Ознакомление детей с традициями народов Севера

Марина Бенько
Ознакомление детей с традициями народов Севера

У северных народов одежду шьют из оленьих шкур. Шитьём занимается женщина, она шьют одежду и обувь для всей семьи, чаще всего в зимнее время. Традиционной зимней одеждой Хантом служат пошив одежды из оленьих шкур.

Малица — традиционная одежда северян по типу русского туника. Называют. Такое название неслучайно, поскольку она надёжно защищает человека от холода и влаги, снега и ветра, подобно чуму. Тунику шьют мехом внутрь, пришивают капюшон и рукавицы. В рукавах свободно проходит рука, когда нужно выполнить какую—либо работу. Рукава шьют из оленьего или конского меха внутрь или наружу мехом. Холодный воздух сквозь малицу почти не проникает. Туника одевается на «голое» (лёгкую одежду) через голову. Мех оленя обладает прекрасными теплозащитными свойствами, норе надёжно охватывает все участки тела человека, а при движении массирует кожу, усиливая кровообращение. При контакте с кожей мех очищает её от шлаков, впитывает избыток влаги, вбирает в себя грязь.

Если охотнику приходилось заночевать в тайге или в тулупе, малица (туника) легко становилась отличным спальным мешком. Для этого ноги подтягивали к телу, а саму малицу стягивали поясом. Капюшон и рукава заправляли внутрь. В таком мешке спать было очень тепло.

Капюшон отличается от малицы тем, что шьётся мехом наружу и без рукавиц. Покрой его в точности повторяет малицу, а размеры несколько больше. В более сильные морозы его надевают поверх малицы.

В качестве зимней обуви носят унты (демонстрация музейного экспоната). Их шьют из сплошной оленьей шкуры мехом наружу, в них не мёрзнут ноги. Такая обувь отличается также водонепроницаемая, что позволяет носить её до самой весны.

Головным убором летом служит ситцевый платок или повязка из материи. При-чём, головной убор носят на лицо, покрывают голову платком и от защита комаров. Зимним головным убором служит капюшоном или тот же платок, одеваемый под капюшон. Для защиты глаз весной, когда ослепляет солнце и больно глазам, надевают специальные очки или налобники. Очки (демонстрация экспоната) делаются просто: берутся два немного выпуклых жестяных овала, с узким щелевидным прорезом посередине каждого, эти овалы обшиваются материей, которая заменяет оправу, и посредством завязки прикрепляют к переносице.

Женская одежда отличается от одежды мужчин своей красочностью, ярким орнаментом. Зимой женщины также носят тунику, а летом ситцевые платья — рубашку, которые длиннее мужских. Но главное отличие в том, что женская одежда обязательно украшается цветными узорами, вышитой, бисером. На голову женщины надевают летом обыкновенный цветной платок, а зимой, поверх платка, — шаль.

Детская одежда отличается от взрослой размерами и украшениями. девочки носят украшения — бусы, кольца, которые делают из бисера. Обязательным для маленьких детей является бисер браслет— оберег, который носят на левой руке. Современные «фенечки» из бисера, видимо, были переняты у северных народов.

Любимой игрушкой у девочек является, конечно же, кукла. Но она отличается от современных кукол. Хантыйскую национальную куклу — аканья (демонстрация экспоната) — шили из ткани или меха, У куклы не обозначены глаза, рот, нос, губы, это считалось святотатством. Куклы всегда были рядом с хантыйскими детьми, словно настоящие члены семьи. С ними девочки и мальчики отправлялись на рыбалку, на игры, праздники.

Для грудных детей изготавливают под вид сумки. У народа ханты люлька суще-ствует двух видов ночная и дневная. Люльку делают из дерева и украшают орнаментом. Как правило, это изображение птицы — глухаря или тетерева. Считалось, что птицы охраняют ребёнка во время сна от злых духов.

Дно люльки выстилается берестой. По бокам расположены завязки, которыми она зашнуровали, чтобы ребёнок не смог из неё выпасть. Люлька подвешивается за верёвки, которые глядят в отверстия в краях спинки. Ребёнок помещается в люльку в полусидящем положении.

Посуду (демонстрация хантыйской посуды) изготавливают из бересты, дерева, кости, кожи, древесной коры или кедрового корня, т. е. из природного материала. т. к. в нём хорошо сохраняются продукты. Кочевник (демонстрация экспоната) — короб, сплетённый из расщепленного кедрового корня. Это настоящее произведения искусства. Короб используется для сухих продуктов или для хранения различных принадлежностей. Берестяные кузовки (демонстрация берестяного кузова) и короба использовались для хранения сыпучих продуктов (ягод, хлеба, различных хозяйственных нужд. Орнаменты, как правило, символизируют животных или растения. Чаще всего орнаменты имеют определённые названия: «рога оленя», «заячьи ушки», «комара», «ветка берёзы» и т. д. (демонстрация иллюстраций хантыйских орнаментов).

Хантыйская ложки (демонстрация экспонатов) делают исключительно из дерева, или кости. Для этого берут бересту берёзы, кедра, лиственницы или осины.

Существуют обычая связанные с этими приметами. Так, невеста в качестве талисмана могла увести из дома берестяной короб или туесок, но только не деревянную посуду. Деревянная посуда считается контейнером не только пищи, но и «духа» семейного очага. Если посуда ломается — следует ожидать несчастий и т. д.

У народа ханты существует своя музыкальная культура. Музыкальные инструменты — это домра, бубен, (демонстрация этих музыкальных инструментов). Изготавливается из кедра. Этот инструмент часто упоминается в хантыйских сказках, легендах. Так, игру на этом волшебном инструменте «оббивают в том, что она стала причиной длинных заячьих ушей, черных полосок на спине бурундучка.

Хантыйская сказка про Бурундучка.

Собрались в лесу звери: медведь, заяц, бурундычок и лиса, да и давай танцевать, веселиться. Медведь танцует, заяц танцует, бурундук танцует, лисица играет на музыкальном инструменте. Веселятся, солнышку радуются. А лиса хитрая да подлая, решила медведя позлить. Играет на музыкальном инструменте и говорит:

— Горбатый старик—лабаз, что с тобой делается? Медведь отвечает:

Сказки народа ханты: Книга для чтения в младших и средних классах.

Лиса говорит:

— Вот бурундук!

Он хватает бурундука когтями — на спине его остаются чёрные полоски.

Опять поют, медведь танцует, заяц танцует, лиса одной лапой на музыкальном инструменте играет, другой — дыру—отверстие роет. Опять говорит лиса:

— Горбатый старик—лабаз, что с тобой делается?

Медведь отвечает:

Лиса говорит.

— Вон зайчишка.

Хоть он и попытался зайчишку схватить, да только кончики ушей у него в лапах остались.

Опять медведь танцует, лиса играет на инструменте, отверстие уже готово. Лиса говорит:

— Горбатый старик—лабаз, что с тобой делается?

Медведь отвечает:

— Ты меня по-всякому не дразни.

Лисица — на улицу. Медведь — на улицу. Вокруг дома кругом кружится, лиса — в дом, медведь — в дом. Лиса через отверстие, которое она вырыла,— наружу. Медведь как изо всех сил так и ринулся в это отверстие, да не входит, застрял там. Вперёд не может двинуться и назад не может вылезть.

Познавательная минутка.

Детская одежда и обувь

Основным материалом для изготовления одежды были оленьи шкуры, ткань. Но мало кто знает, что ханты, живущие по берегам рек, в качестве материала для одежды использовали рыбьи кожи. Это, по мнению учёных, являлось "общехантыйским признаком одежды". Кроме того, восточные ханты, например, часто шили одежду из птичьих шкурок. На одежду использовали и шкурки пушных зверей — зайца, белки, а выдра шла главным образом на отделку.

У восточных хантов было развито изготовление сборного меха из лапок, ушей и хвостов, пушных зверей, утиных голов или шеек гагары.

В качестве повсеместного материала, использовались шкуры оленя.

У народов Сибири применялись специальные нити из сухожилий лося или оленя. В далёкой древности применялся способ склеивания деталей одежды рыбьим клеем. В хантыйской сказке "Сюнькан-икиган" этот процесс выглядит так:

"Сюньк — солнце, ики — месяц (старик). Старик приехал к снохе и говорит:

— Сшей мне лисью шубу.

И просит ещё сшить шубу из волка, зайца, горностая. Сноха склеила эти шкуры и дала старику. Старик надел и стал кататься с горы на гору. Шуба на четвёртый раз порвалась. Все шкуры стали зверями и разбежались".

Обские Угры умели изготавливать и различные виды холста из крапивы и дикой конопли, что свидетельствует о знакомстве хантов с ткачеством.

Этнографы делят всю одежду на сшитую и несшитую. Сшитая одежда делится в свою очередь на глухую, без разреза спереди, которую одевали через голову, и распашную — с разрезом спереди, по типу халата.

Отличительной особенностью одежды малышей полное отсутствие украшений.

В 2-3 года девочке шили первое платьице, а мальчику рубашку, покрой которых не отличался от одежды взрослых.

В 4-5 лет дети имели полный комплект одежды, отличающейся от взрослой только размерами и материалом. Отмечается особо красочное оформление одежды детей дошкольного возраста. Для них шили яркие халаты с красивой бисерной полосой. В ее орнаменте рисунки "жук", "снежинка" и другие.

Поверх халата надевали воротник с цветными пуговицами и бисером. На пояс подвешивали деревянный нож в ножнах (имитация, цепочки, колокольчики, побрякушки. По мнению хантов, они должны были отпугивать злых духов.

В отличие от хантов р. Юган, на р. Вах детям, независимо от пола, шили малицы — одежду из шкур оленя мехом внутрь. У детских малиц концы рукавов зашивались кусочком оленьей шкуры, чтобы у ребёнка не мёрзли руки. Интересный обычай отмечен по этому поводу у ненцев. К рукавам с нижней стороны они пришивали маленькие колокольчики (особенно на одежду девочек, назначение которых было отгонять злых духов.

Затылочную часть капюшона украшали меховой мозаикой. Иногда ее делали пришивной, но чаще выкраивали вместе со спинкой. В детских экземплярах, она делалась из "шкуры головы оленёнка, на которой яркой тканью зашиты глазные отверстия и пришиты "уши" — полоски шкуры и сукна".

Поверх зимней одежды надевали кафтан из более плотной ткани, обшитый по запахивающейся стороне и подолу мехом и бисерными полосками. Его узлом завязывали сзади суконным поясом, концы которого спускались до подола.

Для мальчиков на спинке кафтана чуть ниже плеч, нашивали специальные полоски, украшенные бисером, металлическими пуговицами, ажурными подвесками, колокольчиками и пр. Благодаря звону украшений ребёнок был далеко слышен.

Непременным украшением зимней одежды для девочек были полосы вдоль правой полы, немного отступая от кромки и по подолу выше колен. Девочкам такие полосы нашивали только после появления у них зубов.

Среди головных уборов следует назвать шапку, которую шьют в виде капора из меха выдры, ондатры. Сверху по бокам шапки подшивают ушки от выдры. На р. Вах у девочек были капоры из шкурок птиц.

Детская обувь в отличие от взрослой была до колен. Если она становилась, ребёнку мала, ее увеличивали, вставляя полоску шкуры в голенище и подошву. Вверху к голенищу пришивали опушку из меха. Летом носили обувь изготовленной из тонких частей шкуры лося или оленя.

К детской одежде ханты относились особенно любовно, украшая ее, и стараясь наполнить смыслом каждую деталь.

Публикации по теме:

Ознакомление детей с традициями и обычаями татар ПоволжьяОзнакомление детей с традициями и обычаями татар Поволжья Данную тему для работы с детьми я выбрала не случайно, т. к. считаю её очень актуальной. В последнее время в нашей жизни произошли перемены.

План мероприятий с детьми по ознакомлению с традициями, обычаями адыгского и русского народов Разработчик: Думанишева Жанна Рашидовна, воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 21» Цель: - формировать у детей.

Конспект НОД по познавательному развитию (ознакомление с культурой и традициями разных народов) для подготовительной группыКонспект НОД по познавательному развитию (ознакомление с культурой и традициями разных народов) для подготовительной группы Тема: «Путешествие вокруг земли» Цели: 1. Познакомить детей с культурой и традициями народов разных стран («Познавательное развитие») 2. Уточнить.

Конспект занятия для воспитанников старшей группы «Знакомство с жизнью народов Севера» Цель: Знакомство воспитанников с жизнью народов Севера. Задачи: - познакомить воспитанников с жизнью народов Севера (природа, жилища, одежда,.

Конспект занятия по познавательному разитию «Знакомство с жизнью народов Севера» (с презентацией) Старшая группа ЦЕЛЬ:познакомить детей с жизнью и бытом народов Севера. ЗАДАЧИ:• воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов;.

Название проекта: «Социально-личностное развитие детей 6–7 лет в процессе ознакомление с культурой народов Среднего Поволжья» .

Открытие Спартакиады народов севера «Северное Сияние» Цель- повышение интереса к физической культуре и здоровому образу жизни детей. Воспитывать волевые качества, развивать стремление к победе.

Ознакомление с традициями и обычаями через народные игры «Ознакомления с традициями и обычаями через народные игры» «Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству,.

Проект в старшей группе детского сада «Жизнь народов Крайнего Севера» Пояснительная записка В проекте представлены материалы по организации совместной деятельности педагога и детей по воспитанию и образованию.

Эстетическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с традициями и культурой народов поволжья. В современном мире утрачены многие духовные ценности, которые определяют этническое своеобразие народа. За последние несколько лет были.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Дикие животные
  • Дикие животные
Автор публикации:
Ознакомление детей с традициями народов Севера
Опубликовано: 1 апреля 2017 в 18:53
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Каштановые» игры на площадке детского сада с детьми подготовительной группы
Уважаемые коллеги! Совсем недавно я рассказала в своей публикации о немногочисленных деревьях на нашем участке детского сада. Представьте моё удивление,...
Профессиональные компетенции учителя по физической культуре
Профессиональные компетенции учителя по физической культуре. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям...
Программа кружка «Волшебная тестопластика»
Пояснительная записка Ученые, которые изучают развитие детской речи, утверждают, что движение пальчиков рук очень тесно связано с речевой функцией....
Фотоотчет «Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному развитию детей «День...
В ГБУ СО Брянской области «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Озёрный» большое внимание уделяется...
Фотоотчет «Акция для учащихся 1 класса «Шагающий автобус»
Для максимального обеспечения безопасности движения школьников в микрорайоне школы и ознакомления с основными правилами пешехода 7 сентября 2018 г. в...