Елизавета Амеженко
Ознакомление дошкольников с природой Южного Урала
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель МДОУ ЦРР «Д/С № 17» Амеженко Елизавета Михайловна, г. Магнитогорск
Ознакомление дошкольников с природой Южного Урала
Любовь к родной природе, умение видеть и чувствовать её красоту – это начало патриотического чувства, чувства любви к Родине. В общении с природой формируются лучшие нравственные качества личности маленького гражданина: привязанность к родным местам, чуткость, отзывчивость, доброе отношение ко всему живому. Каждый человек должен помнить свою малую Родину, она дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать, а впечатления о родной природе, полученные в детстве оставляют неизгладимый след в душе ребенка, а иногда определяют интересы и симпатии человека на всю жизнь.
Публикация «Ознакомление дошкольников с природой Южного Урала» размещена в разделах
- Природа Урала: животные и растения
- Урал - наш край родной
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Проблема состоит в том, что живя в таком удивительном месте, наши дети, к сожалению, мало знают о природе Южного Урала. Они гораздо лучше знают представителей животного и растительного мира тропиков, саванны и других зон нежели представителей природы своего родного края.
В процессе ознакомления детей с природой особое значение имеют методы и приемы, способствующие непосредственному восприятию детьми природы и активному овладению навыками взаимодействия с природой : наблюдение, экскурсия, игры, беседы, эксперименты, и т. д.
Работу старалась спланировать так, чтобы лучше, доступней рассказать детям о необъятных богатствах нашего края. Наблюдения в природе, экскурсии, целевые прогулки давали богатую почву для размышления, пробуждали в детях пытливость и любознательность.
В ходе занятий, экскурсий, прогулок старалась чтобы дети полюбили каждый кустик, каждое деревце, каждую травинку, не только полюбили, но и бережно к ней относились. На прогулках обратила внимание на внимание детей на берёзку, прочитала о ней стихи.
Дети с интересом слушали, каждый старался найти свою берёзку, описать её (берёзка белая, стройная, красивая и т. д.)
При ознакомлении детей с природой стремилась дать им образец гуманного отношения ко всему живому. Если на первых экскурсиях кто-то из детей пытался сорвать цветок, веточку, то потом это не случалось. Каждый понимал, что всё живое украшает нашу землю, что многие растения занесены в Красную книгу. Дети решили оберегать природу, строго следить за тем, чтобы никто не ломал веток, не рвал цветов.
В ходе экскурсий, целевых прогулок ребята наблюдали, как меняется природа в течение года.
Буйство природы и красок, Урал, как мир, неординарен
Земля самоцветных камней, Простор его тому виной.
Неистовых снежных плясок Урал на полюсах полярен :
Долгой зимой над ней. На нём царят и стынь и зной.
При проведении прогулок, экскурсий стараюсь способствовать появлению у детей определённого эмоционального контакта с природой. Для этого не заполняю всё время обязательной деятельностью (беседой, игрой, коллективными заданиями, а выделяю минуты для индивидуального общения ребёнка с природой. Не подавляя активности детей, при наблюдениях, экскурсиях, беседах учу их замечать и определять словом произошедшее в природе изменение, помогаю сравнить явления, подобрать для их характеристики нужные слова. Так, например, во время осенней прогулке, обратилась к детям: «Посмотрите, какой стала природа в нашем краю. Вспомните, какой она была летом. Что изменилось? А какая природа нашего края вам нравится больше: осенняя или летняя? Почему?»
Нацеливаю детей на эмоциональную оценку окружающей природы, чтобы их высказывания становились содержательными и выразительными. «Я бы стал рисовать эту берёзку. Она такая красивая. Листья на ней жёлтые, как будто она в жёлтом платочке», - рассказывает Миша. «А мне нравится этот пенёк, - говорит Лера, - он мхом весь покрыт, как будто старый-старый дед с бородой зелёной».
С наступлением зимы, с детьми можно проводить наблюдения на прогулках: за снегопадом, метелью, узорчатыми рисунками на окне.
С интересом слушают ребята рассказы М. Пришвина, которого справедливо называют певцом русской природы. Занимательные рассказы В. Бианки, Н. Павловой, стихи Е. Баратынского приближают ребёнка к природе, её обитателям, заставляя глубже задумываться над происходящими в ней явлениями, помогают устанавливать простейшие связи и взаимозависимость.
Воспитывая у детей любовь к родному краю, его природе, нельзя не рассказать о богатствах Южного Урала, его животном мире.
В работе использую картины, фотографии, иллюстрации. Дети знают, что леса, степи Южного Урала очень богаты животным миром. С интересом слушают дети рассказы об олене и зайце – беляке, о белке и хитром лисе.
Южный Урал богат и красив озёрами, а какие прекрасные, самые древние горы, и что наша река Урал делит материк на две части: Европу и Азию.
Трудно воспитать у детей заботливое отношение растениям и животным, если не привлекать их к труду в природе, к ежедневному систематическому уходу за растениями. Дежурить в уголке природы дети любят, знают названия комнатных растений, умеют ухаживать за ними. А с каким удовольствием они участвуют в посадке весеннего огорода, наблюдают за ростом рассады. Пусть этот труд в уголке не велик, но само отношение к нему, желание трудиться у детей огромно. Чтобы закрепить ранее полученные детьми знания, провожу игры: «От какого дерева лист?», «Назови и запомни». Уделяю внимание изготовлению различных поделок из природного материала.
В помощь привлекаю родителей. Они также как и воспитатель должны быть готовыми ответить на вопросы детей, удовлетворить их любознательность. Для пап и мам организую консультации: «Наш Дом Южный Урал», «От любви к природе – до любви к Родине», даю рекомендации, когда и как знакомить ребёнка с природой родного края, какие учить стихи.
Большой интерес у родителей вызывают практические советы о том, какие цветы или овощи выращивать с детьми на подоконнике, как содержать животных дома, и, главное, как научить детей любить и беречь своих питомцев, заботиться о них.
Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут бережно относиться ко всему живому, на всю жизнь сохранят любовь к своей малой родине – Южному Уралу.