Лучший педагог года

Ознакомление детей с литературными произведениями

Елена Никифорова
Ознакомление детей с литературными произведениями

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ЛИТЕРАТУРНЫМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ

Никифорова Е. В., воспитатель ГБДОУ №98

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Наши дети должны вырасти не только здоровыми и крепкими, но и всесторонне развитыми личностями, нравственно и этически воспитанными, достойными членами нашего общества.

Одним из факторов воспитания ребенка является приобщение его к художественной литературе, к искусству слова. Чрезвычайно важно ребенку ощутить красоту родного языка, постигать её с помощью детского писателя, поэта, педагога.

Публикация «Ознакомление детей с литературными произведениями» размещена в разделах

Задачи развития:

1. Формировать представление об основных литературных жанрах фольклорных произведениях (потешки, заклички, загадки и др., сказках, стихотворениях, баснях, былинах и их особенностях.

2. Расширять знания литературных произведений разных жанров, а так же литературных текстов отечественных и зарубежных авторов.

3. Подведение детей к пониманию, осмыслению, прочувствыванию литературного произведения.

4. Развитие способностей к глубокому образному мышлению, к установлению причинно-следственных связей.

5. Развитие связанной речи у детей, учить доходчиво и правильно формировать свои мысли.

6. Развитие невербальной выразительности речи понимание и овладение мимикой и жестикуляцией.

7. Развитие креативного мышления.

8. Развитие творческого воображения, фантазии.

9. Развитие эмпатии и умения слушать.

10. Воспитание любви к литературе, желание общаться с книгой.

Эти задачи можно реализовывать в совместной деятельности воспитателя с детьми. Обучение должно быть направлено на усвоение ребенком выразительных средств воспринимаемой живой устной речи, так же языка литературных произведений, что является основой дальнейшего их использования ребенком для передачи собственных чувств и эмоций в своей речи.

Основным средством развития речи считают литературу.

Ребенок должен ощутить красоту родного языка, постигать её с помощью детского писателя, поэта, педагога.

Знакомство детей с литературой многогранно. Предварительно можно провести цикл занятий для получения представления детьми о разнообразии книг: по внешнему виду (величина, объем, с различными иллюстрациями, с разным шрифтом, разные по форме, объемные книжки-игрушки. Подготовить в группе выставку с данными книгами.

Важно познакомить с процессом изготовления книги в древности и в современное время.

Фольклор - произведения, созданные народом. Устное народное творчество имеет огромную ценность, состоящую в его познавательных, эстетических и воспитательных задачах, которые тесно связаны между собой.

• Считалки - широко используемые детьми.

• Скороговорки - для упражнения в скором и чистом произношении.

• Пословицы - короткие притчи, суждения.

• Поговорки - окольные выражения, переносная речь.

• Загадки - краткие описания предметов, предполагаемые для разгадывания.

• Колыбельные песни, потешки.

• Прибаутки - знакомят детей с окружающими людьми, предметами, животными, содержат элементы нравоучения, учат добру, развивают речь. Это маленькие сказочки с элементами прибауток,бытовых зарисовок.

И получается, что ребенок уже с пеленок, в очень раннем возрасте начинает приобщаться к сказке, к этому волшебному миру.

Сказка является богатейшим материалом для развития ребенка.

Посредством сказки расширяется и совершенствуется взаимодействие с окружающим миром;

Сказка помогает воспринимать и усваивать причинно-следственные связи, развивает способность к образному мышлению.

На примере судеб сказочных героев, ребенок прослеживает последствия того или иного жизненного выбора человека, наблюдая за судьбами сказочных героев, проживая сказочные ситуации, воспринимая язык сказочных образов, ребенок во многом формирует для себя картину мира и, в зависимости от этого, ребенок будет воспринимать различные ситуации, действовать различным образом.

Благодаря разделению в сказке добра и зла ребенок усваивает закон жизни - как ты относишься к миру, так и он относится к тебе.

Благодаря желанию самому участвовать в сказке, становится возможным становление и утверждение себя ребенком в разных позициях, а так же принятия на себя роли.

В ходе пересказывания и рассказывания сказки собственного сочинения, формируется и развивается правильная речь ребенка – он учится доходчиво и правильно формулировать свои мысли.

Обыгрывая и драматизируя сказки или отдельные сцены, совершенствуется вербальная выразительность речи детей.

В процессе анализа произведения ребенок учится чувствовать главного героя, а так же слушать других детей и выражать своё собственное суждение.

Переделывание знакомой сказки и сочинение новой развивает фантазию и творческое воображение у детей.

Необходимо знакомить детей с различными видами сказок:

Сказки с чудесным содержанием, т. е. волшебные сказки.

Бытовые сказки.

Сказки о животных.

В работе с детьми со сказками используются различные методы и приемы:

Чтение и рассказывание сказок воспитателем.

Знакомство с автором литературного текста при чтении авторских сказок.

Пересказ сказок от третьего лица и от лица героя произведения.

Инсценировка и драматизация сказок.

Беседа о прочитанном.

Метод «Нравственного урока» (т. е. выбор пословицы, поговорки к определенной сказке, что дает ребенку возможность определить где добро, а где зло).

Метод «Воспитание добрых чувств» - который подразумевает беседу, основанную на вопросах с помощью которых, педагог учит сравнивать и сопоставлять, развивает речь-доказательство, ставит ребенка на место положительного и отрицательного героя, тем самым предоставляет ему выбор собственной позиции. Обеспечивает глубокое сопереживание действиям и поступкам героев.

Важнейшей задачей педагогов является развитие речи ребенка. Сочинение текста – расширяет словарный запас; помогает верно строить диалоги. Сочинения способствуют развитию связной, логически правильной, речи, образной, эмоциональной речи.

Сказки - это неотъемлемая часть детства. Ни один ребенок не стал взрослым, не услышав хоть одну сказку. Волшебники, феи, Баба-яга, Кощей Бессмертный, разбойники, дедушки и бабушки, мальчики и девочки, птички и рыбки, кошки и мышки и многие, многие герои учат детей быть добрыми, учат сопереживать, помогать, развивают в детях личность, обогащают словарь. Воспитывают нравственно, помогают стать достойными членами нашего общества.

.

Публикации по теме:

Новогодние красавицы.Новогодние красавицы. Одним из самых популярных предновогодних конкурсов стал конкурс поделок "Такие разные елки". Наш детский сад (ГБДОУ 93 Фрунзенского района.

Презентация «Путешествие в зимний лес» Путешествие в зимний лес непосредственно – образовательная деятельность по развитию познавательных способностей у детей старшего дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ознакомление детей с литературными произведениями
Опубликовано: 9 июня 2014 в 16:36
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД