Ольга Шевченко
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с жизнью и поэзией А. С. Пушкина
▼ Скачать + Заказать документы
Шевченко Ольга Петровна – воспитатель ГБОУ г. Москва, средняя общеобразовательная школа №935. Педагогический стаж 12 лет. 1-я квалификационная категория.
Публикация для новой ступени квалификации.
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с жизнью и поэзией А. С. Пушкина.
Публикация «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с жизнью и поэзией А, С, Пушкина» размещена в разделах
Основной задачей является познакомить детей с основными событиями жизни поэта, которые доступны для понимания дошкольников (детство, Саша и Арина Родионовна, лицейские годы, Пушкин и его семья, дуэль, вызвать интерес к личности поэта. На занятии использовать отрывки из книг «Пушкин»; отрывки из его произведений; репродукции портретов А. С. Пушкина.
Рассказ воспитателя, примерный конспект вводного занятия.
На портрете изображен Александр Сергеевич Пушкин, великий русский поэт. Вы видите на рисунке мальчика – таким был поэт в детстве. Детство его прошло в Москве. У Саши
была младшая сестра и два младших брата. Отец Александра Сергеевича любил читать, сам немного писал стихи. Писатели и поэты часто приходили в гости к Пушкиным. Смышленого мальчика нередко оставляли в гостиной, когда гости читали свои произведения. Саша начал сочинять стихи очень рано, когда ему было три года.
Русскому языку учила бабушка, Мария Алексеевна, и любимая няня, Арина Родионовна, которая знала много песен, сказок и замечательно их рассказывала. Маленький Саша очень любил эти длинные, певучие сказки. Он часто просил няню пересказывать их еще и еще раз. Садился на маленькую скамеечку с Ариной Родионовной и за вязанием начиналась сказка…
Мальчик был очень скор и резок в движениях, любил посмеяться, пошуметь, побегать.
Когда Саше исполнилось 11 лет, его привезли в Царское Село, в лицей.
Александр проучился в лицее 6 лет. Там у него появились друзья.
В Царском Селе Пушкин начал писать свои настоящие стихи. Александр любил читать стихи своим друзьям. (Показать рисунок о природе).
Красивы, мелодичны стихи Александра Сергеевича о природе:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увядание,
В багрец и в золото одетые леса…
Пушкин умел рисовать и часто свои стихи и поэмы дополнял рисунками (показ иллюстраций страницы с рукописью стихотворения).
У Пушкина была большая семья, красавица жена Наталья Николаевна и четверо детей. Александр Сергеевич очень любил своих детей, часто играл с ними, называл их нежно «детушками».
Пушкин был очень честным, решительным человеком, писал смелые, правдивые стихи. В них он высмеивал глупцов, злых и нечестных людей. Из – за этого у него были враги; они старались обидеть поэта. Александр Сергеевич не мог терпеть и прощать оскорбления. Поэтому он стрелялся на дуэли 8 февраля 1837 года на Черной речке в Петербурге. Дуэль - это поединок, где человек защищает свою честь. Александр Сергеевич, как настоящий рыцарь, был смертельно ранен и погиб. Поэт похоронен в псковской области на территории Святогорского монастыря.
Пушкин умер, но он и его стихи не забыты. Его именем назван город, улицы, площади, станции метро. Есть в городах памятники А. С. Пушкину.
Следующим этапом идет чтение сказок, просмотр мультфильмов, драматизация сказки.
Взаимодействие с семьей.
Привлечение родителей к сбору библиотечки сказок А. С. Пушкина.
Составление альбомов в семье по сказкам А. С. Пушкина
Выставка детских рисунков на тему «Любимые герои сказок А. С. Пушкина».
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи
Тема: Знакомство с творчеством Александра Сергеевича Пушкина, сказкой «У лукоморья дуб зеленый».
Форма проведения: групповая.
Предварительная работа:
- Беседа «Радость встречи с Пушкиным»
- «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царице и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
Программное содержание: Связная речь. Учить составлять сюжетный рассказ по произведению А. С. Пушкина «У лукоморья дуб зеленый». Развивать способность последовательно проговаривать события, предшествующие изображенным на фланелеграфе.
Грамматика: Упражнять в правильном произношении персонажей сказки. Формировать у детей осмысленно работать над собственным произношением. Развивать интонационную выразительность речи, творческое восприятие.
Словарь: Упражнять в подборе определений к заданному слову, в подборе антонимов и синонимов.
Наглядный материал: Фигурки сказочных персонажей на фланелеграф, опорные картинки по сказке. (дуб, кот,леший,русалка,избушка,30 витязей, колдун, богатырь, царевна, волк, ступа с Бабою Ягой, царь Кощей).
Материал: коробка – посылка; портрет А. С. Пушкина, книга раскладушка «Лукоморье».
Ход занятия:
- Воспитатель: «Ребята, сегодня нам принесли с почты
посылку». (Воспитатель достает коробку).
- «Вам интересно узнать, что внутри? Тогда открываем посылку.»
(Воспитатель открывает посылку и предлагает детям заглянуть в нее. Дети рассматривают содержимое ящика и говорят, что в посылке).
-Воспитатель: «Нам прислали портрет А. С. Пушкина и книгу «Лукоморье». Мы сейчас с вами отобразим сюжет этой сказки на фланелеграфе. Возьмите в руки вырезанные фигурки, которые крепятся на фланелеграф.»
(Воспитатель читает первый отрывок из произведения «Лукоморья»
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом:
Идет на право-песнь заводит,
На лево-сказку говорит.
(Ребенок) ставит на фланелеграф фигурку дуба.
-«Придумайте как можно больше слов, отвечающий на вопрос: Какой вопрос; к слову дуб. (Зеленый, высокий, старый, могучий, выносливый).»
(Ребенок выставляет фигурку кота).
-«Кого вы видите на картинке?-(кот)- что он делает, (ходит по цепи кругом).»
-«Как можно описать кота?»
-«Придумайте как можно больше слов, отвечающих на вопрос: Какой,;(пушистый, гладкий, черный, мудрый, ученый).»
-«Как вы думаете почему кота писатель назвал-«Ученый»?»
При необходимости воспитатель помогает детям: «Потому, что он знает много сказок, рассказов).»
-«Назовите противоположные по смыслу слова ученый-(глупый)
Храбрый - …
Веселый-…
Отважный-…
(Педагог дает новое задание последующему отрывку.)
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
(Ребенок ставит на фланелеграф фигурку «лешего»).
- «Кто такой «леший»? (хозяин леса, дедушка лесовой, лесовик).
Придумайте как можно больше слов, отвечающих на вопрос: какой? По персонажу «леший».
- «Леший какой? (лохматый, седой, старый, неопрятный).
Придумайте как можно больше слов, отвечающих на вопрос: «Что делает леший?». (хохочет, бьет в ладоши, пугает, свищет, аукает, поет голосом без слов, плачет).К хорошим людям относится хорошо, помогает выйти из леса, к не слишком хорошим – плохо.»
(Ребенок выставляет следующую фигурку «русалки» на фланелеграф).
- «Кто такая «русалка» (морская дева, утопленница).
Придумайте как можно больше слов, отвечающих на вопрос: «Какая?» к персонажу «русалка».
Русалка какая? – (красивая, добрая, сказочная, длиннохвостая, длинноволосая).
Проведение физкультминутки
- Воспитатель – Вы немного отдохнули, а теперь продолжим сказку «лукоморье».
(Ребенок выставляет на фланелеграф фигурку «избушки»).
Придумайте как можно больше слов отвечающих на вопрос: «Какая?» к слову «избушка».
Избушка какая? – (деревянная, старая, Сказочная, без окон, без дверей).
_ Чье это жилище? (Бабы – Яги).
- Воспитатель читает следующий отрывок по тексту и дает новое задание.
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря;
(На фланелеграф выставляется сюжет из этого отрывка).
- Как расценить с позиции добра и зла этот отрывок? Подумайте о чем идет речь: добре или зле.
(зле, колдун хочет атаковать, уничтожить богатыря)
- Как вы понимаете слово «пленяет» - (брать в плен).
Следующее задание по тексту на фланелеграфе.
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
- Что обозначает слово темница – (тюрьма, заточение в помещении).
Придумайте слова, отвечающих на вопрос: «Какой?» по персонажу «волк».
Волк какой? – (бурый, добрый, отзывчивый) выполняет поручения царевны.
- Воспитатель читает следующий отрывок сказки и дает задание.
(Выставляется следующий сюжет на фланелеграфе).
Там ступа с Бабою Ягой
Идет, бредет сама собой;
Там царь Кашей над златом чахнет;
Там русский дух. там Русью пахнет!
- Что такое ступа? (волшебный сосуд, в котором Баба – Яга летает по воздуху и погоняет помелом).
- Как понимать слово «чахнет» - (терять силы, утрачивать былую силу, трястись, дрожать).
- Воспитатель читает следующий отрывок сказки.
(Выставляется последний сюжет по отрывку)
И там я был, мед я пил;
У моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел, кот ученый
Свои мне сказки говорил.
- Воспитатель разъясняет детям, что этот отрывок называется присказка. (прибаутка,элемент сказки, который является концовкой ее содержания).
Почти все сказки заканчиваются победой добра над злом и торжеством справедливости и автор заканчивает сказку словами – «И я там был мед пиво пил, по усам текло, а в рот не попало».