Папки-передвижки

Пальчиковая гимнастика и Су джок терапия как средство, стимулирующее речевое развитие ребенка

Виктория Говтва
Пальчиковая гимнастика и Су джок терапия как средство, стимулирующее речевое развитие ребенка

Пальчиковая гимнастика и Су джок терапия как средство, стимулирующее речевое развитие ребенка

учитель - логопед I квалификационной категории Кафарова Юлиана Рафиковна

д/с №1 «Олененок» - филиал АН ДОО «Алмазик»,

г. Мирный

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Публикация «Пальчиковая гимнастика и Су джок терапия как средство, стимулирующее речевое развитие ребенка» размещена в разделах

Известно, что последнее время увеличилось количество детей с отклонениями в физическом и психическом развитии. В последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Дети сейчас начинают говорить позже, чем их сверстники 10 – 15 лет назад. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.

Из методической литературы мы знаем, что для детей с нарушениями речи тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развития ребенка. Поэтому очень важным является использование в работе различных методов и приемов – как традиционных, так и нетрадиционных.

Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су –Джок терапия ("Су" – кисть, "Джок" – стопа). В исследованиях южно-корейского ученого профессора Пак Чже Ву, разработавшего Су – Джок терапию, обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, руки и ноги человека с телом человека и т. д.). Нетрадиционные методы воздействия логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающейся работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, всё чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста.

Актуальность:

Речь ребенка находится на кончиках его пальцев, следовательно, своевременное развитие мелкой моторики позволит минимизировать нарушения в развитии устной речи у детей.

Осознав актуальность данной проблемы, мы начали углубленно работать по теме: «Пальчиковая гимнастика и Су – Джок терапия, как средство стимулирующее речевое развитие ребенка».

Цель использования Су–Джок терапии :

Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам расположенных на кистях рук и стопах с помощью использования Су–Джок терапии.

Задачи:

воздействовать на биологически активные точки по системе Су–Джок;

нормализовать мышечный тонус, стимулировать речевые области в коре головного мозга;

использовать элементы Су–Джок терапии на различных этапах работы во время коррекционной НОД с детьми;

содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, нормализовать тонус;

совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать память, внимание, мышление;

повысить уровень компетентности педагогов и родителей в вопросах коррекции речевых нарушений у детей.

Пути реализации Су–Джок терапии :

• работа с детьми (организация групповой и индивидуальной НОД с детьми, применение в повседневной жизни);

• работа с педагогами по ознакомлению c приемами работы по использованию тренажёра Су-Джок;

• работа с родителями (НОД с детьми в присутствии родителей);

• создание развивающей предметно - пространственной среды (приобретение тренажёра Су-Джок, составление картотеки игр и упражнений).

Для реализации задач используем следующие направления:

развитие артикуляционной моторики;

упражнения и игры для развития мелкой моторики;

развитие навыков звукового анализа и синтеза;

развитие фонематического слуха;

совершенствование лексико-грамматических категорий;

совершенствование навыков пространственной ориентации.

Используя элементы Су – Джок терапии, применяем следующие методы и приемы:

• взаимодействие со сказочным персонажем. (ребенку предлагается поиграть в сказку);

• словесные приемы (потешки, прибаутки, стихи, вопросы, сказки, загадки);

• игровые приемы (занятия – игра, игровые упражнения);

• практические действия (массаж кистей, пальцев рук).

Этапы проведения Су–Джок терапии во время логопедической НОД:

I этап. Знакомство детей с Су–Джок, правилами его использования.

II этап. Закрепление знаний в упражнениях, играх.

III этап. Самостоятельное использование шарика Су–Джок в соответствии с потребностями и

желаниями.

В своей практике применяем Су-Джок - массажеры в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами, резиновые мячики.

Су-Джок - тренажеры - это шарики, включающие в себя две кольцевые пружины. Сами шарики, и колечки используются при пальчиковой гимнастике. С помощью шаров - «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя психоречевому развитию.

Форма организации работы с Су–Джок массажё рами может быть разной: индивидуальная, подгрупповая и фронтальная НОД.

В процессе работы с детьми, имеющими различные нарушения звукопроизношения, мы пришли к убеждению, что эффективность применения нетрадиционных методов терапии во многом зависит от их сочетания с традиционными средствами коррекции. В процессе такого сочетания ребенок исподволь постепенно овладевает необходимыми речевыми навыками и умениями.

Главные достоинства Су - Джок терапии :

• высокая эффективность. При правильном применении выраженный эффект часто наступает уже через несколько минут, иногда секунд;

• абсолютная безопасность применения. Неправильное применение никогда не наносит вред человеку – оно просто неэффективно;

• доступность метода для каждого человека. В Су Джок терапии не нужно ничего выучивать и запоминать. Что заучивается – легко забывается. Метод достаточно понять один раз, затем им можно пользоваться всю жизнь.

• простота применения. Ваша рука и знания всегда с вами. А подходящий инструмент для проведения лечения вы без труда найдете.

Приемы Су – Джок терапии :

Массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мыщцы рук. В каждом шарике есть «волшебное» колечко.

Массаж эластичным кольцом, которое помогает стимулировать работу внутренних органов. Так как все тело человека проецируется на кисть, а также на каждый палец кисти, эффективным способом профилактики и лечения болезней является массаж пальцев, кистей и стоп эластичным кольцом. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны соответствующей пораженной части тела, до ее покраснения и появлении ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.

С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

Ручной массаж кистей и пальцев рук. Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей. Эти участки соответствуют головному мозгу. Кроме того на них проецируется все тело человека в виде мини-систем соответствия. Поэтому кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека

Нами была составлена картотека различных игр и упражнений в стихах: «СУ-ДЖОК ТЕРАПИЯ И РЕЧЬ».

Работа с родителями - одно из важнейших направлений в нашей работе, по созданию благоприятных условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев и подготовки руки ребенка к письму. Основная задача на начальном этапе работы с родителями - формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми. Для этого обосновываем необходимость работы по развитию мелкой моторики в подготовке руки ребенка письму, обращаемся с просьбой о помощи, которая может способствовать в формировании мотивационного отношения ребенка обучению в школе.

Анализируя результаты работы за два года с использованием традиционных пальчиковых игр в параллели с массажем кончиков пальца, стало очевидно, что регулярное и опосредованное стимулирование систем соответствия по Су - Джок оказывает лечебное и профилактическое воздействие на речевые зоны коры головного мозга и положительно сказывается на исправлении речи детей.

Результативность применения Су–Джок терапии с детьми :

Коррекция применения Су–Джок терапии в работе учителя – логопеда 2012-2013г:

улучшение работы мелкой моторики рук - 35%

улучшение чувствительности конечностей – 26%

улучшение работы речевой области мозга – 14%

улучшение двигательной активности мышц – 11%

повышения физической и умственной работы детей – 14%

Коррекция применения Су–Джок терапии в работе учителя – логопеда 2013 – 2014г:

улучшение работы мелкой моторики рук - 44%

улучшение чувствительности конечностей – 30%

улучшение работы речевой области мозга – 28%

улучшение двигательной активности мышц – 16%

повышения физической и умственной работы детей – 15%

Проведенный мониторинг позволяет сделать выводы о том, что применение Су–Джок массажеров в логопедической коррекции способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц, оптимальной речевой работе с ребенком, повышает физическую и умственную работоспособность детей. Использование Су-Джок терапии учителем - логопедом позволяет более интересно, творчески, эффективно решать коррекционные задачи, развивает речевую активность, способствует сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста.

Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность коррекционо-логопедической деятельности в условиях детского сада, а также оптимизировать выполнение речевых упражнений в домашних условиях.

Следовательно, использование Су – Джок терапии способствует коррекции речевых нарушений у детей.

Список использованной литературы :

1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: Учеб. -метод. Пособие. Ростов н/Д. ,2009.

2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения. М: ТЦ Сфера, 2014.

3. Ивчатова Л. А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми//Логопед, №1, 2010. – с. 36-38.

4. Крупенчук О. И. Уроки логопеда: Пальчиковые игры. М., 2008.

5. Лапухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движения: Пособие для логопедов и родителей. СПб. 2007 6. Пак Чжэ Ву. Вопросы теории и практики Су-Джок терапии : серия книг по Су-Джок терапии. М. ,2009.

7. Платонова О. А. Су-джок терапия для всех; М. ; ACT; СПб. ; Сова, 2007

8. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. Издательство «Лань», 2002.

9. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения по развитию речи : Пособие для практических работников ДОУ. М. : Айрис – пресс, 2006.

Публикации по теме:

Анкета для родителей «Речевое развитие ребенка» Анкета для родителей “Речевое развитие ребенка” (для определения уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.) Подчеркните.

Арт-терапия как способ развития психоэмоциональных функций ребенка Арт-терапия (дословно) - лечение какими-либо видами искусства. Особенность ее в отсутствии заданного образца: -Коммуникативным характером.

АРТ-терапия как средство развития социальных навыков несовершеннолетних Арт-терапия - междисциплинарное явление. Она возникла на стыке искусства и науки и вобрала в себя достижения медицины, педагогики, культурологии,.

Игровая терапия как средство диагностики и коррекции детей Оказание психологической помощи детям, испытывающим трудности в развитии - одна из важнейших задач практической психологии. Эффективным.

Консультация «Су-джок терапия для детей» Консультация для родителей «Использование Су-джок терапии с детьми дошкольного возраста» Подготовила Счастливцева Ирина Владимировна. В.

Мастер-класс для начинающих воспитателей «Пальчиковая гимнастика, как средство оздоровления детей дошкольного возраста» Цель: 1. совершенствование навыков педагогов в проведении пальчиковой гимнастики как средства оздоровления детей дошкольного возраста. 2.

Мастер-класс для воспитателей «Нетрадиционное средство развития речи Су Джок терапия «Чудо пальчики» Мастер-класс для воспитателей «Нетрадиционное средство развития речи Су Джок терапия «Чудо пальчики» «Ум ребенка находится на кончиках.

Пальчиковая гимнастика для малышей, как способ развития мелкой моторики и укрепления здоровья детей Данное направление выбрано мною не случайно, т. к. считаю важным уделять большое внимание пальчиковым играм в различных видах деятельности.

Речевое развитие ребенка предшкольного возраста Готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Это объясняется тем,.

Родительское собрание «Речевое развитие ребенка»Родительское собрание «Речевое развитие ребенка» Цель: раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка. Задачи: познакомить родителей с особенностями развития речи детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пальчиковая гимнастика и Су джок терапия как средство, стимулирующее речевое развитие ребенка
Опубликовано: 23 сентября 2016 в 04:06
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД