МААМ-картинки

Памятка для учителя «Дисграфические ошибки»

Людмила Никулина
Памятка для учителя «Дисграфические ошибки»

Памятка для учителя.

Симптоматика дисграфии

Основными симптомами дисграфии являются специфические (не связанные с применением орфографических правил) ошибки, которые носят стойкий характер, и, возникновение которых не связано с нарушением интеллектуального или сенсорного развития ребёнка или с нерегулярностью его школьного обучения.

Выделяются три группы специфических ошибок:

-ошибки на уровне буквы и слога;

-ошибки на уровне слова;

-ошибки на уровне предложения.

Ошибки на уровне буквы и слога.

Публикация «Памятка для учителя „Дисграфические ошибки“» размещена в разделах

1. Пропуск свидетельствует о том, что ученик не вычленяет в составе слова всех его звуковых компонентов.

Например: «снки»-санки; «кичат»-кричат

Пропуск нескольких букв в слове есть следствие более грубого нарушения звукового анализа, приводящего к искажению и упрощению структуры слова.

Например: «бт»-брат; «девча»-девочка.

2. Перестановки букв и слогов являются выражением трудностей анализа последовательности звуков в слове. Слоговая структура слов при этом может сохраняться без искажений.

Например: «чунал»-чулан; «плюшегово»-плюшевого; «корвом»-ковром.

Наиболее часты перестановки в словах, имеющих стечение согласных.

Например: «довр»-двор; «барт»-брат.

3. Вставки гласных букв наблюдаются обычно при стечении согласных (особенно, когда один из них взрывной).

Например: «шекола»-школа; «девочика»-девочка; «ноябарь»-ноябрь; «дуружно»-дружно.

4. Смешение букв указывает на то, что пишущий выделил в составе слова определённый звук, но для его обозначения выбрал несоответствующую букву. Это может иметь место при:

-нестойкости соотнесения фонемы с графемой, когда не упрочилась связь между значением и зрительным образом буквы;

-нечетком различении звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство.

-По акустико-артикуляционному сходству смешиваются следующие фонемы:

а) парные звонкие и глухие согласные («тавно», «вазилёк», «польшие», «снешок», «собага», «портвель»;

б) лабиализованные гласные («звенит рочей», «дедошка» (о-у, «клёква, «тюплый (ё-ю);

в) заднеязычные («черёмука», «колгоз», «за голмом»);

г) сонорные («смерый», «крюч», «лабота»);

д) свистящие-шипящие («шиски», «гнёздыско», «шажали», «жажгли», «излозение», «нещет»; «сётка»;

е) аффрикаты (ч-щ-«стущал», «роча», ч-ц-«сквореч», «процитал», ч-т-«черчит», «утитель», ц-т-«пцицы», «цвецет», ц-с-«куриса», «рельцы».

-По кинетическому сходству:

а) о-а (в ударной позиции) «бонт»-бант, «ураки»-уроки;

б) б-д «людит»-любит, «убача»-удача;

в) и-у «прурода»-природа, «на береги»-на берегу;

г) п-т «стасли»-спасли, «стисыват»-списывать;

д) х-ж «поймал еха»-поймал ежа, «ледожод»-ледоход;

5. Персеверации (застревание):

а)в пределах слова-«магазим», «за зашиной»-за машиной;

б) в пределах словосочетания-«у деда Модоза»;

в) в пределах предложения-«Девочка кормила петуха и курм»

6. Аантиципации (упреждение, предвосхищение):

а) в пределах слова-«на девевьях», «дод крышей»;

б) в пределах словосочетания, предложения-«Жукчат ручейки», «Жалобко замяукал котенок».

Возможна персеверация и антиципация слога (и даже слова)-«стутупали»-ступали», «спуспуклись»-спускались, «мелго мелкой рыбы»-много мелкой рыбы.

Ошибки на уровне слова.

1. Раздельное написание частей слова наблюдается чаще всего в следующих случаях:

а) когда приставка, а в бесприставочных словах начальная буква или слог напоминают предлог, союз, местоимение- «и дут», «на чалось», «я сный», «с мотри»;

б) при стечении согласных из-за их меньшей артикуляторной слитности происходит разрыв слова-«б рат», «поп росил», «д ля», «п чёлы»

2. Слитно обычно пишутся служебные слова (предлоги, союзы) с последующим или предыдущим словом- «ветки елии сосны», «кдому», «надерево».

Нередки случаи слитного написания двух самостоятельных слов и более- «быличудные дни», «кругомтихо», «идётработа»

3. Смещение границ слов, включающие одновременно слияние смежных слов и разрыв одного из них-«у дедмо Рза»-у деда Мороза, «врекепе тя»-в реке Петя поймал

4. Контаминации (объединение элементов)-«лептбау»-лепят бабу, «блзм»-была зима, «мишкпаркилрит»-в мешке подарки для ребят.

5. Морфемный аграмматизм является отражением в письме трудностей анализа и синтеза частей слов. Ошибки обнаруживаются в операции словобразования:

-при подборе проверочных слов для прояснения конечного согласного: «лёдик»-лед, «мёдик»-мед;

-образовании существительных посредством суффикса –ИЩ- «рукища»-рука, «ногища»-нога;

-образовании прилагательного от существительного-«поленой цветок»-цветок растущий в поле, «медведин хвост»-медвежий, «ветерный день»-ветреный;

-несформированность языковых обобщений проявляется в уподоблении различных морфем-«сильнеет греет солнышко», «взмахнул лопатый»;

-ошибочное использование приставки или суффикса- «Пожарник поливает пожар», «Лосиха присторожилась», «Башня выглянула гмуро»-башня выглядела хмуро

Ошибки на уровне предложения.

1. Отсутствие обозначения границ предложений-заглавных букв и точек-«гуси вышли изадвора пошли на пруд встали на берик посмотрели на пруд на пруду водынету».

2. Аграмматизмы проявляются в нарушении связи слов:

-согласования и управления-«большая белая пятно», «ворона перезимовало», «уже зеленеет всходы», «Торжество счастья захлестнули птицу»; «на ветки деревьях», «по дорожках сада»;

-изменение слов по категориям числа, рода, падежа, времени;

-трудности в оперировании однородными членами предложения-«Девушка была румяной, гладко причесана», «Эта книга учит честности, смелости и уважать своих друзей»;

-трудности в употреблении предлогов (пропуск, замена, реже-удваивание)-«вызвал доске», «играю из девочкой Леной», «в прохладную воду в светлой реки».

Публикации по теме:

Внеклассное мероприятие к Дню учителя «С любовью к вам, учителя!» Классный час "С любовью к вам, учителя!" Цель мероприятия: воспитание уважения к профессии учитель, улучшить качество общения и взаимопонимание.

Консультация для родителей «Не обращать внимания на детские ошибки или поправлять?» Всегда у родителей возникает вопрос: как относиться к колоритным, но грамматически неправильно построенным детским словам? Закономерности.

Консультация для родителей «Ошибки взрослых. Комплексы детей» Какие они дети?Самые разные:самый красивый,самый умный,а для какого-то "не такой, как все", "мой такой медлительный" и т. д. Дети разные.

Обобщение опыта работы учителя-логопеда по теме «Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов» Обобщение опыта работы учителя-логопеда по теме: "Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов в решении проблем качества.

Консультация «Ошибки учителей и способы их устранения» Работа над ошибками – неотъемлемая часть методики преподавания любого предмета. Но особенно она актуальна на уроках русского языка. Учителя.

Права детей и ошибки родителей. Многие родители ошибаются, когда думают что ребенок не меняется что когда ему и два, три, семь, десять и т. д. На самом деле, это все разные.

Типичные ошибки семейного воспитания Типичные ошибки семейного воспитания. Ошибки связанные с мотивацией родителей: Степанов выделяет несколько групп родительских мотиваций:.

Родительские ошибки, которые приводят к детским истерикам. Ошибка № 1: Позволять ребенку все. Когда ребенок не встречает ни малейшего отпора своим прихотям, даже случайным, он, как ни странно, не.

Сценарий праздничной программы «День учителя» с посвящением в учителя молодых специалистов «ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ» с посвящением в учителя молодых специалистов. Музыка по теме. Звенит звонок. У микрофона 3 ведущих (педагог-организатор (основной.

Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов Количество детей нуждающихся в логопедической помощи,велико. Для эффективного устранения какого- либо нарушения в развитии ребенка требуется.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Памятка для учителя «Дисграфические ошибки»
Опубликовано: 27 октября 2017 в 10:21
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД