Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с якутским народным орнаментом

Екатерина Минеева
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с якутским народным орнаментом

Минеева Екатерина Анатольевна. Педагог ДО.

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста

с якутским народным орнаментом как средство приобщения

к культуре якутского народа.

Творчество, его формирование и развитие — одна из интереснейших и таинственных проблем, привлекающая внимание исследователей разных специальностей.

Раннее развитие способности к творчеству уже в дошкольном детстве — залог будущих успехов. Известный педагог В. Н. Шацкая определяла творчество дошкольников как метод наиболее совершенного овладения определенным видом искусства и формирование творческой личности.

Живопись народных мастеров лежит в основе различных видов деятельности, как показала практика, эффективно способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, важных для овладения определенным объемом знаний, на основе которого у детей формируются разнообразные художественно творческие способности. А наличие художественно творческих способностей у детей 4 — 5 лет является залогом успешного обучения в школе.

В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, четкость в исполнения орнаментов. Это дает материал для развития элементарных математических представлений.

Цель исследования - определить систему работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с якутским народным орнаментом.

Объект исследования - процесс художественно эстетического развития дошкольного возраста.

Предмет исследования - ознакомление детей старшего дошкольного возраста с якутским народным орнаментом как средство приобщения к культуре якутского народа.

Гипотеза исследования - процесс ознакомления с якутским народным орнаментом будет успешным,если:

• Создать предметно — развивающую среду, (предметы быта, одежды с рисунком якутского орнамента)

• Будет разработана система занятий по ознакомлению с якутским народным орнаментом.

• Будет установлено тесное сотрудничество с семьей.

Теоретико - методологическую основу исследования составляет концепция З. А. Богатеевой и О. А. Соломенниковой по ознакомлению детей дошкольного возраста. Национально региональный компонент имеет большое воспитательное значение для формирования гражданственности, патриотических чувств и духовно — нравственного воспитания дошкольников.

База исследования МБДОУ Детский сад №22 «Василек» п. Чернышевский Мирнинского р— на Республики Саха (Якутия, в старшей группе.

Декоративное рисование, как и все виды изобразительного искусства, развивает у ребенка чувство прекрасного. Произведения народного декоративного искусства близки детям красочностью, простотой композиции. Знакомя детей с произведениями декоративного искусства различных областей и народностей нашей страны, педагог должен воспитывать в ребятах любовь к Родине, уважение к труду людей, создающих эту красоту.

Задачи обучения декоративному рисованию в старшей группе следующие:

- развивать композиционные умения в ритмичном расположении форм в узоре на полосе, квадрате, круге;

- развивать чувство цвета — умение красиво сочетать контрастные цвета;

- развивать умения в рисовании различных крупных и мелких форм простых элементов узора;

- развивать технические навыки в пользовании кистью (легко касаться бумаги, делая точки, действовать всей поверхностью кисти, проводя полосы, мазки).

Кроме точек и мазков, дети учатся использовать в узоре круги и кольца, с приемами рисования которых они знакомились еще в младшей группе.

Кроме квадрата и круга, детям даются овал, треугольник, шестиугольник — формы, более сложные для построения узора. В старшей группе в качестве композиционного приема чаще применяют принцип чередования элементов, что делает узор более декоративным. Чередование может включать 2-3 элемента, различных по форме или цвету.

Задачи обучения детейседьмого года жизни декоративному рисованию следующие:

- развивать чувство композиции: учить составлять узоры на плоских и объёмных формах в зависимости от их особенностей и назначения предмета;

- развивать чувство цвета: учить использовать разнообразные цвета с их оттенками в различных сочетаниях;

- учит видеть особенности разных видов народной декоративной росписи, использовать в рисунках отдельные элементы народных орнаментов;

- совершенствовать технические навыки рисования красками и карандашами;

В детском саду на занятиях по изобразительной деятельности используются разнообразные методы и приемы, которые условно можно подразделить на наглядные и словесные. Особую, специфичную для детского сада группу приемов составляют игровые приемы. В них соединяется применение наглядности и использование слова.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует на то что, ребенок проявляет самостоятельность в разнообразных видах деятельности, стремится к проявлению творческой инициативы. Может самостоятельно поставить цель, обдумать путь к ее достижению, осуществить замысел и оценить полученный результат с позиции цели.

К культурным ценностям любого народа относятся орнаменты, которые широко распространены в быту, народном искусстве, архитектуре.

Главной особенностью орнамента является то, что он связан с конкретным предметом (зданием, домашней утварью, костюмам, ковром) и не может существовать самостоятельно, вне этого предмета.

Слово «орнамент» латинского происхождения, в переводе означает «украшение», «узор», основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов;

По общему виду их можно разделить на растительные, геометрические, зооморфные (звериные).

Якуты испокон веков украшали орнаментами свои строения, сэргэ, атрибуты ысыаха, домашнюю утварь, свою одежду, различную посуду. Для каждого предмета использовались орнаменты различного содержания, основанные в духе эстетических требований народа, его философских взлядов. Ознакомление с якутским народным орнаментом начинается с группы старшего дошкольного возраста.

Большую помощь в этом педагогу оказывает чтение искусствоведческой литературы, ознакомление с экспозициями музеев народного искусства или отделов в художественных и краеведческих музеях, посещение выставок народного творчества.

Якутский орнамент имеет свои характерные особенности (форму, цветовую гамму, различное композиционное решение). Данная работа с детьми предполагает несколько этапов.

Ознакомление детей с национальным декоративно — прикладным искусством, с понятием «орнамент», с историей якутского орнамента

Беседы с детьми об орнаментальном творчестве якут и русских, ознакомление с рисунками, аппликациями, вышивками, выполненными по мотивам якутского орнамента.

Последовательная работа по использованию элементов якутского орнамента в декоративных композициях на занятиях по изобразительной деятельности и в самостоятельной деятельности.

Использование фольклорных произведений, записей народных мелодий, наглядных дидактических средств (рисунки, диафильмы, альбомы, слайды, книжные иллюстрации) в повседневной жизни детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Опытно - экспериментальная работа приводилась нами в Чернышевском ДОУ в старшей группе.

В эксперименте участвовали две группы детей (контрольная и экспериментальная). В каждой группе по десять детей, которые будут проходить тестирование.

С экспериментальной группой проводились занятия по определённой разработанной методике, для развития у детей творческих способностей. Контрольная группа занималась по обычной программе. Констатирующий эксперимент проводится для того, чтобы зафиксировать начальные оценочные показатели контрольной и экспериментальной групп. Предполагалось, что после проведения занятий с экспериментальной группой, уровень творческого развития детей повысить. Все это стало ясно после проведения контрольного тестирования групп и сравнения их результатов. При проведении исследовательской работы были использованы следующие методы.

Наблюдение - древнейший метод познания, научный метод исследования, не ограниченный простой регистрацией фактов, а научно - объясняющий причины того или иного явления;

Эксперимент — основной метод исследовательской работы, вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для выполнения действий;

Диагностика и тестирование подбор задач и вопросов, которые служат для проведения сравнительно кратковременных одноразовых испытаний, а также с целью коррекции творческих отклонений.

Анализ продуктов деятельности - один из методов психологии, изучающей детские рисунки, стихи, аппликации, конструирование, другие продукты деятельности ребенка;

Метод исследования личности — совокупности способов и приемов изучения психологических проявлений личности человека.

Для определения уровня знаний и умений детей о якутском народном орнаментенами были выделены следующие критерии:

• Проявление интереса к якутскому народному орнаменту;

• Знание цветов якутских народных орнаментов;

• Умение рисовать узор;

• Умение строить композицию.

На основе выделенных критериев нами был определен уровень знаний и умений.

Технология ознакомления детей старшего дошкольного возраста с якутским орнаментом

Раскроем пути использования народных орнаментов на занятиях по рисованию. Прежде всего намечается последовательность проведения занятий, определяются приемы выполнения и использования элементов по мере постепенного усложнения их очертаний композиции и сочетания цветов. Это содержание разрабатывается в соответствии с программными задачами по рисованию в каждой возрастной группе на основе учета уровня готовности детей к выполнению подобных заданий.

Последовательность отображения народных орнаментов в рисовании предусматривает овладение умениями, во — первых, изображать отдельные элементы по образцу и показу воспитателем приемов рисования; во — вторых, создавать комбинации элементов по закономерностям композиций и по колориту, принятым в искусстве данного народа, на основе рассматривания изделий и вариативных образцов; в — третьих, творчески использовать усвоенные знания при выполнении работ по замыслу.

Для якутского орнамента характерен лировидный мотив. Наиболее сложные изображения дети выполняют по нарисованному контуру.

Программа формирующего эксперимента включает в себя занятия по декоративному рисованию, лепке, аппликации.

Сравнительный анализ результатов опытно – экспериментальной работы детей старшего дошкольного возраста.

После завершения экспериментальной работы по приобщению детей к народной культуре средствами декоративно – прикладного искусства, была проведена повторная диагностика знаний, умений и навыков детей. Были получены следующие результаты. По данным полученным в результате диагностики, было установлено, что 6 дошкольников (60%) находятся на высоком уровне знаний, умений и навыков по декоративно – прикладному искусству; 4 ребенка (40%) находятся на среднем уровне развития.

Подобная диагностика была проведена и в контрольной группе. Ее результаты были следующие. Полученные данные свидетельствуют о том, что в контрольной группе у 1 ребенка (10%) высокий уровень, развитие знаний и умений старших дошкольников по декоративно – прикладному искусству; 5 дошкольников (50%) показатель средний уровень развития; 4 ребенка (40%) остались на низком уровне.

Сравнивая полученные результаты, можно утверждать, что уровень приобщения детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе значительно выше, чем почти все дети в экспериментальной группе имели к концу экспериментальной работы сформированные знания, умения и навыки. Дети проявили интерес к предметам народного декоративно – прикладного искусства. В основном правильно называли и различали виды декоративного искусства и орнамента.

Дети смогли произвести самостоятельный анализ изделий, определяли, из какого материала они сделаны. Правильно называли предметы народного декоративно – прикладного искусства. Описывали подробно, выделяя характерные признаки того или иного промысла, не менее пяти.

По итогам проведения экспериментальной работы можно утверждать, что приобщения детей к декоративно – прикладному искусству способствует приобщении ю детей к национальной культуре. Положительная динамика в уровне приобщению к национальной культуре у детей экспериментальной группы была достигнута, на наш взгляд, благодаря тому, что работа проходила целенаправленно и систематично. При ознакомлении с декоративно – прикладным искусством проводился сравнительный анализ содержание и характера украшения изделий прикладного искусства во взаимосвязи с предстоящей детям художественно - практической деятельностью; был введен цикл изобразительных заданий регионально – художественным содержанием; применялся комплекс методов, направленных на развитие эмоционально – ценностей, познавательной, творческий сторон личности ребенка.

Спасибо за внимание.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дидактические игры по русским народным сказкам для детей младшего дошкольного возрастаДидактические игры по русским народным сказкам для детей младшего дошкольного возраста ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА ПО СКАЗКЕ «РЕПКА» Цель: Продолжать развивать внимание, память, связную речь, способствовать проявлению самостоятельности,.

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края из опыта работыОзнакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края из опыта работы Кому как не детям дошкольного возраста близок и понятен мир природы. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой.

Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. Генералова Ольга.

Фотоотчёт «Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством»Фотоотчёт «Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством» Русское наследие очень важно для развития маленького человека. Любая образовательная программа дошкольного воспитания включает в себя темы.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки: купить, скачать шаблоны
  • Лэпбуки: купить, скачать шаблоны
  • Лэпбуки: купить, скачать шаблоны
Автор публикации:
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с якутским народным орнаментом
Опубликовано: 8 декабря 2021 в 07:01
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 января. Международный день снеговика

 Число 18, похожее на снеговика с метлой, и самый снежный месяц в году были выбраны для празднования Всемирного дня снеговика. Впервые идею такого праздника предложил Корнелиус Гретц из Германии, который...

18 января. День Винни-Пуха на МААМ

18 января исполняется ровно 140 лет со дня рождения создателя самого знаменитого плюшевого медвежонка в мире. 18 января 1882 года родился Александр Алан Милн – выпускник Кембриджа, сотрудник популярного...


Горячие темочки