Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с жизнью и поэзией А. С. Пушкина

Ольга Шевченко
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с жизнью и поэзией А. С. Пушкина

Шевченко Ольга Петровна – воспитатель ГБОУ г. Москва, средняя общеобразовательная школа №935. Педагогический стаж 12 лет. 1-я квалификационная категория.

Публикация для новой ступени квалификации.

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с жизнью и поэзией А. С. Пушкина.

Основной задачей является познакомить детей с основными событиями жизни поэта, которые доступны для понимания дошкольников (детство, Саша и Арина Родионовна, лицейские годы, Пушкин и его семья, дуэль, вызвать интерес к личности поэта. На занятии использовать отрывки из книг «Пушкин»; отрывки из его произведений; репродукции портретов А. С. Пушкина.

Рассказ воспитателя, примерный конспект вводного занятия.

На портрете изображен Александр Сергеевич Пушкин, великий русский поэт. Вы видите на рисунке мальчика – таким был поэт в детстве. Детство его прошло в Москве. У Саши

была младшая сестра и два младших брата. Отец Александра Сергеевича любил читать, сам немного писал стихи. Писатели и поэты часто приходили в гости к Пушкиным. Смышленого мальчика нередко оставляли в гостиной, когда гости читали свои произведения. Саша начал сочинять стихи очень рано, когда ему было три года.

Русскому языку учила бабушка, Мария Алексеевна, и любимая няня, Арина Родионовна, которая знала много песен, сказок и замечательно их рассказывала. Маленький Саша очень любил эти длинные, певучие сказки. Он часто просил няню пересказывать их еще и еще раз. Садился на маленькую скамеечку с Ариной Родионовной и за вязанием начиналась сказка…

Мальчик был очень скор и резок в движениях, любил посмеяться, пошуметь, побегать.

Когда Саше исполнилось 11 лет, его привезли в Царское Село, в лицей.

Александр проучился в лицее 6 лет. Там у него появились друзья.

В Царском Селе Пушкин начал писать свои настоящие стихи. Александр любил читать стихи своим друзьям. (Показать рисунок о природе).

Красивы, мелодичны стихи Александра Сергеевича о природе:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увядание,

В багрец и в золото одетые леса…

Пушкин умел рисовать и часто свои стихи и поэмы дополнял рисунками (показ иллюстраций страницы с рукописью стихотворения).

У Пушкина была большая семья, красавица жена Наталья Николаевна и четверо детей. Александр Сергеевич очень любил своих детей, часто играл с ними, называл их нежно «детушками».

Пушкин был очень честным, решительным человеком, писал смелые, правдивые стихи. В них он высмеивал глупцов, злых и нечестных людей. Из – за этого у него были враги; они старались обидеть поэта. Александр Сергеевич не мог терпеть и прощать оскорбления. Поэтому он стрелялся на дуэли 8 февраля 1837 года на Черной речке в Петербурге. Дуэль - это поединок, где человек защищает свою честь. Александр Сергеевич, как настоящий рыцарь, был смертельно ранен и погиб. Поэт похоронен в псковской области на территории Святогорского монастыря.

Пушкин умер, но он и его стихи не забыты. Его именем назван город, улицы, площади, станции метро. Есть в городах памятники А. С. Пушкину.

Следующим этапом идет чтение сказок, просмотр мультфильмов, драматизация сказки.

Взаимодействие с семьей.

Привлечение родителей к сбору библиотечки сказок А. С. Пушкина.

Составление альбомов в семье по сказкам А. С. Пушкина

Выставка детских рисунков на тему «Любимые герои сказок А. С. Пушкина».

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи

Тема: Знакомство с творчеством Александра Сергеевича Пушкина, сказкой «У лукоморья дуб зеленый».

Форма проведения: групповая.

Предварительная работа:

- Беседа «Радость встречи с Пушкиным»

- «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царице и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Программное содержание: Связная речь. Учить составлять сюжетный рассказ по произведению А. С. Пушкина «У лукоморья дуб зеленый». Развивать способность последовательно проговаривать события, предшествующие изображенным на фланелеграфе.

Грамматика: Упражнять в правильном произношении персонажей сказки. Формировать у детей осмысленно работать над собственным произношением. Развивать интонационную выразительность речи, творческое восприятие.

Словарь: Упражнять в подборе определений к заданному слову, в подборе антонимов и синонимов.

Наглядный материал: Фигурки сказочных персонажей на фланелеграф, опорные картинки по сказке. (дуб, кот,леший,русалка,избушка,30 витязей, колдун, богатырь, царевна, волк, ступа с Бабою Ягой, царь Кощей).

Материал: коробка – посылка; портрет А. С. Пушкина, книга раскладушка «Лукоморье».

Ход занятия:

- Воспитатель: «Ребята, сегодня нам принесли с почты

посылку». (Воспитатель достает коробку).

- «Вам интересно узнать, что внутри? Тогда открываем посылку.»

(Воспитатель открывает посылку и предлагает детям заглянуть в нее. Дети рассматривают содержимое ящика и говорят, что в посылке).

-Воспитатель: «Нам прислали портрет А. С. Пушкина и книгу «Лукоморье». Мы сейчас с вами отобразим сюжет этой сказки на фланелеграфе. Возьмите в руки вырезанные фигурки, которые крепятся на фланелеграф.»

(Воспитатель читает первый отрывок из произведения «Лукоморья»

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом:

Идет на право-песнь заводит,

На лево-сказку говорит.

(Ребенок) ставит на фланелеграф фигурку дуба.

-«Придумайте как можно больше слов, отвечающий на вопрос: Какой вопрос; к слову дуб. (Зеленый, высокий, старый, могучий, выносливый)

(Ребенок выставляет фигурку кота).

-«Кого вы видите на картинке?-(кот)- что он делает, (ходит по цепи кругом)

-«Как можно описать кота?»

-«Придумайте как можно больше слов, отвечающих на вопрос: Какой,;(пушистый, гладкий, черный, мудрый, ученый)

-«Как вы думаете почему кота писатель назвал-«Ученый»

При необходимости воспитатель помогает детям: «Потому, что он знает много сказок, рассказов).»

-«Назовите противоположные по смыслу слова ученый-(глупый)

Храбрый - …

Веселый-…

Отважный-…

(Педагог дает новое задание последующему отрывку.)

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

(Ребенок ставит на фланелеграф фигурку «лешего»).

- «Кто такой «леший»? (хозяин леса, дедушка лесовой, лесовик).

Придумайте как можно больше слов, отвечающих на вопрос: какой? По персонажу «леший».

- «Леший какой? (лохматый, седой, старый, неопрятный).

Придумайте как можно больше слов, отвечающих на вопрос: «Что делает леший?». (хохочет, бьет в ладоши, пугает, свищет, аукает, поет голосом без слов, плачет).К хорошим людям относится хорошо, помогает выйти из леса, к не слишком хорошим – плохо.»

(Ребенок выставляет следующую фигурку «русалки» на фланелеграф).

- «Кто такая «русалка» (морская дева, утопленница).

Придумайте как можно больше слов, отвечающих на вопрос: «Какая?» к персонажу «русалка».

Русалка какая? – (красивая, добрая, сказочная, длиннохвостая, длинноволосая).

Проведение физкультминутки

- Воспитатель – Вы немного отдохнули, а теперь продолжим сказку «лукоморье».

(Ребенок выставляет на фланелеграф фигурку «избушки»).

Придумайте как можно больше слов отвечающих на вопрос: «Какая?» к слову «избушка».

Избушка какая? – (деревянная, старая, Сказочная, без окон, без дверей).

_ Чье это жилище? (Бабы – Яги).

- Воспитатель читает следующий отрывок по тексту и дает новое задание.

Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несет богатыря;

(На фланелеграф выставляется сюжет из этого отрывка).

- Как расценить с позиции добра и зла этот отрывок? Подумайте о чем идет речь: добре или зле.

(зле, колдун хочет атаковать, уничтожить богатыря)

- Как вы понимаете слово «пленяет» - (брать в плен).

Следующее задание по тексту на фланелеграфе.

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

- Что обозначает слово темница – (тюрьма, заточение в помещении).

Придумайте слова, отвечающих на вопрос: «Какой?» по персонажу «волк».

Волк какой? – (бурый, добрый, отзывчивый) выполняет поручения царевны.

- Воспитатель читает следующий отрывок сказки и дает задание.

(Выставляется следующий сюжет на фланелеграфе).

Там ступа с Бабою Ягой

Идет, бредет сама собой;

Там царь Кашей над златом чахнет;

Там русский дух. там Русью пахнет!

- Что такое ступа? (волшебный сосуд, в котором Баба – Яга летает по воздуху и погоняет помелом).

- Как понимать слово «чахнет» - (терять силы, утрачивать былую силу, трястись, дрожать).

- Воспитатель читает следующий отрывок сказки.

(Выставляется последний сюжет по отрывку)

И там я был, мед я пил;

У моря видел дуб зеленый;

Под ним сидел, кот ученый

Свои мне сказки говорил.

- Воспитатель разъясняет детям, что этот отрывок называется присказка. (прибаутка,элемент сказки, который является концовкой ее содержания).

Почти все сказки заканчиваются победой добра над злом и торжеством справедливости и автор заканчивает сказку словами – «И я там был мед пиво пил, по усам текло, а в рот не попало».

Публикации по теме:

«Молодецкие потехи». Развлечение для детей подготовительной группы Развлечение для детей подготовительной группы. Разработали и провели педагоги группы № 10:  учитель-дефектолог: МАХАНЕВА ОЛЬГА ГЕРМАНОВНА.

Немного о себе!!! Резюме: Тимохина Ирина Александровна родилась 04 июня 1959 года. Стаж работы в должности воспитателя 28 лет ПР. №90-К от 21.02.1984 года;.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Детские писатели
  • Детские писатели
Автор публикации:
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с жизнью и поэзией А. С. Пушкина
Опубликовано: 2 января 2015 в 14:04
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 декабря. День экспериментов со снегом на МААМ

Дошколята активно познают окружающий мир и задают нам, взрослым, множество разных интересных вопросов. Зимой это, к примеру «откуда берется снег», «почему он не тает», «почему на улице вода замерзает и...

16 декабря. День валенка на МААМ

Прадедушками валенок были пимы — традиционные войлочные сапоги кочевников, которые появились на Руси во времена монголо-татарского ига. Валяная обувь пришлась по душе нашим предкам — легкие и теплые...

Фотоотчёт «Аппликация с элементами рисования «Снеговик» в средней группе
Цель: формирование умения создавать аппликацию из готовых деталей. Задачи: - развивать умение выполнять работу в определенной последовательности,...
Мастер-класс по изготовлению аппликации «Мышка-символ года»
Цель: изготовление новогодней аппликации «Мышка-символ года». Назначение: аппликация может быть использована для оформления детского интерьера -...
Мастер-класс «Экскурсия по вернисажу» детей художественного объединения «Волшебная...
Сегодня я хочу рассказать о проведении экскурсии по вернисажу, детьми, которые занимаются в кружке "Волшебная кисточка" Содержание программы кружка...