МААМ-картинки

Проект по легоконструированию в подготовительной группе

татьяна артемьева
Проект по легоконструированию в подготовительной группе

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад №10 «Золотой ключик»

П Р О Е К Т

«Формирование предпосылок к учебной деятельности у детей дошкольного возраста посредством лего - конструирования и робототехники»

(подготовительная к школе группа)

Подготовила : воспитатель

1 квалификационной категории

Артемьева Татьяна Михайловна

Дмитров 2019-2020гг

Оглавление

Информационная карта проекта 3

Публикация «Проект по легоконструированию в подготовительной группе» размещена в разделах

Краткая аннотация проекта 4

Актуальность 5

Новизна 6

Социальная значимость 6

Цель 6

Задачи: 7

I. Подготовительный этап : (сентябрь 2019год) 9

II. Основной этап: (октябрь 2019 - май 2020год) 9

III. Заключительный этап: (май 2020 год) 10

Ресурсы: 11

Приложение №1 13

Приложение№ 2 19

Приложение №3 21

Список используемой литературы 23

Информационная карта проекта

1. Полное название проекта Формирование предпосылок к учебной деятельности у детей дошкольного возраста посредством лего-конструирования и робототехники у детей подготовительной к школе группы.

2. Специализация проекта за счет обновлений содержания дошкольного образования и технологий, используемых в ходе образовательной деятельности, нам удаётся выстроить четко организованную систему, обеспечивающую преемственность со школой и работающую на важную для современного общества задачу — воспитание будущих инженерных кадров России.

3. Цель проекта создание комплекса условий для формирования предпосылок к учебной деятельности и развития технического творчества у детей с ограниченными возможностями здоровья.

4. Автор проекта, Артемьева Татьяна Михайловна

5. Сроки реализации проекта 1 год

Краткая аннотация проекта

Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию.

Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задачи особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребёнок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.

Эффективность применения Лего конструирования и робототехники обусловливается её высокими образовательными возможностями: многофункциональностью, техническими и эстетическими характеристиками, использованием в различных видах деятельности. Применение лего-конструирования основано на системно- деятельностном подходе.

Системно - деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков.

Целенаправленное систематическое обучение детей дошкольного возраста конструированию играет большую роль при подготовке к школе. Оно способствует формированию умению учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает предпосылки к учебной деятельности.

Игровые занятия позволяют освоить посильный опыт в области технических знаний, учат моделировать, пользоваться знаковыми символами, совершать знакомые операции и действия: математические, логические, лингвистические.

Актуальность

Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Внедрение новых технологий, разработка новых проектов ставит новую задачу перед образованием - подготовку специалистов с современным инженерно – техническим мышлением.

Особое внимание уделяется дошкольному образованию. Ведь именно в этот период закладывается фундаментальные компоненты становления личности ребенка. В связи с этим огромное значение отведено конструированию. Конструирование способствует развитию исследовательской и творческой активности детей, умение наблюдать, экспериментировать, ставить цель и находить правильное решение.

Наблюдая за играми детей, отметила, что конструирование это любимый вид деятельности, но все сводится к тому, что дети могут конструировать лишь примитивные постройки, при создании более сложной конструкции не хватает силы воли, усидчивости. Результаты диагностики показали, что дети не всегда применят правила, испытывают, затрудняются в контроле своей деятельности, часто не слышат и не понимают поставленной задачи.

Учитывая, то, что я прошла курсы повышения квалификации по данной теме, есть хорошая возможность применить полученные знания на практике.

Актуальность введения конструирования и робототехники в образовательный процесс обусловлена требованиями ФГОС дошкольного образования: к формированию предметно - пространственной развивающей среде, востребованностью развития широкого кругозора ребенка старшего дошкольного возраста, формированию предпосылок к учебной деятельности, формированию познавательных интересов ребенка в различных видах деятельности, воспитанию социально - активной личности. Дети, приходя в первый класс, хотят и могут учиться, у них развиты психологические предпосылки овладения учебной деятельностью, на которые опирается программа начального образования.

Таким образом, становится очевидным, что лего-конструирование и образовательная робототехника являются уникальной образовательной технологией, направленной на поиск, подготовку и поддержку нового поколения молодых исследователей с практическим опытом командной работы на стыке перспективных областей знаний.

Новизна определяется тем, что позволяет дошкольникам раскрыть практическую целесообразность конструирования и робототехники, развить необходимые к дальнейшей жизни умения и навыки, расширить круг интересов.

Социальная значимость заключается в том, что использование образовательных конструкторов помогает детям адаптироваться к учебной деятельности, делая переход от игры к учебе менее болезненным и более эффективным.

Психолого - педагогические исследования (Л. С. Выготский, Л,А, Венгер и др.) показывают, что наиболее эффективным способом развития склонности у детей к техническому творчеству, зарождения творческой личности в технической сфере является практическое изучение, проектирование и изготовление объектов техники, самостоятельное создание детьми технических объектов, обладающих признаками полезности или субъективной новизны, развитие которых происходит в процессе специально организованного обучения.

Психологические исследования Н. Н. Поддьякова показывают, что дети дошкольного возраста выделяют не только практический результат действия, но и те знания, умения, которые при этом усваиваются. Уже в данном возрасте при решении практических задач происходит переориентировка сознания детей с конечного результата на способы его достижения. Дети начинают осмысливать свои действия и их результаты, осознавать тот путь, с помощью которого приобретаются новые знания. Такое осознание повышает успешность формирования у них новых познавательных действий, а вместе с этим и формирование новых, более сложных знаний.

Цель - создание комплекса условий для формирования предпосылок к учебной деятельности и развития технического творчества у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Формировать умение с помощью зрения анализировать и классифицировать предметы по их основным признакам.

2. Воспитывать заинтересованность и положительное отношение к наблюдению, поиску, анализу воспринимаемых объектов.

3. Формировать предпосылки к учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца

4. Формировать пространственное и техническое мышление, активизировать мыслительные процессы дошкольников (изобретательность, поиск нового и оригинального).

5. Развивать интерес к конструированию, стимулировать детское техническое творчество (обучать конструированию по образцу, чертежу, по собственному замыслу)

6. Развитие индивидуальных способностей одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением

7. Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе

8. Развивать мелкую моторику рук, стимулируя общее речевое развитие и умственные способности.

В своей работе опираюсь на принципы:

1. Творчества и успеха - достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной личности, мотивирует ребенка на дальнейшую работу.

2. Возрастной адекватности - соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития дошкольников.

3. Формирование познавательных интересов и познавательных действий, поддержки инициативы детей.

4. Социальное партнерство «педагог - воспитанник - семья», предполагает тесное сотрудничество педагога с родителями обучающегося.

5. Систематичности - обучение, однажды начавшись, должно продолжаться в определенном режиме и ритме до достижения заданного результата.

6. Комплексно - тематического построения образовательного процесса, основанный на интеграции содержания разных образовательных областей вокруг единой, общей темы, которая на определенное время (как правило, неделю) становится объединяющей.

Условно процесс обучения конструированию разделила на следующие этапы, позволяющий детям постепенно осваивать процесс конструирования, стимулируя желание учиться и решать новые, все более сложные задачи:

1. Знакомство с конструктором и инструкциями по сборке, изучение технологии соединения деталей

2. Сборка простых конструкций по образцу

3. Усовершенствование моделей, создание моделей с более сложным соединением

4. Переход от конструирования по образцу к конструированию по замыслу. Ребенок самостоятельно, без образца, создает образ и воплощает его в конструкторе.

5. Представление своей работы зрителям: детям, педагогам, родителям. Это самый важный этап для развития самооценки ребенка. Радость свершения, атмосфера успеха, ощущение хорошо выполненного дела и собственной значимости – все вызывает желание продолжать и совершенствовать свою работу.

Техника безопасности и правила работы с конструкторами:

1. На рабочем месте необходимо соблюдать порядок

2. Все детали конструктора в нужном количестве лежали по своим ячейкам.

I. Подготовительный этап : (сентябрь 2019год)

Задачи:

1. Проведение диагностики посредством наблюдения, выявление интересов и конструктивной активности дошкольников, оценка индивидуальных особенностей

2. Сбор информации с помощью анкетирования родителей

3. Разработка примерного перспективного плана работы

4. Разработка примерного плана взаимодействия с родителями

5. Разработка примерного плана взаимодействия с воспитателями.

II. Основной этап: (октябрь 2019 - май 2020год)

Задачи:

1. Совершенствовать компоненты конструкторской деятельности, технические и изобретательские умения.

2. Поддерживать проявление самостоятельности, инициативности, индивидуальности, рефлексии, активизировать творческие проявления детей.

3. Развивать эмоционально-эстетические, творческие, сенсорные и познавательные способности.

4. Продолжаю работу с применением конструктора «DUPLO», робототехнического модуля «Технолаб», учитывая индивидуальные особенности внедрение LegoEducationWEDO.

5. Осуществляя работу по направлению, дети, прежде всего, научатся создавать технические конструкции.

6. Умение договариваться в игре учит детей самостоятельно определять замысел будущей модели, отбирать детали, определять сюжет, создавать выразительный образ и передавать свое отношение.

Вывод:

Игровые занятия с применением конструкторов разной сложности позволяют освоить посильный опыт в области технических знаний, учат моделировать, пользоваться знаковыми символами, совершать знакомые операции и действия.

Интеллектуальное развитие выражается в расширении словарного запаса, социальной сферы, математических способностей, овладение детьми общими способами действий, которые позволяют решать ряд практических или познавательных задач.

Реализуя проект, выстраиваю отношения с родителями. Составлен план взаимодействия (Приложение№ 2).

Как показала практика, наиболее эффективная форма работы с родителями это совместные занятия с детьми, презентация детских продуктов, мастер- класс.

Взаимодействие с педагогами осуществляю на протяжении всего периода реализации проекта. Составлен план (Приложение№3).

Наиболее эффективной формой работы считаю семинар – практикум, мастер- класс.

III. Заключительный этап: (май 2020 год)

Задачи:

1. Анализ результатов реализации поставленных задач.

2. Корректировка содержания деятельности по результатам обследования.

Эффективность реализации проекта зависит от организации конструкторской деятельности, проводимой с применением следующих методов:

• Объяснительно-иллюстративный — предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с технологическими картами и др.)

• Эвристический - (создание творческих моделей и т. д.)

• Проблемный - постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения детьми

• Программированный - набор операций, которые необходимо выполнить в ходе выполнения практических работ ( форма: компьютерный практикум, проектная деятельность)

• Репродуктивный - воспроизводство знаний и способов деятельности ( форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу)

• Частично - поисковый - решение проблемных задач с помощью педагога

• Поисковый - самостоятельное решение проблем

• Метод проблемного изложения - постановка проблемы педагогом, решение ее самим педагогом, соучастие ребёнка при решении.

• Метод проектов - технология организации образовательных ситуаций, в которых ребёнок ставит и решает собственные задачи, и технология сопровождения самостоятельной деятельности детей.

Реализация проекта осуществляется через следующие виды деятельности:

• Игровая - сюжетно - ролевая, игра с правилами и другие игры

• Коммуникативная - общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками

• Познавательно - исследовательская - исследование объектов окружающего мира, экспериментирование с ними

• Двигательная - овладение основными видами движения, развитие мелкой моторики рук

• Конструирование из разных видов конструкторов, включая кубики, разные виды бумаги, модули

• Изобразительная - конструирование плоскостное, лепка, аппликация, рисование.

Ресурсы:

Все участники образовательного процесса должны четко представлять:

• цель своей деятельности в слаженном взаимодействии между собой

• должны быть вооружены необходимыми знаниями для работы.

Материально-техническое оснащение:

Конструкторы: ЛЕГО DUPLO, LEGOEducation, LEGOWeDo

• Робототехнический модуль «Технолаб»

Информационные:

• Учебно-методическая литература, интернет ресурсы, детская литература.

• Систематизировано содержание по включению легоконструирования и робототехники в образовательный процесс

• Разработано перспективное планирование для детей 6-7 лет

• План взаимодействия с родителями и педагогическими работниками.

Партнеры

В реализации проекта участвуют :

1. Администрация детского сада

2. Специалисты (педагог – психолог, старший воспитатель)

3. Воспитанники 6-7 лет

4. Родители воспитанников.

В рамках проекта важно сформировать многостороннее взаимодействие всех участников образовательного процесса.

Администрация - оказывает методическую поддержку в разработке проекта, ведет общий мониторинг результатов, оказывает поддержку при работе с компьютером.

Педагог - психолог - осуществляет психологическое обследование воспитанников, дает рекомендации по посещению данных занятий детьми, отслеживает динамику психологического развития детей.

Родители - по желанию совместно с воспитанниками осваивают темы лего-конструирования и робототехнике, участвуют в сборе моделей, участвуют в мастер- классах.

Список используемой литературы

1. Комарова Л. Г. «Строим из ЛЕГО»

2. Наука. Энциклопедия. – М., «РОСМЭН», 2010. – 125 с.

3. Энциклопедический словарь юного техника. – М., «Педагогика», 1988. – 463

4. Ишмакова М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях

5. введения ФГОС. Пособие для педагогов

6. Автоматизированное устройство. ПервоРобот. Книга для учителя. К книге прилагается компакт – диск с видеофильмами, открывающими занятия по теме. LEGO WeDo, - 177 с., илл.

7. Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли – Москва: Просвещение, 2011. – 159 С.

8. Книга учителя LEGO Education WeDo (электронное пособие)

9. Комплект методических материалов «Перворобот». Институт новых технологий.

10. Мир вокруг нас: Книга проектов : Учебное пособие. - Пересказ с англ. -М. : Инт, 1998.

11. Примерные программы по внеурочной деятельности для начальной школы (Из опыта работы по апробации ФГОС)/ авт. -сост. : Н. Б. Погребова, О. Н. Хижнякова, Н. М. Малыгина, – Ставрополь: СКИПКРО, 2010

12. Чехлова А. В., Якушкин П. А. «Конструкторы LEGO DAKTA в курсе информационных технологий. Введение в робототехнику». - М. : ИНТ, 2001 г.

13. Интернет ресурсы

https://www.lego.com/education/

https://learning.9151394.ru

Публикации по теме:

Конспект занятия по легоконструированию «Ракета» в подготовительной группеКонспект занятия по легоконструированию «Ракета» в подготовительной группе Цель: расширение знаний детей о космосе через конструирование модели ракеты с помощью «ЛЕГО». Задачи: Образовательные: - Закрепить.

Проект ко Дню Победы «Память» в подготовительной группеПроект ко Дню Победы «Память» в подготовительной группе Цель проекта: создание условий для обогащения детей знаниями о ВОВ, воспитание патриотизма, чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой.

Проект «Лук-наш друг» в подготовительной группеПроект «Лук-наш друг» в подготовительной группе Цель: Вызвать у детей познавательно-исследовательский интерес к выращиванию репчатого лука в комнатных условиях. Узнать о его пользе. Заинтересовать.

Проект «Мир звуков» в подготовительной группе ПРОЕКТ «МИР ЗВУКОВ»(Подготовительная группа № 10 «Петушок») Над проектом работали воспитатели Тип проекта: информационно-исследовательский,.

Проект «Огород на подоконнике» в подготовительной группе Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители. Тип проекта: практический Образовательная область: познавательное.

Проект «Пернатые друзья» в подготовительной группе Проект: «Пернатые друзья» Тип проекта: познавательно-исследовательский. По времени проведения: краткосрочный (07.11. 2017 - 13.11.2017).

Проект в подготовительной группе «Волшебный мир камней»Проект в подготовительной группе «Волшебный мир камней» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 «Ромашка» с. Ростовановского Курского муниципального района.

Проект в подготовительной группе «Волшебный мир оригами»Проект в подготовительной группе «Волшебный мир оригами» Проект «Волшебный мир оригами» ВИД ПРОЕКТА: информационно - творческий. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: краткосрочный (февраль). АВТОР ПРОЕКТА:.

Проект «Зимние чудеса» в подготовительной группеПроект «Зимние чудеса» в подготовительной группе ПРОЕКТ «Зимние чудеса» В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ. Актуальность: Проект разработан в силу особой актуальности проблемы патриотического воспитания.

Проект по ЗОЖ «Будь здоров» в подготовительной группе Краткосрочный проект в подготовительной к школе группе "Будь здоров!" Описание: представляю вашему вниманию проект с приложениями по формированию.

Автор публикации:
Проект по легоконструированию в подготовительной группе
Опубликовано: 6 мая 2020 в 18:29
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД