Авзалова Гульнар
Пальчиковые игры в раннем возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Игра-один из лучших способов развития речи и мышления детей. Они доставляют ребенку удовольствие и радость.
У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. Так и у нас с малолетства учили детей играть в «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая». Сегодня специалисты возрождают старые игры. Придумывают новые.
Публикация «Пальчиковые игры в раннем возрасте» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2014
«Пальчиковые игры» являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Они отражают реальность окружающего мира- предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, способствует развитию кисти.
Рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. Поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности.
Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее действие. Оказывают сильнейшее влияние на развитие речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
В раннем возрасте игры с пальчиками должны быть индивидуальной игрой. На 3 году жизни ребенок должен уметь сгибать пальчики в кулачки, выполнять действия по тексту: делать «крылышки» (махать ладошками, делать ушки (коза, «усики», «фонарики». Также можно показать ребенку следующую игру – сухой бассейн: наполнить емкость фасолью, горохом, бобами и т. д. детки, перебирая пальчиками, ищут игрушку («Киндер сюрприз»).
Приемы использования пальчиковых игр достаточно просты. Выполняя упражнение, сначала мы обсуждаем ее содержание, отрабатывая жесты, комбинации пальцев, движения. Постепенно от показа отказываемся, остается только словесные указания. Сначала все упражнения выполняем медленно, «слабым» детям воспитатель должен помогать.
Пальчиковые игры имеют ряд преимуществ перед другими «развивалками», например:
- Универсальность, т. е в них можно играть в любое время и в любом месте.
- Кратковременность, так как каждая игра длится не более 4-5 минут.
- Телесный контакт во время парных или групповых игр- очень активный, но безопасный.
- В процессе их проведения часто используют невербальное общение, язык жестов.
.
Главная цель пальчиковых игр- это развитие у детей:
Внимания
Воздействуют на умственное развитие ребенка
Развивают мелкую моторику рук
Формируют правильное звукопроизношение
Умение быстро и четко говорить
Совершенствуют память
Главное требование в играх рукой, её кистью, пальчиками мы должны одинакого заботиться о развитии правой и левой руки. Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между, а также между взрослым и ребенком.
Для игр с пальчиками можно использовать бумажные колпачки, рисовать на подушечках палцев глазки и ротик, можно связать персонажи. После выполнения таких игр замкнутые дети начинают раскрываться, адаптация детей проходит намного легче. Даже те, кто тяжело переносил разлуку с близкими, часто плакал забывают про слезы.
Речь ребенка тесно связана с движениями пальцев рук. Это можно наглядно увидеть при наблюдении за детьми одного и того же возраста, но с различной степенью развития речи. Дети, у которых более оживленные движения рук и пальцев, успешнее развиваются в речевом отношении. Раньше всего ребенок называет те предметы, которые трогает руками. Игры можно проводить как в детском саду, так и дома. Задачу развития мелкой моторики успешно решают систематические занятия, которые включают в себя: пальчиковая гимнастика, упражнения с карандашами, мячами, кольцами, выполнение фигурок их пальцев, ориентировка в пространстве, работа с мелким материалом (счетные палочки).
Что дает пальчиковая гимнастика для ребенка:
- развивает ребенку память, так как он учится запоминать последовательность движения рук и пальцев;
- развивает воображение и фантазию;
- умение подражать взрослому;
- выполняет упражнения, сопровождая их строчками стихотворения или песен;
- речь становится более четкая и ритмичная.
Такие игры очень нравятся детям, они подарят им радость общения и принесут ощутимую пользу.