Ольга Мусина
Пальчиковая гимнастика — одно из направлений сенсорного воспитания и речевого развития детей I младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувствительный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Отдельным направлением в сенсорном воспитании является развитие у детей мелкой моторики – движений кистей и пальцев рук. Упражнения пальчиковой гимнастики стимулируют процесс речевого развития ребенка, способствуют развитию двигательного центра мозга, отвечающего, в том числе и за развитие мелкой моторики. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного – оказывает благотворное влияние на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце. Так что пальчиковая гимнастика не только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье ребенка.
Публикация «Пальчиковая гимнастика — одно из направлений сенсорного воспитания и речевого развития детей I младшей группы» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Все упражнения пальчиковой гимнастики делаются в медленном темпе и сопровождаются показом и четком произнесением текста. Повторять такие упражнения нужно как можно чаще. Постепенно малыш запомнит тексты стихотворений и сможет произносить их вместе со взрослым.
«Кулачки - ладошки»
Есть у любого два кулачка. (Воспитатель сжимает кулаки, сгибает руки в локтях и поднимает их вверх)
Хлопнул один по другому слегка. (Слегка ударяет одним кулаком по другому)
Ну а ладошки не отстают. (Разжимают пальцы)
Следом за ним весело бьют. (Соединяет основания ладоней и начинает хлопать таким образом, чтобы пальцы соприкасались друг с другом)
Кулачки быстрее бьют, (Быстро ударяет одним кулаком по другому)
До чего стараются!
И ладошки тут как тут, (Быстро хлопает в ладоши)
Так и рассыпаются.
Кулачки давай сердиться, (Еще быстрее ударяет одним кулаком по другому)
Громко хлопать стали.
А ладошки – баловницы (Еще быстрее хлопает в ладоши)
Тоже не отстали.
«Замок»
На двери висит замок. (Попросить малыша сжимать ладонь в кулачек)
Кто его открыть бы мог? (Кулачки поворачивать в разные стороны)
Повертели, покрутили, (Тихонько стучать по кулачкам)
Постучали и открыли. (Попросить ребенка разжать кулачки)
«Капустка»
Мы капустку рубим, рубим. (Вместе с ребенком ударяйте ребрами ладоней по крышке стола)
Мы морковку трем, трем. (Сожмите руки в кулачки и трите ими друг о друга)
Мы капустку солим, солим. (Делайте движения, имитирующие посыпание солью)
А потом все жмем, жмем. (Сжимайте и разжимайте кулачки)
«Паучок»
Паучок бежал по ветке, (Скрестите руки на уровне груди. Пальчики правой руки бегут по предплечью левой, а затем наоборот)
А за ним бежали детки.
Хлынул дождик: ой – е – ей! (Прижмите ладошки к лицу и сокрушенно покачайте головой)
Смыло паучков водой. (Помашите руками, словно стряхивая паучков и водичку)
«Как живешь?»
- Как живешь?
- Вот так! (Воспитатель сжимает кулак и поднимает большой палец вверх)
- А плывешь?
- Вот так! (Вытягивает руки вперед, прижав пальцы друг к другу, и совершает круговые движения кистями)
- Машешь вслед?
- Вот так! (Машет кистями рук)
- Ждешь обед?
- Вот так! (Подпирает кулаком подбородок)
- А шалишь?
- Вот так! (Надувает щеки и ударяет по ним ладонями)
«Наш малыш»
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – наш малыш. (Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого)
«Цепочка»
Пальчики перебираем
И цепочку получаем. (Большой и указательный пальцы левой руки образуют кольцо. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки : большой – указательный, большой – средний и т. д. Это упражнение можно варьировать, меняя положение пальцев)
«Зайка и барабан»
Зайка взял свой барабан
И ударил: трам – трам – трам. (Пальчики сжаты в кулачок. Указательный и средний пальцы вытянуты вверх и прижаты один к другому. Безымянным и мизинцем стучит по большому пальцу)
«Апельсин»
Мы делили апельсин, (Пальцы обеих рук сложить образуя шарик: большой с большим, указательный с указательным и т. д.)
Много нас, а он – один, (Кулачки поочередно сжимаем и размижаем)
Эта долька для чижа, (Пальчиками правой руки обхватить большой палец левой руки в кольцо и покрутить)
Эта долька для ежа, (Пальчиками правой руки обхватить указательный палец левой руки в кольцо и покрутить)
Эта долька для зайчат, (Пальчиками правой руки обхватить средний палец левой руки в кольцо и покрутить)
Эта долька для бобрят, (Пальчиками правой руки обхватить безымянный палец левой руки в кольцо и покрутить)
Эта долька для бельчат, (Пальчиками правой руки обхватить мизинец левой руки в кольцо и покрутить)
А для волка – кожура. (Руки приложить к голове и покачать)
Беда – разбежались кто куда. (Изобразить бегущие пальцы по ножкам)
«Сидит белка на тележке»
Сидит белка на тележке (Попросить ребенка подпереть голову кулачком)
Продает она орешки:
Лисичке – сестричке, (Малыш загибает пальчики)
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку. (Кулачок малыша сжат)
«Новый дом»
Чтобы дом построить новый, (Изобразить руками крышу домика)
Запасают тес дубовый, (Попросить малыша загибать пальчики на своей ручке)
Кирпичи, железо, краску,
Гвозди, паклю и замазку.
А потом, потом, потом…
Начинают строить дом.