Конспект занятия для воспитанников старшей группы «Знакомство с жизнью народов Севера»

Галина Сатосова
Конспект занятия для воспитанников старшей группы «Знакомство с жизнью народов Севера»

Цель: Знакомство воспитанников с жизнью народов Севера.

Задачи:

- познакомить воспитанников с жизнью народов Севера (природа, жилища, одежда, труд);

-способствовать развитию интереса к национально-художественным традициям народов севера;

-способствовать формированию чувства уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.

Способы достижения цели:

-игровая ситуация «Ира путешествие»;

-игровая мотивация «Появление письма с цветиком-семицветиком»;

-использование современных технических средств;

-использование художественного слова;

-вопросы к детям;

-рассматривание иллюстративного материала;

-уточнение порядка выполнения работы;

-подвижная игра «Олени и оленеводы»;

-Индивидуальная помощь при выполнении работы;

-оформление выставки детских работ;

-анализ детских работ, похвала;

-анализ деятельности.

Средства достижения цели:

Мультимедийный проектор и экран; презентация Пауэр Поинт; физическая карта России, картинки с изображением природы Севера, животного мира, растительности, национальной одежды, образцы орнаментов народов Севера; столы и стулья; материалы для изобразительной деятельности: бумага, кисти, краски «Акварель», баночки, подставки, палитра, тряпочки.

Словарная работа: тундра, оленеводы, нарты, маут, каюр, малица.

Предварительная работа: чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик»

Ход занятия:

Воспитатель с детьми находит в группе письмо, в котором лежит цветик-семицветик. Воспитатель читает отрывок из сказки В. Катаева «Цветик-семицветик»

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли –

Быть по-моему вели.

Воспитатель: Ребята, из какой сказки эти стихи?

Ответ детей.

Воспитатель: Да, правильно. Одним из желаний девочки было попасть на Северный полюс. Она там оказалась и быстро попросилась домой. Почему?

Ответы детей: там очень холодно и она испугалась белых медведей.

Воспитатель: Она загадала это желание, потому что не знала ничего о Севере.

Воспитатель приглашает детей подойти к карте России:

Воспитатель: В какой стране мы с вами живем?

Дети: В России.

Воспитатель показывает границу России

Воспитатель: В России живет много разных народов. Сегодня мы поговорим о народах Севера, которые живут вот здесь (показывает).

Воспитатель: Вы хотите попасть на Север?

Воспитатель с помощью лепестка и стихотворения из сказки предлагает детям попасть на север.

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли –

Быть по-моему вели.

— Вели, чтобы мы сейчас же на Северном полюсе оказались!

Воспитатель с детьми садятся на стульчики для просмотра слайдов.

Воспитатель начинает рассказ: На Севере бывает долгая полярная ночь. Когда днем и ночью темно, можно наблюдать необыкновенное явление-северное сияние.

На севере есть места, где на много-много километров тянется тундра

В тундре растительность очень низкая. Почти вся тундра покрыта лишайниками.

Еще там можно встретить карликовую березу

Почему она называется карликовой? (маленькая, низкорослая).

Какие вы ягоды собираете в лесу? (землянику, чернику, малину). В тундре растут другие ягоды, которые выдерживают сильные морозы, это брусника, голубика, морошка

А каких животных севера вы знаете? (белый медведь, тюлень, морж)

Еще в снегах можно увидеть быстрого белоснежного песца.

Но больше всего там северных оленей

Их разводят народы, населяющие тундру,-якуты, эвенки и многие другие. Их профессия –оленеводы. Живут они здесь с давних пор.

Это очень смелые и сильные люди

Ведут они кочевой образ жизни. В поисках корма для животных часто переходят с одного места на другое. Съедят олени корм-идут дальше, а за ними оленеводы. Уходят далеко, к берегам Северного ледовитого океана. То место, где живут оленевод, пасущие оленей, называется стойбище. Живут в стойбищах, в чумах. Чум делают из оленьих шкур

Его можно быстро разобрать и перевезти на другое место. Олень-животное, которое кормит и одевает северян. Кроме оленеводства народы Севера занимаются рыболовством. Рыбу ловят и в морях, и в реках.

Давайте посмотрим на тех, кто живет на севере нашей страны, там, где почти весь год лежит снег, где нет такого жаркого лета, как у нас.

Кого вы видите на этой картинке? (дети перечисляют, воспитатель не комментирует, давая возможность внимательнее рассмотреть). Что делают дети? (катаются на санях). Эти легкие длинные сани называются нартами Дети Севера играют в разные игры. Например, у них есть такая игра «Олени и оленеводы».

Воспитатель: Ребята, хотите поиграть в эту игру?

Воспитатель отрывает следующий лепесток и читает вместе с детьми стихотворение

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли –

Быть по-моему вели.

— Вели, чтобы мы сейчас же превратились в оленей и оленеводов!

Воспитатель достает коробку с атрибутами для игры («оленьи рога» и маут (картонное кольцо или длинная веревка с петлей)

Игра «Олени и оленеводы»

Все игроки — олени, на головах у них атрибуты, имитирующие оленьи рога. Двое ведущих — оленеводы — стоят на противоположных сторонах площадки, в руках у них маут (картонное кольцо или длинная веревка с петлей). Игроки-олени бегают по кругу гурьбой, а оленеводы стараются накинуть им на рога маут. Рога могут имитировать и веточки, которые дети держат в руках.

Правила игры. Бегать надо легко, уверты ваясь от маута. Набрасывать маут можно только на рога. Каждый оленевод сам выбирает момент для набрасывания маута.

Воспитатель: Ну, вот мы и поиграли в игру, а теперь нам нужно возвращаться.

Воспитатель отрывает следующий лепесток и читает вместе с детьми стихотворение

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли –

Быть по-моему вели.

Вели, чтобы мы сейчас же превратились в прежних детей!

Дети садятся на стульчики, воспитатель продолжает рассказ.

Олени бегут по глубокому снегу там, где нельзя проехать на лошади или автомобиле. Управляет оленями каюр.

Мы с вами много знаем профессий, узнали и еще об одной. Что вы видите в руке каюра? (дети отвечают). Это длинный шест. Зачем он ему? (чтобы погонять оленей).

Везде снег. Как вы думаете, детям холодно? (нет). Почему вы решили, что не холодно? (на них теплая одежда). Рассмотрим внимательно одежду. Из чего она сшита? (из меха). Да, это меховая одежда, но называется она не шуба, а малица.

Обувь детей, шапки или капюшоны тоже из меха оленя. Вот видите, ребята, олень не только кормит и одевает северян, но и служит основным видом транспорта.

Народы Севера очень талантливы. Они изготавливают очень красивые изделия из меха.

В долгую полярную ночь женщины расшивают одежду, рукавицы, делают украшения и игрушки.

Воспитатель предлагает детям превратиться в художников и расписать большой ковер орнаментами Севера, отрывает следующий лепесток и читает вместе с детьми стихотворение

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли –

Быть по-моему вели.

Вели, чтобы мы сейчас же превратились в художников!

Коллективное рисование «Орнаменты Севера»

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием хорошо. Сегодня мы с вами узнали о жизни народов Севера, природе, жилище, о том, как они одеваются и почему, об их труде.

Прикреплённые файлы:

zanjatie-znakomstvos-zhiznyu-narodov-severa_7ek3k.ppt | 21376,5 Кб | Скачан: 83
 
Публикации по теме:

Конспект занятия «Колобок знакомится с жизнью лесных обитателей» Программное содержание: Знакомить с животными леса; дать представление об особенностях жизни зайцев и волков в лесу; учить внимательно,.

Подвижные игры коренных народов Крайнего Севера в физическом развитии детей Движение – главное проявление жизни ребенка. Неподвижность приводит к понижению жизнедеятельности организма, замедлению роста, задержке.

«Рождественские пряники». Знакомство с традициями Русского севера. Роспись пряников«Рождественские пряники». Знакомство с традициями Русского севера. Роспись пряников адолго до Рождества знакомлю ребят с народными традициями дохристианской эпохи. Праздники на Руси связаны с поклонениями силам природы. Вот.

Календарно-тематический план по ознакомлению с культурой народов Севера в старшей группе Планирование работы по воспитанию любви к родному краю с детьми дошкольного возраста, в процессе ознакомления с культурой народов ханты.

Конспект НОД с детьми старшей группы «Национальная одежда народов Самарской области» Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа с. Высокое муниципального района.

Конспект образовательной деятельности «Птица Счастья» для воспитанников старшей группыКонспект образовательной деятельности «Птица Счастья» для воспитанников старшей группы Тема: «Птица Счастья» Цель: формировать интерес детей к искусству оригами; развивать уверенность в своих силах, творчество. Образовательная.

Конспект занятия «Колобок знакомится с жизнью лесных обитателей» для детей 2 младшей группы (3–4 года) с нарушением зрения Конспект занятия по развитию предметных представлений и способов обследования на тему: «Колобок знакомится с жизнью лесных обитателей».

Конспект занятия по математике для старшей группы «Знакомство с числом 10» Цель. -познакомить детей с цифрой 10, учить ее записывать; -закреплять знания цифр в пределах 10? -продолжать учить ориентироваться по плану.

Конспект занятия в старшей группе «Животные и птицы Крайнего Севера». Цели: Обобщать знания детей о животных и птицах Крайнего Севера; Развивать у детей познавательный интерес к жизни.

Проект в старшей группе детского сада «Жизнь народов Крайнего Севера» Пояснительная записка В проекте представлены материалы по организации совместной деятельности педагога и детей по воспитанию и образованию.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Дикие животные
  • Дикие животные
Автор публикации:
Конспект занятия для воспитанников старшей группы «Знакомство с жизнью народов Севера»
Опубликовано: 19 февраля 2017 в 18:16
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 апреля. Юбилей книги «Муха-Цокотуха»

«Муха-Цокотуха» — единственная сказка, которую К. Чуковский по собственному признанию написал без оглядки, за один день, словно по внушению нахлынувших радостных чувств. Автор даже пустил в пляс, сочиняя...

23 апреля. День рождения Шекспира

«А не пора ли нам, друзья мои, замахнуться на Вильяма нашего Шекспира?» – спрашивал руководитель народного театра у актёров, в комедии «Берегись автомобиля». Этот юмористический монолог в исполнении...

Фотоотчет «Гирлянда Дружбы»
«Дружба крепкая Не сломается, Не развеется от дождей и вьюг. Друг в беде не бросит, Лишнего не спросит, Вот, что значит настоящий, Верный друг! » –...
Тематические уголки группы ДОУ
Доброго времени суток , уважаемые коллеги предлагаю Вашему вниманию несколько уголков , которые есть у нас в группе. Это "Уголок...
Мастер-класс к Дню пасхальных сувениров на МAAM
Мастер - класс к дню пасхальных сувениров на МААМ. Описание: данный мастер-класс предназначен для детей дошкольного и младшего школьного возраста,...