Любовь Горшкова
Пальчиковые игры в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
Игры для детей своими руками - тематический раздел на проекте.
Одним из наиболее важных и актуальных направлений работы с детьми является возможная коррекция недостатков речи ребенка, начиная с дошкольного возраста. Так, по словам М. Ф. Фомичевой «чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие».
Публикация «Пальчиковые игры в работе с детьми старшего дошкольного возраста,» размещена в разделах
Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Письменная речь формируется на основе устной, и недостатки речи могут привести к дальнейшей неуспеваемости.
Ученые Н. И. Новиков, В. М. Бехтерев, Д. Селли и др., изучавшие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки.
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений.
В настоящее время рядом исследователей (М. И. Кольцова, Е. И. Исенина, А. В. Антакова-Фомина и др. доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи.
Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, М. В. Ипполитова, О. С. Бот предлагают для развития и совершенствования моторики пальцев рук у детей с нарушением речи разнообразные игры и упражнения.
Учитывая актуальность данной проблемы, мной соответственно выбрана тема исследования.
Объект исследования: процесс коррекции ОНР у старших дошкольников.
Предмет исследования: использование пальчиковых игр как средство повышения эффективности логопедической работы.
Цель исследования: изучить особенности пальчиковых игр одного из средств логопедической работы по коррекции ОНР у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить теоретический материал по данной проблеме.
2. Выявить уровень развития
3. Разработать систему игр по развитию мелкой моторики рук.
Гипотеза: у детей с общим недоразвитием речи развитие мелкой моторики находится на боле низком уровне, чем у детей, у которых речь в норме.
База исследования: МДОУ «Детский сад №33» г. Троицка
Методологические основы исследования:
- научные исследования ОНР в трудах Р. Е. Левиной, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной и др. ;
- исследования о взаимосвязи речи и моторики в трудах И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, Н. А. Берштейна и др. ;
- исследования о роли игры в развитии речи в трудах Н. С. Жуковой, М. М. Кольцовой, Е. М. Мастюковой.
Методы исследования: изучение и анализ литературы, обследование.
В теоретической части дается краткий анализ исследуемой проблемы.
В параграфе 1.1 раскрывается понятие ОНР. В исследованиях Р. Е. Левиной, Н. А. Никашиной, Г. А. Каше, Л. Ф. Спировой, Г. И. Жаренковой и др. отмечается, что общее недоразвитие речи — это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте
В параграфе 1.2 раскрывается взаимосвязь речи и моторики. Исследования Н. А. Бернштейна, П. К. Анохина, А. Р. Лурии, Л. В. Антакова-Фоминой, М. М. Кольцовой и др. показывают, что развитие двигательных функций ребенка – сложный процесс, определяемый поэтапным созреванием центральной нервной системы, а также многообразными влияниями среды на плод и ребенка первых лет жизни. Взаимосвяз речи и моторики определяется последовательностью в развитии двигательных функций и сменой качественно различных этапов функционирования двигательного механизма головного мозга.
В параграфе 1.3 раскрываются особенности развития мелкой моторики у детей с ОНР. В исследованиях Л. В. Лопатиной, Н. В. Серебряковой, М. Кольцовой и др. указывается, что работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления ребенка в школу. Уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие моторики и координации движения рук, родители и педагоги решают сразу две задачи: развитие речи и навыков письма.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении понятия общего недоразвития речи, в выделении особенностей развития мелкой моторики у детей с ОНР и использовании игры как средства повышения эффективности логопедической работы при ОНР.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МДОУ «Детский сад №33» г. Троицка. В эксперименте приняло участие 5 детей шестого года жизни.
В параграфе 2.1 определены цель, задачи и методики исследования проблемы.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
1. Исследовать состояние мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи.
2. Дать характеристику обследованных детей.
3. Сравнить состояние ручной моторики у дошкольников с нормальным и нарушенным речевым развитием (анализ экспериментальных данных)
4. Коррекция нарушений моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи.
В обследовании были использованы пробы Заззо, Озерецкого.
Результаты исследования даны на стр. 33 – 40.
Обследование показало, что у детей нарушена координация движений, темп выполнения заданий медленный, дети быстро устают. Динамическая организация двигательного акта кистей и пальцев рук в большинстве случаев характеризуется трудностью и плавного воспроизведения предложенных движений, наличием добавочных движений, персевераций, перестановок.
В параграфе 2.2 представлен цикл пальчиковых игр, который используется в коррекционной работе с детьми с ОНР. Цель цикла: использовать пальчиковые игры в развитии мелкой моторики детей.
Работа предполагает решение следующих задач:
1. Развитие мелкой моторики как основы овладения графическими навыками.
2. Развивать координацию глаза и руки.
Работа направлена на развитие движений руки детей 6-го года жизни.
Работа рассчитана на учебный год, регулярность проведения пальчиковых игр ежедневно, продолжительность 3 – 5 минут.
Ожидаемый результат: у детей будут сформированы умения выполнения мелких действий руки.
Составлен тематический план игр на первое полугодие. Система игр составлена на основе методических материалов: Е. Карельской, Е. Рогожиной, С. Прищепа, Н. Попковой, Т. Коняхиной.
В параграфе 2.3 даны методические рекомендации родителям по развитию мелких движений пальцев. Предлагаемые рекомендации направлены на методику проведения упражнений и игр, которые влияют на развитие сенсомоторной координации, способствуют формированию двигательных навыков и дифференцированных движений пальцев рук. Эти упражнения и игры хорошо развивают мелкую моторику рук, которая благоприятно влияет на развитие речи.
Цель, задачи исследования решены, гипотеза нашла свое подтверждение.
Практическая значимость заключается в разработке цикла пальчиковых игр в коррекционной работе с детьми с ОНР и методических рекомендаций родителям по развитию мелких движений пальцев.