Папки-передвижки

Пальчиковые игры для развития мелкой моторики у дошкольников

Шатравина Оксана
Пальчиковые игры для развития мелкой моторики у дошкольников

Слайд 1. Тема: Пальчиковые игры для развития мелкой моторики у дошкольников.

(Слайд 2).Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используют термин ловкость. Ученые (Иван Михайлович Сеченов, Иван Петрович Павлов, Алексей Алексеевич Ухтомский, Владимир Михайлович Бехтерев) доказали, что чем больше мастерства в детской руке, тем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Исследования показали исключительную роль движений двигательно- кинестетического анализатора в развитии речи и мышления и доказали, что первой доминирующей врождённой формой деятельности является – двигательная.

Публикация «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики у дошкольников» размещена в разделах

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на организацию образовательного пространства ДОО, которое должно обеспечивать развитие у детей крупной и мелкой моторики.

В современной педагогической практике мелкой моторике уделяется внимание уже в первом полугодии жизни, предлагая ребенку игры различной степени сложности в зависимости от возраста.

Одним из эффективных педагогических средств развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста являются многочисленные упражнения: пальчиковые игры, игры с предметами, упражнения на бизибордах.

(Слайд 3.) Целью исследования является изучение педагогических условий использования пальчиковых игр по развитию мелкой моторики у детей 3-го года жизни.

С научным аппаратом исследования вы можете ознакомиться на слайде.

Объект исследования: процесс развития мелкой моторики у детей 3-го года жизни.

Предмет исследования: пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей 3-го года жизни.

Слайд 4. (гипотеза исследования представлена на слайде)

Гипотеза исследования: мы считаем, что пальчиковые игры могут выступать эффективным средством развития мелкой моторики у детей 3-го года жизни при соблюдении следующих педагогических условий:

- разработке и реализации системы специально подобранных упражнений для развития мелкой моторики у детей 3-го года жизни;

- планировании системы пальчиковых игр в разных режимных моментах педагогического процесса ДОО с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- обогащении развивающей предметно-пространственной среды пальчиковыми играми, способствующими развитию мелкой моторики у детей 3-го года жизни.

В соответствии с гипотезой поставлены следующие задачи исследования, которые представлены на слайде (слайд 5) :

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

2. Выявить уровень развития мелкой моторики у детей 3-го года жизни.

3. Разработать и реализовать систему работы с использованием пальчиковых игр, направленных на развитие мелкой моторики у детей 3-го года жизни.

4. Выявить динамику развития мелкой моторики у младших дошкольников на основе использования пальчиковых игр.

5. Разработать методические рекомендации для педагогов и родителей по развитию мелкой моторики у детей 3-го года жизни.

(Слайд 6)Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ Детский сад №9 «Колосок» ст. Грушевская Аксайский район c 15 детьми 3-го года жизни.

(Слайд 7)Практическая часть нашей работы посвящена выявлению уровня развития мелкой моторики у детей 3 -го года жизни.

Задачи исследования (представлены на слайде)

(Слайд 8)Для выявления уровня развития мелкой моторики у детей 3-го года жизни, нами были подобраны и использованы диагностические комплексы, разработанные: Гуревичем Михаилом Осиповичем и Озерецким Николаем Ивановичем, Венгером Леонидом Абрамовичем, Левченко Ириной Юрьевной.

1. Упражнения на повторение фигур из пальцев.

2. Упражнения на скорость движений.

3. Упражнения на дорисовывание.

(Слайд 9)Уровень развития мелкой моторики у младших дошкольников оценивался по следующим критериям, разработанным М. О. Гуревичем и Н. И. Озерецким, Л. А. Венгером, И. Ю. Левченко, которые представлены на слайде:

- точность передачи движения;

- объем движений (полный, неполный);

- темп выполнения (нормальный, быстрый, медленный);

- способность к переключению движений (переключается, пропуски, перестановки, лишние движения);

- способность правильно держать карандаш;

- владение техникой линии, штриха;

- плавность, непрерывность движения руки.

(Слайд 10)На диаграмме, представленной на слайде, показана количественная обработка результатов констатирующего эксперимента по диагностическому комплексу.

Таким образом, результаты диагностики свидетельствуют о следующем:

20% - высокий уровень - общая и мелкая моторика сформированы хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справлялся достаточно быстро.

40% - средний уровень - испытывает небольшие трудности при быстрой смене упражнений из пальчиков; умеют достаточно правильно держать карандаш, линии чёткие, ровные.

40% - низкий уровень - дети затруднялись в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускали элементы; не умели правильно держать карандаш, линии при рисовании прерывистые, ломаные.

(Слайд 11) Цель формирующего этапа эксперимента: разработать и реализовать систему работы с использованием пальчиковых игр, направленных на развитие мелкой моторики у детей 3-го года жизни.

Задачи формирующего этапа экспериментапредставлены на слайде 11:

1. Разработать и реализовать систему специально подобранных упражнений для развития мелкой моторики у детей 3-го года жизни.

2. Включить систему пальчиковых игр в разные режимные моменты педагогического процесса ДОО с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

3. Обогатить развивающую предметно-пространственную среду пальчиковыми играми, способствующими развитию мелкой моторики у детей 3-го года жизни.

(Слайд 12)С учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей 3-го года жизни мы подобрали материал для показа пальчиковых игр, составили перспективный план, в который включили:

-самомассаж рук (сгибание, разгибание, постукивание, растирание, поглаживание пальчиков);

Самомассаж начинали с лёгкого растирания подушечек пальцев, потягивания за кончики пальцев, растирание ладоней. Затем приступали к упражнениям, направленным на развитие тактильных ощущений. Ребенку интересно было все, что происходит вокруг него. Дети пытались познать новое, прикасаясь к нему пальчиками (упражнение «Цветные лоскутики»).

(Игра «Чудесный мешочек»; упражнение «Найди такой же»).

-разучивание стихотворений, потешек, песенок, считалок с сопровождением движений пальчиками;

-серию пальчиковых игр (30 игр –например игры «Детки», «Муха – Цокотуха», «Зайчики», «Пальчики кивают», «Колечки», Дружба», «Гости», «В гости» и т. д.);

- включение пальчиковой гимнастики для рук во второй половине дня (после сна) или включение элементов упражнений в утреннюю гимнастику.

Решая третью задачу по обогащению развивающей предметно-пространственной среды пальчиковыми играми, мы поместили в центр активности детей материалы для упражнений в сенсомоторном развитии : чудесный мешочек, наборы для пересыпания из кувшина в кувшин (2 фаянсовых кувшина и мешочек гречки); набор для перекладывания ложкой (две миски, деревянная ложка и фасоль, «корзина сокровищ» и т. д. С помощью родителей были изготовлены бизиборды.

(Слайд 13)На завершающем этапе исследования был проведен контрольный эксперимент, который позволил оценить результативность формирующего этапа эксперимента. Цель представлена на слайде.

Цель: выявить динамику развития мелкой моторики у детей 3-го года жизни на основе использования пальчиковых игр.

Для выявления уровня развития мелкой моторики у детей 3-го года жизни мы использовали те же диагностические комплексы, разработанные М. О. Гуревичем и Н. И. Озерецким, Л. А. Венгером, И. Ю. Левченко, что и на этапе констатирующего этапа эксперимента.

Сравнительные результаты констатирующего и контрольного экспериментов представлены на слайде (14).

Как показано на слайде количество детей с высоким уровнем развития мелкой моторики увеличилось с 20% до 60%, а количество детей с низким уровнем – уменьшилось с 40% до 7%.

Движения пальцев и кистей рук у детей стали более точные, ловкие, со всеми заданиями справились намного быстрее и легче.

В результате проведенных экспериментов и анализа, полученных данных, мы можем делать следующие выводы:

Проведенная нами работа (разработка и реализация системы работы с использованием пальчиковых игр, направленных на развитие мелкой моторики у детей 3-го года жизни, обогащение развивающей предметно - пространственной среды группы ДОО предметным содержанием, необходимым для развития мелкой моторики) позволила получить достаточно высокие результаты развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. Анализ результатов контрольного эксперимента позволил обнаружить, что у детей повысились точность, непрерывность движений кистей рук и пальцев, скорость движений.

(Слайд 15)На основе полученных данных нами были составлены методические рекомендации по данной теме, с которыми вы можете ознакомиться на слайде:

1. Изучить исследования отечественных и зарубежных психологов и педагогов по проблеме развития мелкой моторики у детей 3-го года жизни.

2. Провести количественный и качественный анализ существующей практики развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

3. Разработать и реализовать систему специально подобранных упражнений для развития мелкой моторики у детей 3-го года жизни.

4. Включать систему пальчиковых игр в разные режимные моменты педагогического процесса ДОО с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей данной возрастной группы.

5. Разнообразить центр активности детей материалами для упражнений в сенсомоторном развитии : чудесный мешочек, наборы для пересыпания из кувшина в кувшин (2 фаянсовых кувшина и мешочек гречки); набор для перекладывания ложкой (две миски, деревянная ложка и фасоль, «корзина сокровищ» и т. д.

6. Повышать педагогическую компетентность родителей по проблеме развития мелкой моторики у детей 3-го года жизни с помощью разнообразных форм взаимодействия с ними: консультаций, бесед, вечеров вопросов и ответов, родительских собраний.

(Слайд 16) Благодарю за внимание!

Публикации по теме:

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста» 2. Слаид «Источники творческих способностей и.

Пальчиковые игры — основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников ЦЕЛЬ: 1. дать родителям знания о значении пальчиковых игр в развитии ребенка; 2. заинтересовать проблемой; 3. приобщить к пальчиковым играм.

«Пальчиковые игры с Петрушкой». Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию мелкой моторики Цель: - Проработать с детьми различные приемы и виды деятельности для развития мелкой моторики рук. Задачи: - Учить детей различным приемам.

Игры для развития мелкой моторики рук у старших дошкольников Развитие мелкой моторики рук играет важную роль в общем развитии дошкольников, позволяет сформировать координацию движений пальцев, развивает.

Конспект семинар-практикума для родителей «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей младшего возраста» ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ–ПЕТЕРБУРГА АДМИНИСТРАЦИЯ НЕВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у дошкольников» Наверное, практически все родители наслышаны о пользе мелкой моторики. Однако для чего нужно развивать мелкую моторику, когда и как это.

Мастер-класс для родителей «Пальчиковые игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» Тема:«Пальчиковые игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» Цель: Показать родителям воспитанников.

Проект «Волшебные пальчики. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей» МБДОУ д/с №36 г. Таганрог Проект «Волшебные пальчики». Тема: «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей.

Самообразование на тему развитие мелкой моторики «Пальчиковые игры»Самообразование на тему развитие мелкой моторики «Пальчиковые игры» Пальчиковые игры — это упражнения пальчиковой гимнастики Пальчиковые игры, используемые мною на практике. Сентябрь. 1 неделя. Раз, два,.

Сборник упражнений по развитию мелкой моторики. Пальчиковые игры СБОРНИК УПРАЖНЕНИЙ В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГАМ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ (ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ) 1. Пальчиковая гимнастика «Котёнок шалун» Котёнок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пальчиковые игры для развития мелкой моторики у дошкольников
Опубликовано: 5 июня 2018 в 19:16
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД