Наталья Шикалова
Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с русским народным творчеством. Перспективное планирование. Осень
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективное планирование. Осень.
Младшая группа
СЕНТЯБРЬ
Тема:
«Кот Васька»
Цели: Познакомить детей с домашними животными – котом, его внешним видом, повадками. Воспитывать умение у детей слушать художественные произведения; при повторном чтении предоставлять возможность договаривать слова и фразы.
• Чтение и обыгрывание потешки.
• Чтение рассказа К. Ушинского «Кот Васька».
• Игра «Васька какой?» (Шерстка какая? Усы какие? Глазки какие)
• Игра «Назови ласково». (Кот--котик, собака--собачка, корова--коровушка, лошадь--лошадка.)
• П. Игра «Ходит Васька беленький».
Публикация «Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с русским народным творчеством, Перспективное планирование, Осень» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Планирование на осенний период
- Планирование. Планы работ
- Средняя группа
- Темочки
Ходит Васька беленький,
Хвост у Васьки серенький,
А бежит стрелой.
Глазки закрываются--
Спит иль притворяется?
Зубы у кота- острая игла.
Пойдем посмотрим:
Спит ли котик?
Только детки подойдут--
Серенький котик тут как тут!
(На последние слова водящий-«котик» ловит детей, они убегают.)
• Рисование котят (по трафаретам-- поролоновыми палочками).
«Мы в осенний лес пойдем, грибов много наберем»
Цели. Дать понятие о грибах, их внешнем виде, месте произрастания. Способствовать развитию интереса детей к малым фольклорным жанрам, желанию вступать в диалог со взрослым.
• Игра-ситуация: --Ножки,ножки…
• Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень»
• Отгадывание загадок о грибах.
• Рассказывание потешки:
Дождик, дождик,
Полно лить,
Малых детушек
Мочить.
• П. Игры «Кто больше соберет грибов». «У медведя во бору».
• Лепка «Грибы для ежика».
«Что растет на грядке?»
Цели. Дать знания детям об овощах, их внешнем виде и вкусовых качествах. Научить с помощью взрослого инсценировать сказку «Репка».
• Игра-ситуация:
Еду, еду к бабе. Деду
На лошадке, в красной шапке.
По ровной дорожке
На одной ножке,
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам.
Все прямо и прямо,
А потом вдруг…
В яму—бух!
• Отгадывание загадок.
• Игра «Один—много» (помидор—помидоры, огурец—огурцы и пр.)
• Игра «Большой—маленький» (огурец—огурчик, помидор—помидорчик и т. д.)
• Игра-хоровод «В огороде был козел».
• Драматизация сказки «Репка».
• Аппликация «Овощи».
• П. Игра «Огуречик»
Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы.
Глаза смелые,
Зубки белые.
Котик серенький присел
На печурочке
И тихонечко запел
Песню Юрочке.
Вот проснулся петушок,
Встала курочка.
Подымайся, мой дружок,
Встань, мой Юрочка!
Котик серый,
Хвостик белый.
Приди, котик, ночевать,
Мою деточку качать.
А уж я тебе, коту,
За работу заплачу:
Кувшин молока
Да кусок пирога.
- Ножки, ножки,
Куда вы бежите?
-В лесок, во борок—
Грибы, ягоды собирать,
Нашу Катю угощать.
Пальчиковая гимнастика «Грибы»
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик сел и съел,
Оттого и потолстел.
Загадки:
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту,--
Зовусь я (подосиновик).
Он в лесу стоял,
Никто его не брал.
В красной шапке модной,
Никуда не годный. (Мухомор)
Загадки:
Кругла, а не шар,
С хвостом, а не мышь,
Желта как мед,
А вкус не тот. (Репка)
Красная мышка
С белым хвостом
В норке сидит
Под зеленым листом. (Редиска)
В огороде вырастаю.
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут и так едят. (Помидор)
Летом в огороде—свежие,зеленые,
А зимою в бочке—крепкие, соленые.
(Огурцы)
Он никогда и никого
Не обижал на свете.
Чего же плачут от него
И взрослые, и дети? (Лук)
Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик.
Там мышка живет—
Тебе хвостик отгрызет.
(Дети убегают, водящий-«огуречик» их догоняет).
ОКТЯБРЬ
«Петушок, петушок…»
Цели: Познакомить детей с домашними птицами, их внешним видом, образом жизни. Способствовать развитию интереса к книгам, умению отвечать на вопросы по картинкам.
• Слушание записи «На птичьем дворе»(голос петушка)
• Чтение и обыгрывание потешки.
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Маслена головушка,
Шелкова бородушка.
Что ты рано встаешь,
Что ты громко поешь,
Детям спать не даешь?
• Чтение рассказа К. Ушинского «Петушок с семьей».
• Игра «Трух-трух» (Дети имитируют ходьбу петуха.)
Трух-трух, трух-тух-тух,
Ходит по двору петух.
Сам со шпорами,
Хвост узорами.
Под окном стоит,
На весь двор кричит: «Ку-ка-ре-ку!»
• Игра «Большой—маленький»
• Игра «Кто как передвигается?» (Предложить изобразить птиц).
• Игра «Кто спрятался?» (По иллюстрации с изображением части тела угадать птицу: по хвостику—петушка, курочку или цыпленка и пр.)
• Аппликация «Петушок с семьей» (из готовых деталей)
«Каша масленая, ложка крашеная»
• Цели: Воспитывать желание и умение слушать художественные произведения, оценивать поступки героев сказки. Дать элементарные знания о декоративно-прикладном искусстве—расписных ложках. Поддерживать интерес к самостоятельной художественной деятельности.
• Загадывание загадки про лису:
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса.
Кто это? (Лиса).
• Рассматривание иллюстрации с изображением лисы. (Какая лиса? Что она делает?—Крадется, петляет, заметает следы, ищет добычу.) Предложить посмотреть сказку про лису и маленького человечка—Жихарку.
• Внести игрушку—Жихарку.
• Рассказывание сказки «Жихарка» (фланелеграф).
• Игра «Кто как кричит?»
• Рассматривание расписных ложек.
Разные ложки и ковши—
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьется и цветы
Растут нездешней красоты.
Блестят они как золотые,
А может, солнцем залитые.
• Обыгрывание ситуации из сказки с ложками: «Это ложка простая—Петина…»
• Игра на ложках (плясовые движения под русскую народную мелодию).
Как у нашего соседа
Весела была беседа:
Гуси—в гусли,
Утки—в дудки,
Овцы—в ложки,
Тараканы—в барабаны.
• Роспись ложек (рисование ягод) для Жихарки и его друзей.
• Выставка готовых работ: «Ложки расписные».
-Курочка-рябушечка,
Куда идешь?
-На речку.
-Курочка-рябушечка,
За чем идешь?
-За водой.
-Курочка-рябушечка,
Зачем тебе вода?
-Цыплят поить.
Они пить хотят.
На всю улицу пищат:
«Пи-пи-пи».
Цып-цып, цыплятки,
Есть водица в кадке.
Кто меня боится,
Тем не дам водицы.
Вот бегут цыплятки,
Не боятся кадки!
Возле кадки блюдце,
Все они напьются.
Я лесочком шел,
Горшок каши нашел.
Каша масленая,
Ложка крашеная.
Осень
Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди,
И нет просвета.
Затерялось где-то
Лето.
Ходит осень,
Бродит осень.
Ветер с клена листья
Сбросил.
Под ногами коврик новый,
Желто-розовый,
Кленовый.
В. Авдиенко
Золотистая косичка—
Это рыжая сестричка.
Убирает, веет, косит,
Урожай в амбары носит.
(Осень).
Ноябрь
«Домовенок Кузя»
.
Цели: Познакомить детей с печкой, ее внешним видом, назначением. Воспитывать интерес к труду, желание быть трудолюбивым, помогать взрослым.
• Кузя (персонаж) встречает детей в «горнице», знакомится с ними, поет веселую песенку:
Домовой за печкой жил,
С ребятишками дружил.
Он хозяйке помогал,
Всех гостей он развлекал.
Он за печкою сидит,
Иногда слегка ворчит.
А вообще он удалой,
Самый лучший домовой.
• Кузя предлагает детям отгадать, почему он живет за печкой:
Ой ты, печка-сударыня,
Помоги нам, боярыня,
Ты свари, обогрей, освети,
Полечи и спаси,
В дом богатство неси.
• Кузя предлагает вспомнить, в каких сказках есть печка (с использованием иллюстраций). («Жихарка», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят» и др.)
• Игра «Скажи, где?» (Лиса лежит—на печке, Жихарка спрятался—под печку, козленок спрятался—в печку и пр.)
• Домовенок утверждает, что они с котом Васькой любят только трудолюбивых и заботливых хозяев и всегда им помогают. Предлагает детям рассказать, как они помогают дома маме, а в садике воспитателю.
• Предлагает помочь Хозяйке (воспитателю) постирать кукольное белье и навести порядок в «горнице».
• Лепка «Угощение для Кузи» (соленое тесто).
Пирог
Мы спросили нашу печь:
-Что сегодня нам испечь?
Печку мы спросили,
Тесто замесили.
Тесто скалкой раскатали,
Раскатали—не устали.
Начинили творогом
И назвали пирогом!
-Ну-ка, печка,
Дай творожнику местечко!
Ах, какая чистота
В доме нашего кота!
Утром он полы подмел,
В детский сад котят отвел
И пошел варить обед,
Помахав им лапкой вслед.
Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Вот проснется Васька-кот,
Разобьет весь хоровод.
• Хозяйка благодарит трудолюбивых детей, предлагает поиграть (сварить кашу в чугунке, сходить с ведрами и коромыслом по воду, погладить белье, накормить домовенка и пр.)
«Что за чай без самовара?»
Цели: Познакомить детей с самоваром, обычаем русского народа угощать гостей чаем, сластями.
• Загадывание загадок.
У носатого у Фоки
Постоянно руки в боки.
Фока воду кипятит
И как зеркало блестит.
(Самовар.)
В нем пылал когда-то жар,
В нем бурлил когда-то пар.
В золотой пузатый бок
Глухо бился кипяток.
(Самовар.)
• Рассматривание самовара, называние его частей.
Самовар—птица-жар,
Кран открывается—
Чай наливается.
• Рассматривание и сравнение разных сортов чая.
• Встреча гостей—Хозяйки и домовенка.
• Игра «Каравай» (с домовенком).
• Аппликация «Угощение для Кузи»
Кольцо не простое, кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее.
Всем на загляденье—
Ну и объеденье!
(Бублик.)
Круглые, да не колеса,
Горячие, да не солнце,
Есть их можно, а не пироги.
Что это? (Блины.)
• Слушание русской народной песни «Ой, блины мои, блины» (в записи).
• Чаепитие.
Я иду, иду, иду,
Самовар в руках несу,
Прибауточки пою.
Ой, чай, крепкий чай,
Пейте чай-чаечек,
Чтобы радость приносил
Каждый день-денечек.
Очень-очень вкусный пирог
(подскажи словечко)
Я захотел устроить бал
И гостей к себе (позвал).
Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый (пирог).
Пирог, ножи и вилки тут,
Но что-то гости (не идут).
Я ждал, пока хватило сил,
Потом кусочек (откусил).
Потом подвинул стул и сел,
И весь пирог в минуту (съел).
Когда же гости подошли,
То даже крошек (не нашли).
Д. Хармс
Воду в чайник наливаем
И заварку засыпаем.
Тары-бары-растабары,
Выпьем чай из самовара.
С крендельками вкусными,
С калачами, с сухарями,
С пирогами русскими.
Сахар ложечкой берем
И вареньице кладем.
Будем пить чаек горячий
У себя в саду на даче.