активности. Она предназначена для предупреждения утомления и снижения работоспособности. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики и других в зависимости от вида занятия. Физминутка является обязательной частью всех занятий, кроме физкультурных и музыкальных.

Физиологическая сущность динамической паузы — переключение на новый вид деятельности, активный отдых. Педагоги проводят динамические паузы в перерывах между занятиями в форме подвижных или хороводных игр, ритмических упражнений. Такие паузы дают детям возможность с пользой отдохнуть между различными занятиями, требующими усидчивости и внимания.

О том, что уровень развития речи ребенка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев их рук или мелкой моторики, знают практически все. Именно поэтому рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев и развития динамической координации рук. Одной из форм такой тренировки является пальчиковая гимнастика. Кроме того, пальчиковая гимнастика – одно из средств повышения работоспособности головного мозга, т. к. она развивает мыслительную деятельность, память, внимание ребёнка.

Каждый человек воспринимает и изучает окружающий мир с помощью пяти чувств или сенсорных систем: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса.

Глаза считаются самым драгоценным даром природы из всех органов чувств. 90% информации человек воспринимает из внешнего мира благодаря зрению. Для любой деятельности в повседневной жизни, будь то учеба или отдых, необходимо хорошее зрение. А дети очень восприимчивы к разным воздействиям и сохранению зрения, в детском возрасте необходимо уделять особое внимание.

Одним из способов улучшения зрения является зрительная гимнастика, которую проводится с детьми в любое свободное время и во время занятий, чтобы снять зрительную нагрузку. А для того чтобы, такая гимнастика была интересной и эффективной, она проводится в игровой форме, с использованием различных предметов. В качестве указаний выступают стихи, потешки – дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.

Современные дети живут в условиях постоянно меняющейся действительности. На смену увлекательным дворовым играм пришли не менее увлекательные – компьютерные. Многие ребята отдают предпочтение малоподвижным видам деятельности: телеиграм, просмотру мультфильмов. А для ребёнка малоподвижный образ жизни – это потеря здоровья, нарушение физического и интеллектуального развития. Ведь именно в подвижных играх ребёнок получает уникальную возможность максимально проявить собственную активность и творчество, ликвидировать дефицит движений, реализоваться и утвердить себя, получить массу радостных эмоций и переживаний.

Наряду с подвижными играми, проводятся игры с элементами спорта и спортивные упражнения с целью оздоровления, формирования жизненно важных двигательных навыков и умений, развития физических способностей. Разнообразные спортивные упражнения и игры позволяют всесторонне воздействовать на мышечную систему детей, укреплять их костный аппарат, развивать дыхательную и сердечно-сосудистую системы, регулировать обмен веществ, усиливая его функциональный эффект.

Самомассаж по системе Аллы Алексеевны Уманской – одна из самых эффективных методик по укреплению здоровья организма, которая подходит от новорожденных до взрослых! Самомассаж – это первый элемент самопомощи своему организму.

Эта методика основана на воздействии девяти биоточек организма, что помогает активировать иммунитет ребенка, ведь организм человека всегда быстро и охотно реагирует на оздоровительные воздействия. Делать его несложно, занимает он немного времени. И так же проводится массаж спины.

Еще одна процедура, которой я уделила особое внимание – полоскание полости рта. Это и очень важная гигиеническая процедура, и профилактическая процедура. Во время полоскания рот очищается от остатков пищи, в которых, как в хорошей питательной среде, могут плодиться микробы. С гигиенической целью дети выполняют полоскание охлажденной кипяченой водой ежедневно после приема пищи.

Все мы знаем, что организм ребенка после сна требует постепенного "пробуждения" и подготовки к активной деятельности. Поэтому ежедневно после дневного сна проводятся комплекс упражнений – бодрящей гимнастики, которая помогает детскому организму перейти от сна к бодрствованию.

Цель гимнастики – поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью физических упражнений, устранить сонливость и вялость, помочь организму «проснуться».

Хождение по «дорожкам здоровья», которые представляют собой набор ковриков с различной фактурой. Ходьба по таким коврикам способствует не только общему укреплению всего организма, но и формированию сводов стоп, профилактике плоскостопия, а также снижению утомляемости и повышению иммунитета.

Выполняется эта процедура детьми после дневного сна.

Одним из эффективных методов снятия физического или психического напряжения является релаксация — это метод, который регулирует настроение и степень психического возбуждения. Использую в работе с детьми различные варианты релаксационных упражнений. Как правило, они проводятся лежа на ковре под спокойную музыку. Многие дети любят упражнения, связанные с последовательным расслаблением всех мышц тела от пальцев ног до макушки. Главное в таких упражнениях – соблюдение контрастности ощущений: напряжение — пауза — расслабление Полная мышечная релаксация оказывает положительное влияние на психику и помогает достичь душевного равновесия. Детям даются следующие установки:

Закройте глаза. Думайте о том, что все мышцы вашего тела расслабляются.

Сожмите кисти рук в кулаки — расслабьтесь.

Сожмите руки в локте — выпрямите руки и расслабьтесь.

Вытяните руки вдоль тела и расслабьте их.

Сведите лопатки — расслабьтесь,

Нахмурьте брови — расслабьте.

Крепко зажмурьтесь — расслабьте веки.

Плотно сожмите губы — расслабьтесь.

Втяните живот, напрягите его — расслабьтесь.

Согните ноги в коленях — расслабьте.

Подожмите пальцы ног — расслабьтесь и т. д.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Формирование здоровьесберегающих технологий у дошкольников»Консультация для воспитателей «Формирование здоровьесберегающих технологий у дошкольников» Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное отношение человека к здоровью как к общественной ценности.

Занятие по формированию здорового образа жизни «Тропинка «Здоровья» Министерство образования и науки РФ Комитет образования и науки г. Новокузнецка МАОУ ДПО ИПК. Кафедра начального и дополнительного образования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Оздоровительная работа в ДОУ
Опубликовано: 19 мая 2013 в 01:39
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Оздоровительная работа в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Анна Изотова (УИ 82252) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД