Галина Сатосова
Конспект занятия для воспитанников старшей группы «Знакомство с жизнью народов Севера»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Знакомство воспитанников с жизнью народов Севера.
Задачи:
- познакомить воспитанников с жизнью народов Севера (природа, жилища, одежда, труд);
-способствовать развитию интереса к национально-художественным традициям народов севера;
-способствовать формированию чувства уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.
Способы достижения цели:
-игровая ситуация «Ира путешествие»;
Публикация «Конспект занятия для воспитанников старшей группы „Знакомство с жизнью народов Севера“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народы севера
- Старшая группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
-игровая мотивация «Появление письма с цветиком-семицветиком»;
-использование современных технических средств;
-использование художественного слова;
-вопросы к детям;
-рассматривание иллюстративного материала;
-уточнение порядка выполнения работы;
-подвижная игра «Олени и оленеводы»;
-Индивидуальная помощь при выполнении работы;
-оформление выставки детских работ;
-анализ детских работ, похвала;
-анализ деятельности.
Средства достижения цели:
Мультимедийный проектор и экран; презентация Пауэр Поинт; физическая карта России, картинки с изображением природы Севера, животного мира, растительности, национальной одежды, образцы орнаментов народов Севера; столы и стулья; материалы для изобразительной деятельности: бумага, кисти, краски «Акварель», баночки, подставки, палитра, тряпочки.
Словарная работа: тундра, оленеводы, нарты, маут, каюр, малица.
Предварительная работа: чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик»
Ход занятия:
Воспитатель с детьми находит в группе письмо, в котором лежит цветик-семицветик. Воспитатель читает отрывок из сказки В. Катаева «Цветик-семицветик»
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели.
Воспитатель : Ребята, из какой сказки эти стихи?
Ответ детей.
Воспитатель : Да, правильно. Одним из желаний девочки было попасть на Северный полюс. Она там оказалась и быстро попросилась домой. Почему?
Ответы детей: там очень холодно и она испугалась белых медведей.
Воспитатель : Она загадала это желание, потому что не знала ничего о Севере.
Воспитатель приглашает детей подойти к карте России:
Воспитатель : В какой стране мы с вами живем?
Дети: В России.
Воспитатель показывает границу России
Воспитатель : В России живет много разных народов. Сегодня мы поговорим о народах Севера, которые живут вот здесь (показывает).
Воспитатель : Вы хотите попасть на Север?
Воспитатель с помощью лепестка и стихотворения из сказки предлагает детям попасть на север.
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели.
— Вели, чтобы мы сейчас же на Северном полюсе оказались!
Воспитатель с детьми садятся на стульчики для просмотра слайдов.
Воспитатель начинает рассказ : На Севере бывает долгая полярная ночь. Когда днем и ночью темно, можно наблюдать необыкновенное явление-северное сияние.
На севере есть места, где на много-много километров тянется тундра
В тундре растительность очень низкая. Почти вся тундра покрыта лишайниками.
Еще там можно встретить карликовую березу
Почему она называется карликовой? (маленькая, низкорослая).
Какие вы ягоды собираете в лесу? (землянику, чернику, малину). В тундре растут другие ягоды, которые выдерживают сильные морозы, это брусника, голубика, морошка
А каких животных севера вы знаете? (белый медведь, тюлень, морж)
Еще в снегах можно увидеть быстрого белоснежного песца.
Но больше всего там северных оленей
Их разводят народы, населяющие тундру,-якуты, эвенки и многие другие. Их профессия –оленеводы. Живут они здесь с давних пор.
Это очень смелые и сильные люди
Ведут они кочевой образ жизни. В поисках корма для животных часто переходят с одного места на другое. Съедят олени корм-идут дальше, а за ними оленеводы. Уходят далеко, к берегам Северного ледовитого океана. То место, где живут оленевод, пасущие оленей, называется стойбище. Живут в стойбищах, в чумах. Чум делают из оленьих шкур
Его можно быстро разобрать и перевезти на другое место. Олень-животное, которое кормит и одевает северян. Кроме оленеводства народы Севера занимаются рыболовством. Рыбу ловят и в морях, и в реках.
Давайте посмотрим на тех, кто живет на севере нашей страны, там, где почти весь год лежит снег, где нет такого жаркого лета, как у нас.
Кого вы видите на этой картинке? (дети перечисляют, воспитатель не комментирует, давая возможность внимательнее рассмотреть). Что делают дети? (катаются на санях). Эти легкие длинные сани называются нартами Дети Севера играют в разные игры. Например, у них есть такая игра «Олени и оленеводы».
Воспитатель : Ребята, хотите поиграть в эту игру?
Воспитатель отрывает следующий лепесток и читает вместе с детьми стихотворение
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели.
— Вели, чтобы мы сейчас же превратились в оленей и оленеводов!
Воспитатель достает коробку с атрибутами для игры («оленьи рога» и маут (картонное кольцо или длинная веревка с петлей)
Игра «Олени и оленеводы»
Все игроки — олени, на головах у них атрибуты, имитирующие оленьи рога. Двое ведущих — оленеводы — стоят на противоположных сторонах площадки, в руках у них маут (картонное кольцо или длинная веревка с петлей). Игроки-олени бегают по кругу гурьбой, а оленеводы стараются накинуть им на рога маут. Рога могут имитировать и веточки, которые дети держат в руках.
Правила игры. Бегать надо легко, уверты ваясь от маута. Набрасывать маут можно только на рога. Каждый оленевод сам выбирает момент для набрасывания маута.
Воспитатель : Ну, вот мы и поиграли в игру, а теперь нам нужно возвращаться.
Воспитатель отрывает следующий лепесток и читает вместе с детьми стихотворение
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы мы сейчас же превратились в прежних детей!
Дети садятся на стульчики, воспитатель продолжает рассказ.
Олени бегут по глубокому снегу там, где нельзя проехать на лошади или автомобиле. Управляет оленями каюр.
Мы с вами много знаем профессий, узнали и еще об одной. Что вы видите в руке каюра? (дети отвечают). Это длинный шест. Зачем он ему? (чтобы погонять оленей).
Везде снег. Как вы думаете, детям холодно? (нет). Почему вы решили, что не холодно? (на них теплая одежда). Рассмотрим внимательно одежду. Из чего она сшита? (из меха). Да, это меховая одежда, но называется она не шуба, а малица.
Обувь детей, шапки или капюшоны тоже из меха оленя. Вот видите, ребята, олень не только кормит и одевает северян, но и служит основным видом транспорта.
Народы Севера очень талантливы. Они изготавливают очень красивые изделия из меха.
В долгую полярную ночь женщины расшивают одежду, рукавицы, делают украшения и игрушки.
Воспитатель предлагает детям превратиться в художников и расписать большой ковер орнаментами Севера, отрывает следующий лепесток и читает вместе с детьми стихотворение
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы мы сейчас же превратились в художников!
Коллективное рисование «Орнаменты Севера»
Воспитатель : Молодцы, ребята, справились с заданием хорошо. Сегодня мы с вами узнали о жизни народов Севера, природе, жилище, о том, как они одеваются и почему, об их труде.